Опасный миф, на котором горят многие предприниматели: почему Роспатент откажет Бакальчуку в регистрации бренда «ВБ»

«ВБ - это не только Wildberries, но и инициалы «Владислав Бакальчук» — так на днях сооснователь ВБ прокомментировал поданную в Роспатент заявку на товарный знак «ВБ». Но едва ли это объяснение поможет ему стать владельцем бренда «ВБ». Всему виной одно опасное заблуждение — проверьте себя, чтобы не потерять свой бренд и деньги.

Опасный миф, на котором горят многие предприниматели: почему Роспатент откажет Бакальчуку в регистрации бренда «ВБ»

Бренд — это самый ценный актив любого нормального бизнеса. По сути, в бренде сходятся все вложения компании в рекламу и продукт.

Но вот вопрос: кому юридически принадлежат бренды вашей компании — вам или не вам? Ошибка в ответе может дорого обойтись, а иногда и вовсе довести компанию до банкротства.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей».

Сегодня расскажу о том, как предприниматели и маркетологи обжигаются с товарными знаками, получая в итоге отказы из Роспатента и теряя свои бренды. Но сначала в двух словах о том, зачем вообще нужны все эти товарные знаки.

Кому на самом деле нужны эти товарные знаки и зачем

Сегодня в России охраняется почти 900 000 товарных знаков, поэтому найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.

В качестве товарных знаков чаще всего регистрируют названия компаний, товаров, домены и имена. Графику тоже регистрируют — логотипы, упаковки, этикетки и так далее.

Правами на бренд владеет тот, у кого есть товарный знак. Если у компании «есть бренд», но нет зарегистрированного знака, значит юридически у нее бренда нет.

Правами на бренд владеет тот, у кого есть товарный знак.
Если у компании «есть бренд», но нет зарегистрированного знака, значит юридически у нее бренда нет.

И может оказаться, что «их» бренд давно уже принадлежит кому-то другому…

Чтобы нарушить чужие права, не обязательно использовать точь-в-точь такое же название или лого. Достаточно оказаться просто слишком похожим.

Риски:

  • взыскание компенсации до 5 000 000 рублей, а иногда и больше
  • штрафы до 500 000 рублей
  • вынужденный ребрендинг
  • блокировки в соцсетях и на маркетплейсах
  • конфискация товара
  • уголовное преследование

Нарушителем быть грустно. Судебной практики — под 30 000 дел каждый год, примеры рассказывал в других статьях.

Правообладателям — веселее:

  • можно убирать конкурентов с рынка
  • взыскивать компенсации с нарушителей
  • не беспокоиться о патентных троллях
  • безопасно выходить на маркетплейсы
  • продавать лицензии и франшизы
  • увеличивать стоимость компании
  • платить меньше налогов

Короче, если нужны подробности — вот отдельная статья на VC по теме: Регистрация товарного знака в 2024 году: польза, подводные камни, реальные цифры.

«А на самом деле мое название расшифровывается так» — прямая дорога к отказу

Как думаете, какое решение вынес Роспатент по этой заявке?

Выглядит странно, но это вполне себе настоящая заявка в Роспатент от одной пермской кофейни
Выглядит странно, но это вполне себе настоящая заявка в Роспатент от одной пермской кофейни

Конечно, Роспатент отказал. Почему?

Да потому что в названии кофейни отчетливо читается слово «КОКС». «Кокс» — это наркотик. А у Роспатента есть основание для отказа — «противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали».

Роспатент отказывает в регистрации «аморальных» знаков. И эксперту совершенно все равно, какой смысл закладывал в это слово предприниматель.

Роспатент оценивает знак с точки зрения среднего российского потребителя — обычного человека.

Обычный человек при слове «кокс» уж точно с большей вероятностью подумает про наркотик, а не про тайный смысл названия, заложенный предпринимателем из Перми.

Заход про «кокс вообще-то не наркотик, а уголь, и тут вот такая ассоциация, типа кофе черный как уголь» тоже не поможет.

Эксперты Роспатента не дети, и все прекрасно понимают. Если есть риск ассоциации с чем-то аморальным, то по заявке откажут.

«А на самом деле мое название переводится так»

Другой пример, еще одна заявка на товарный знак:

По этой заявке тоже откажут
По этой заявке тоже откажут

Иногда заявители рассказывают Роспатенту байки про переводы.

Дескать, «PIPISKAS» это не то, что вы подумали, а вообще-то с древнешумерского языка переводится как «отвага».

В таких ситуациях ни отвага, ни даже безумие не помогут. Роспатент откажет.

Причина такая же, как и с «расшифровками» — Роспатент оценивает заявку с точки зрения среднего потребителя.

Помните суши-бар «Ёбидоёби»? Они же тоже рассказывают, что их название вполне приличное и переводится с японского как «день недели — суббота». Только вот Роспатент им отказывает.

Логично: ведь наши покупатели не разбираются в японском языке и для них эта фраза звучит похожей на ругательство.

Что будет дальше с заявкой на «ВБ»

Какое отношение имеет «К.О.К.С.» и «PIPISKAS» к «ВБ»?

А теперь на этих примерах вы знаете, как рассуждает Роспатент.

Смотрите: если Роспатент посчитает, что заявка «ВБ» слишком похожа на товарные знаки Вайлдберрис или ассоциируется с ними, то поможет ли объяснение «а эти буквы расшифровываются как мои инициалы»?

Конечно же нет. Роспатент и здесь будет оценивать заявку с точки зрения обычного покупателя.

И если Роспатент посчитает, что для обычного покупателя «ВБ» — это «Вайлдберрис», то по заявке откажут.

А отказ в регистрации товарного знака — это не просто «государство не дало какую-то бумажку». Это, считайте, потерянный бренд, а вместе с ним и все вложения в его развитие, рекламу и репутацию.

По-хорошему, вместо того, чтобы сейчас городить сложные объяснения о том, что как переводится и что чего символизирует, нужно было еще на старте продукта и бизнеса привести в порядок права на бренды. Не повторяйте таких ошибок.

Выводы из этой истории для нас с вами

1. Роспатент оценивает заявки на товарные знаки с точки зрения обычного покупателя.

2. Роспатенту все равно, как расшифровывает или переводит название сам предприниматель и его маркетолог. Что символизирует название и всё такое — это не имеет особого значения.

3. Если название ассоциируется с чужим брендом, названиями госорганов или чем-то ругательным — в регистрации откажут.

4. Когда мы проверяем название перед подачей заявки в Роспатент, нужно думать не как маркетолог, а как эксперт Роспатента, который будет проводить экспертизу.

5. У Роспатента есть два десятка оснований для отказа. Чтобы не получить отказ, нужно еще до подачи заявки проверять по каждому, а не просто «глянуть похожие по базам».

На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если нужно спросить что-то частное для себя или своей компании, например по той же регистрации товарных знаков проверить-посмотреть — можно написать мне в личку в телеграме @bchlf

Если вам полезны такие штуки как в посте — поставьте лайк публикации и заходите в мой небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои рабочие заметки для предпринимателей и авторов о том, как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах». Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

6363
1111
11
11
11
60 комментариев

Как вариант, женское имя может быть Озонина. Вдруг будет сестренка у Вайлдберрислава)

5

Купер Вайлдберислав Озонович

2

Озония?)

1

Надо запретить снежок! Так тоже называют конкретный белый порошок

3

У меня снежок это молочный продукт)) я среднестатистический покупатель

8

А вот тут будет вопрос уже конкретных товаров, ассоциаций, и логотипа :)

1