Разработал CRM-систему для сети шаурмечных, бросил работу в Сбербанке, а потом выкатил на рынок конструктор Telegram-магазинов

Я начал в нише, где мясо и лаваши развозили так ловко, что бухгалтерия где-то терялась, а потом с контрагентов кулаками выбивали долги. А когда закрыл проблему ботом, мы масштабировали продукт и мы стали финалистами Ecom Future рядом с «Яндекс» и «Авито».

Разработал CRM-систему для сети шаурмечных, бросил работу в Сбербанке, а потом выкатил на рынок конструктор Telegram-магазинов

Привет! Меня зовут Адам, я основатель сервиса «Витрина» — это конструктор магазинов для Telegram для B2C и B2B. У меня ещё не было опыта публикаций на VC про «Витрину», так что я поделюсь историей, как развивал продукт. Честно, люто и без прикрас.

Вот он — главный продукт, вокруг которого крутилась история моего стартапа
Вот он — главный продукт, вокруг которого крутилась история моего стартапа

Пять лет назад помогали шаурмэну, а потом выросли в ноукод-стартап

Идея чат-бота пришла ко мне, когда я учился в институте и подыскивал подработку. Я целился в IT, так что брался за любую возможность получить именно коммерческий опыт разработки, а не просто делать пет проекты. Мой знакомый занимался перевозками как дистрибьютор, так что автоматизация бизнес-процессов через IT крутилась неподалёку: он закупает продукты, а его сеть водителей развозит и отгружает заказы клиентам. Здесь я и нашёл, где могу закрыть стандартный бизнес-процесс, а ещё мне хотелось получить опыт разработки чего-то нового с нуля.

На фотографии показываю бобины с куриным мясом, которые развозили водители моего знакомого
На фотографии показываю бобины с куриным мясом, которые развозили водители моего знакомого

Представим типичный ларёк — там продают шаурму из мяса, лаваша, соуса и овощей. Все эти ингредиенты скоропортящиеся и их необходимо пополнять ежедневно. А когда таких точек десятки и они разбросаны по разным городам и регионам, то все проконтролировать вручную становится невозможно. Это бизнес, связанный с постоянной суетой и текучкой клиентов, а значит, проблемами с систематизацией.

Сектор застрял в девяностых — всё неофициально, не было как такового бухгалтерского учёта. Деньги просто переводили на карту либо пользовались наличкой. Долги за отгруженный товар периодически выбивали кулаками, но после этого должник обычно уходил в тень, и достать долг уже не получалось вовсе. Поэтому в ход шли уговоры или просто угрозы.

Это один из сотрудников цеха, у которого две жены в Чечне. Он работал грузчиком и спал в том же цехе...
Это один из сотрудников цеха, у которого две жены в Чечне. Он работал грузчиком и спал в том же цехе...

Предприятия каждый день по разным маршрутам отвозили мясо и лаваши, и кто-то связывался то через телефоны, то через почту, то через мессенджеры. Заказы также часто изменяли в течение дня.

Номера телефонов менялись, потому что пользовались левыми сим-картами, у которых истекал срок годности. Или сотрудники увольнялись и меняли телефоны.

В общем, человеческий фактор уже начинал вносить свои корректировки из-за которого могли отвезти что-то не то или не привезти заказ вовсе.

Когда профакапили на 700 тысяч<br />
Когда профакапили на 700 тысяч

Пример факапа на 700 тысяч до внедрения бота. В то время мой знакомый доставлял продукты в «Милти» — сеть ресторана готовых блюд от шев-поваров по Москве и Московской области. Однажды из-за путаницы в документах им отвезли не ту курицу.

Суть в чём: любую курицу накачивают водой. Где-то меньше — она стоит дороже. Какие-то покемоны перепутали партии и вместо шаурмечных отправили в «Милти» курицу, которую сильно накачали водой. Из-за этой ошибки на следующий день с моим заказчиком перестали работать.

Проблема заключалась в том, что не было правильного учёта, кому везти заказы, что загружать и каким товаром. Поэтому передо мной поставили задачу не только начать вести учет долгов и заказов, но и формировать отчеты по различным маршрутам и отгрузкам.

А вот как при отгузке заказчику отправляли отчёты до внедрения бота
А вот как при отгузке заказчику отправляли отчёты до внедрения бота

Сервис вышел из пожеланий заказчика

Изначально решили внедрить в CRM-систему «МойСклад», чтобы хотя бы систематизировать процесс отгрузок и понимать кто сколько заказывает. Ну и ещё сохранить всех контрагентов в системе — даже адреса обычно хранились в голове у водителя. Слава богу, они хотя бы перед увольнениями не просто уходили в закат, а проводили инструктаж новичкам.

Порой погрузка превращалась в тетрис и нужно было упаковать тонну мяса в нексию. В эти моменты фоткать не очень хотелось. Поэтому держите фото загруженного на половину фургона.<br />
Порой погрузка превращалась в тетрис и нужно было упаковать тонну мяса в нексию. В эти моменты фоткать не очень хотелось. Поэтому держите фото загруженного на половину фургона.

Почти сразу стало понятно, что мой знакомый не особо дружит с компьютерами, и нужно было перенести базовые сценарии CRM-системы в телефон.

Вариантов было несколько: мобильное приложение, сайт и чат-бот в социальных сетях.

Мобильное приложение отмели сразу — это дорого и сложно в реализации. Сайт напрягал системой авторизации, плюс нужно было настраивать адаптив под мобильные устройства. Так мы решили сделать чат-бот в Telegram, поскольку он отвечал базовым требованиям и его было легче сделать.

На первую версию ушла неделя. После того как всех контрагентов занесли в МойСклад, я сделал бота, который просто выплевывает данные из CRM в текстовом виде в мессенджер. Можно было по нажатию кнопки отправить данные, сколько шаурмы и лавашей продано, сколько нужно загрузить в машину. Заказчик был просто в восторге — как минимум бот учитывал долги и присылал номер карточки, куда нужно отправить деньги.

Через месяц я сделал первую крупную итерацию. Заказчик попросил расширить функционал, чтобы клиенты сами оформляли заказы. Когда появились фича, пропала нужда в ребятах, которые принимали заказы по телефону, и сами заносили информацию по табличкам и CRM-системам. Так я создал машину, которая забрала работу у людей. Тогда же мы начали «раскатывать» чат-бот по клиентской базе, после чего последовал самый интересный этап — внедрение.

Промокод для читателей: напишите нам на @optimiser_company кодовое слово «ВИТРИНАВИСИ» и получите месяц Премиум подписки в Витрине.

Какими были первые сложности внедрения

Не всем клиентам было удобно пользоваться сервисом на русском. Шаурмечными владели выходцы из Средней Азии. Мы внедряли чат-бот со скрипом из-за их культурных особенностей — не все мигранты выучили русский язык. А делать бот на всех языках СНГ или нейронку, которая будет распознавать ломаный русский, бюджета не было. Плюс пять лет назад Telegram был не очень популярен в среде мигрантов, поскольку они предпочитали WhatsApp или Viber.

Чтобы обучить клиентов пользоваться сервисом, мы составили видеоинструкцию. Водитель, развозивший шаурму, начал учить владельцев шаверм, но для некоторых и это было что-то на грани с фантастикой. Они всё равно не всегда понимали, что от них нужно, и даже передавали оформление заказов своим детям. Некоторые мужики по 50–60 лет до сих пор категорически отказываются вносить данные в сервис — за пять лет с этими упёртыми просто смирились.

Тяжело менять старые привычки. Сначала мы раскатились на 20% клиентской базы. Увидели, что многие уходят в отрицание, но всё же нашлись клиенты, которые обрадовались нашему новвоведению. Им теперь не нужно было созваниваться с менеджером по 10 раз, чтобы сделать заказ, а потом ещё и уточнить, всё ли корректно записали. Всё-таки отговорки ребят были ленивыми.

Например, как правило, мигрантам легче отправить голосовое сообщение, чем разбираться в интерфейсе нового для них приложения. При этом заказчик теряет деньги, когда приходится нанимать специалиста, который переводит голосовые на русский.

В этом бизнесе клиенты часто меняются. Сегодня ты работаешь с человеком, завтра не работаешь, а потом он снова возвращается. Иногда возникает бардак, и приходиться менять маршрут и подстраиваться под постоянные нововведения.

Заказчик решил предлагать скидки, чтобы привлечь клиентов делать заказы в сервисе. В итоге через три месяца мы смогли перевести в чат-бот около 70% клиентов.

Где-то удавалось уговорить передать задачу по созданию заказов более продвинутым сотрудникам кафе, где-то водитель на месте проводил инструктаж. Дальше всех новых сотрудников начали изначально сажать на бота. Это позволило сократить сотрудников, которые обзванивали клиентов, чтобы собирать заказы. До этого люди сидели в «МойСклад» и заполняли заказы вручную.

Полтора года назад «Витрина» появилась в нынешнем виде

Всё началось с внедрения плагина для «МойСклад» — хотелось проверить спрос. Я хотел остановиться на этом: пользователь добавляет в чат-бот свою точку продажи, ассортимент и цены. И так получилось, что из-за ряда технических ограничений я сделал один бот на всех — менялся только айдишник магазина, который указывался в конце ссылки. Например, https://t.me/tesikekbot?start=789.

Я запустил бота с плагином, на него пошли пользователи, посыпались благодарности. Оказалось, что пользователи создают магазины в разных сферах: вейпы, одежда, реагенты, бьюти, но оформление бота было ограничено. По сути настроить под себя можно было только ассортимент.

Многих устраивал функционал, но не хватало кастомизации — заказчики даже были готовы платить деньги за индивидуальные доработки. Со временем доработок стало так много, что стало понятно, что надо запускать полноценный сервис.

В рамках плагина клиенты не могли позволить много функций. На тот момент я уже работал в зеленом банке и пришлось принять решение — остаться строить карьеру или попробовать уйти в никуда со своей идеей. Так что я принял решение нанять двух разработчиков, сформировать набор функций и создать MVP «Витрины». И с этим MVP мы зашли на выставку EcomFuture.

Стали финалистами выставки ECOM.Expo

ECOM.Future — это конкурс проектов для интернет-торговли. Выход на крупную выставку был для меня крупным шагом. Тогда я ещё работал прожект-менеджером в Сбербанке, совмещая «Витрину» с фултайм-работой. У меня получалось всё совмещать, но мне захотелось сфокусироваться на продукте.

Мысль была простой: «Если после выставки я пойму, что людям не нужен продукт, я завязываю».

Удивительно, что обычный чат-бот, который собирает заказы в телефоне, произвёл впечатление на предпринимателей, работающих в ритейле. На выставке было множество технологических гигантов вроде Авито, Сбербанка и Яндекса, но к нашему стенду подходили люди — мы собрали около 700 контактов за два дня.

Оказалось, что мы нашли нишу, где в ритейле особые сложности:

• 1C дорогой и толком ни с чем не интегрируется из коробки

• МойСклад — облачный и рискованный, виснет.

А ещё многие начали уходить в Telegram после февральских событий. Предприниматели пытаются найти способ продавать внутри мессенджера, а мы нащупали нишу, где закрываем их боли.

Промокод для читателей: напишите нам на @optimiser_company кодовое слово «ВИТРИНАВИСИ» и получите месяц Премиум подписки в Витрине.

Шесть месяцев назад сделали сервис платным и хотим вернуться к истокам

Когда кейс стал успешным, я решил его масштабировать — сделать более универсальным решением. По сравнению с первой версией бот сильно изменился: теперь это полнценное WebApp приложение, в котором можно настроить оформление, создавать рассылки, публиковать истории и промокоды.

За весь этот путь я смог собрать большой опыт в ретейле, а в особенности в продажах для Telegram. Как раз недавно делился с подписчиками о способах продажи в мессенджере с помощью нашего сервиса. Подписывайтесь, чтобы читать больше о работе с «Витриной» и фичах сервиса!

Клиенты говорят, что «Витрина» повысила их продажи. Весь мелкий ритейл находит удобным продавать в Telegram: бренды молодёжной одежды, кроссовок, часов, аксессуаров — дело специфике самого мессенджера. Когда весь контакт с покупателями происходит в Telegram, шагов для совершения покупки гораздо меньше.

Сейчас я развиваю сервис в сторону B2B-рынка. Как в старые-добрые времена с шаурмечными, хочется сделать интерактивный прайс-лист, регистрацию клиентов по телефону и систему лояльности. Также сейчас тестируем возможности для сферы услуг, например, маникюра и педикюра, чтобы они могли вести записи и быть на связи с клиентами.

***

Как вам мой продукт? Что вы думаете о перспективах Telegram-приложений на рынке?

Подписывайтесь на Telegram-канал «Витрины». Там я рассказываю о новым фичах, показываю тестовые возможности и просто рассказываю о развитии моего продукта. Для читателей сделал бонус — месяц бесплатной премиум-подписки. Напишите нам на @optimiser_company кодовое слово «ВИТРИНАВИСИ» и получите месяц Премиум подписки в Витрине.

2020
44
11
17 комментариев

Бля, кстати, збс. Вообще статья оч понравилась

3
Ответить

Прикольно, что куча фоток и трушный контент, а то заебали это копирайтеры на ВиСи — понаберут по объявлению

5
Ответить

Вот это я называю историей успеха

2
Ответить

класс! подход воодушевляет. А что если это будут не продажи, а организация суеты при строительстве загородного каркасника? прораб что то где то заказывает, как то же мясо для шаурмячной, да в разных местах да ещё прорабы меняются. Можно вашего бота под такое адаптировать? Или нового проще заварить? интересен именно телеграм потому что есть куча людей которые как раз от слова crm столбенеют.

2
Ответить

МойСклад — облачный и рискованный, виснет.Сейчас @Слава Рюмин заплакал. У него все статьи про мой склад в стиле
Бизнес загибался, владелец был по уши в долгах. Но внедрил мойсклад и бизнес за 2-3 месяца вырос в 10 раз 🤣

2
Ответить

А сейчас кастомизациями занимаетесь?

Статья отличная)

1
Ответить

Спасибо! Занимаемся, конечно! Порой из них прикольные самостоятельные проекты рождаются и идеи для новых продуктов. Но теперь только что-то крупное, а не "Переименуйте поле"

Ответить