Китайцы не хотят, АвтоВАЗ не может: российский автопром оказался на перепутье

Разбираемся в большом исследовании рынка

ВЦИОМ подготовил большое исследование российского автомобильного рынка. Полностью с докладом на 100+ страниц вы можете ознакомиться по ссылке. Собрали главное из презентации, в рамках которой эксперты опросили множество экспертов.

Исследователи сначала вспомнили, как Россия боролась с кризисом после ухода зарубежных брендов. Коротко: были снижены требования к местному производству, чтобы оно могло выжить, а китайские концерны быстро захватили наш рынок. В 2024 году бизнес собирается продать от 1,2 до 1,4 миллиона машин, в 2030 году — около двух миллионов транспортных средств в течение года.

Три основных тренда в отрасли:

  • Тренд на поступательную стабилизацию и консолидацию рынка. Эксперты сходятся в том, что на рынке уже выделились «системные» игроки, доля которых составляет 75-80% продаж. Это крупные российские и китайские марки.
  • Ценовые войны — тренд этого года. Компании работают в условиях ограниченного спроса. При больших заявленных планах они вынуждены снижать цены на автомобили.
  • Борьба за лояльность покупателя: бренды все больше задумываются о том, как сохранить её. Одно из направлений — дать потребителю ориентиры и ощущение стабильности в ситуации воспринимаемого хаоса.

Мнение основных игроков рынка о дальнейшем развитии расходится.

Китайцы не хотят, АвтоВАЗ не может: российский автопром оказался на перепутье

Все стороны считают, что России необходима четкая и прозрачная промышленная политика. Видно, что государство хочет повысить локализацию производство в стране. Давно идет разговор о резком повышении утилизационного сбора на иностранные машины. Пока решение окончательно не принято. Велик риск, что если Правительство РФ пойдет на это, часть китайских компаний могут уйти с рынка.

Позиция АвтоВАЗа - нужно повышать утилизационный сбор, чтобы заставить китайцев локализовать производство. Её озвучил президент организации Максим Соколов.

«Результат — удалось значительно поднять производство и в 2023 году реализовать более 30% новых автомобилей. Но в финансовом плане доля компании составляет всего 9% рынка (низкомаржинальный сегмент). Чтобы иметь возможность далее успешно развиваться и инвестировать, необходимо увеличивать производство, а также выходить в другие, более высокие и маржинальные сегменты. Но из-за утраты отечественных технологий и компетенций не обойтись без глубокого сотрудничества с автомобильными концернами из дружественных стран.

Однако зарубежные автоконцерны не спешат инвестировать в производство в России, идти на передачу технологий. Воспользовавшись ситуацией, они очень быстро закрепились в платежеспособных сегментах с большим неудовлетворенным спросом. И сегодня успешно пользуются рынком, снимая с него «сливки» и продавая готовые автомобили. Ограничительные меры обходятся демпингом. Ситуация для них уже и так комфортна»

Самостоятельно концерн не может нормально производить платформы, трансмиссии и двигатели. Одновременно с этим не хватает высококвалифицированных инженерных кадров. Возникает логичный вопрос: «Почему Китай должен помогать?». На него ответа найти не удается. Кроме того, повышение утилизационного сбора может привести не к развитию, а к регрессу отрасли.

Китайцы не хотят, АвтоВАЗ не может: российский автопром оказался на перепутье

ВЦИОМ представил видение китайской стороны. Бизнес готов работать с Россией, но ему нужны понятные рыночные условия. Многие готовы идти на базовую локализацию, которая будет выгодна и им, и отечественному автопрому. Но для глубокой локализации сегодня азиатские партнеры не видят экономических стимулов.

Ниже вы можете прочитать мнения экспертов.

Китайцы не хотят, АвтоВАЗ не может: российский автопром оказался на перепутье

Разбор предложений китайской стороны.

Китайцы не хотят, АвтоВАЗ не может: российский автопром оказался на перепутье

Эксперты предполагают, что в отрасли может сложиться гибрид следующих двух сценариев:

  • Это может быть назревшая консолидация рынка, где будут конкурировать крупные отечественные и китайские «системные игроки».
  • Или доминирование отечественных брендов: при таком сценарии китайские компании будут участвовать в рамках совместного предприятия с созданием локальных брендов.

Не исключают отечественные игроки ухода китайских производитель. Об этом, например, говорит руководитель по маркетингу легковых автомобилей КАМАЗа Евгений Муратов:

«Существует вероятность, что китайские компании будут уходить из России или создавать здесь локальные бренды. Также возможно, что для коллег с востока будет стимул делиться технологиями, платформами, опытом. Но это опять же будет зависеть от того, насколько этот рынок им будет интересен. Если они будут видеть себя в роли доминирующего игрока с большой долей рынка – то да. А если нет, то им будет проще этот рынок покинуть. Для того, чтобы не рисковать»

Один из вариантов развития - это создание универсальных платформ для российского рынка. Но их необходимо заказывать у китайских партнеров, при этом, они должны будут в таком варианте передать техническую документацию. Для реализации такого варианта нужно не только согласие КНР (зачем им создавать конкурента?), но и серьезные финансовые вложения от государства. Сроки реализации такого проекта около трех лет.

Финальные два блока доклада касались маркетинга и электрических автомобилей. В первом снова говорили про проблемы российского автопрома, к которому россияне относятся резко негативно. По электромобилям все стабильно — рынок пока не взлетает, но большой потенциал эксперты видят в гибридах.

***

В рамках исследования удалось четко выяснить, что российский и китайский бизнес находятся на разных планетах. Отечественные компании хотят серьезного сотрудничества, но азиатским партнерам это просто не нужно. Все цитаты вместить в один текст невозможно, но вот слова зампред ассоциации китайских автопроизводителей в России Александра Цыпина:

«Почему китайцы не открывают производство здесь? А зачем? Если в грузовиках уходит 20% их внешнего производства. То в легковом сегменте это не те объемы. Да, значимо, но это не супер цифры»

В нынешней ситуации государству важно найти сбалансированный подход. Все стороны сошлись в одном — нужна единая прозрачная стратегия, которой отрасль будет следовать. И тут важно решить, что важнее и в какой момент. Резкие движения могут оставить граждан с дорогими отечественными машинами, которые они не хотят покупать. Необходимо искать экономические стимулы для китайских партнеров. Барьеры в виде повышения утильсбора, конечно, могут быть таковыми, но вряд ли они сработают в нынешней геополитической ситуации.

«Вник и рассказал» — проект, где вы найдете аналитические материалы о разных сферах экономики и жизни общества. Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу и Boosty.

11
3 комментария

Интересно а че не рассматривают вариант позвать третьего? Индию например? Или варианты льготного автокредитования для отдельных сегментов народа? Почему опять запретить, ограничить?

Ответить

Китайцы не хотят не хотят, да рынок их машинами просто переполнен

Ответить

Дорогой дедушка Трамп, после того, как вы ипанете по Москве, следующая цель - псевдоитальянский городок Тольятти.

Ответить