Как директор директору: «Я всегда был и остаюсь ненавистником удалёнки!»

Соучредитель «МоегоСклада» Аскар Рахимбердиев рассказал нам о возвращении в офис, музыкальных пристрастиях и совещаниях в масках

Мы в Мегаплане переживали самоизоляцию по-разному: мрачный настрой сменялся то светлыми надеждами, то осторожными прогнозами.

Наш директор Сергей Козлов как-то поинтересовался в своем профессиональном окружении, кто с каким настроением работает на удаленке, как и когда собирается возвращаться обратно в офис.

Так и родилось это интервью с Аскаром Рахимбердиевым.

Аскар создал первый в России облачный сервис для дистанционного управления торговлей и складом, при этом сам терпеть не может работать удаленно. Технарь по образованию, он параллельно с основной специальностью мастерски освоил игру на гитаре и даже организовал свою музыкальную группу. Я спросил соучредителя и генерального директора компании «МойСклад», как его компания и он сам переживали самоизоляцию: изменилось ли за это время его отношение к удаленке и каким специалистам, по его мнению, такой формат категорически не подходит.

Аскар Рахимбердиев
Аскар Рахимбердиев

— Твоя компания уходила на удаленку, как вы работаете сейчас?

— У нас два офиса: в московском около ста человек, в нижегородском сорок. На удаленку оба ушли синхронно, где-то за неделю до официального объявления первых каникул для бизнеса. Удаленка у нас продолжается и сейчас, хотя Нижний потихоньку перебирается обратно в офис. В Москве на работу ездят где-то 10% сотрудников. По всей видимости, мы будем и дальше работать на частичной удаленке: 2-3 дня в офисе, 2-3 из дома.

Мы поняли, что планировать гораздо лучше в нормальном офлайн-режиме. Первые совещания в офисе уже идут, хотя выглядят немного странно из-за того, что мы надеваем маски. У нас такое правило: без маски работать можно только, если ты в кабинете один. Совещания в масках, конечно, выглядят диковато, но ко всему можно привыкнуть. Главное — безопасность.

— Каких специалистов ты точно вернешь в офис?

— Пока посещение офиса у нас абсолютно добровольное. Все приспособились к удаленке достаточно быстро, нашли лайфхаки, как эффективно работать из дома. Тем не менее действительно важно, в каком отделе сотрудник работает. Разработчикам проще, потому что у них приняты ежедневные стендапы: они по 10 минут рассказывают своей команде, кто чем занимался, у кого какие проблемы, достижения и планы на завтра. В тех отделах, где стендапов не было, пришлось их ввести, иначе падала эффективность.

Наша цель — пересадить обратно поддержку. Если разработчик отошел на 10 минут выпить чаю, на результаты его работы это никак не повлияет. А может быть, повлияет в лучшую сторону. А если кто-то из службы поддержки, которая отвечает на чаты и звонки, оставляет работу не в свой перерыв, его KPI сразу идут вниз.

Как директор директору: «Я всегда был и остаюсь ненавистником удалёнки!»

— Кому и из-за чего было сложнее всего работать удаленно?

— Проблемы были у тех, кто имеет дело с «железками»: кассами и телефонами у мобильных разработчиков. Эту проблему решили, распределив оборудование между сотрудниками. Непросто пришлось и тем, кто работал со сложными настройки, которые были завязаны на уникальный ноутбук. Мы его оставили включенным в офисе, и, когда было нужно, подключались к нему через TeamViewer. Конечно, удаленка снизила производительность команд, но не катастрофически.

— У тебя как у руководителя не было страхов, что сотрудники будут халтурить?

— Страхов не было, потому что народ у нас довольно ответственный. Мы используем Google Meet, и корпоративная почта у нас там же. Основной корпоративный мессенджер Slack. Так как компания живет на два офиса, всё уже работало в облаке.

Признаюсь, были сомнения насчет продавцов: получится ли у них удаленно работать. Продавцы звонят клиентам, и дома не всегда есть условия, чтобы нормально заниматься продажами. К тому же, продавцы — люди общительные, и когда сидят вместе, то подзаряжаются энергией, обмениваются разными фишками. Но продажи не просели: в мае вырос отток, но новые остались на прежнем уровне, а сейчас по новым клиентам мы даже обогнали показатели аналогичного периода прошлого года. За что я реально чувствую боль как руководитель, так это за полупустой офис в 1300 кв.м — деньги на ветер.

— Не пытался договориться о снижении арендной ставки? Мы смогли досрочно расторгнуть договор с арендодателем без выплаты неустойки.

— Нам сделали нормальную скидку в апреле и мае, а дальше не хотят. Возможно, нужно будет искать офис поменьше. Но от офиса совсем отказываться не хочется. Я всегда был и остаюсь ненавистником удаленки. Сам я из разработчиков и в свое время работал на удаленке суммарно три года. Именно потому, что пробовал сам, я ненавижу ее вполне осмысленно. Сотрудники всегда уговаривали частично на нее перейти. Я всегда говорил «нет», исключение мог сделать только, если стоящий работник переезжал в другой город, например, по семейным обстоятельствам. Ситуация с карантином все решила сама собой. Надо было учиться работать и в таком режиме тоже. Непонятно еще, что будет осенью.

— Аскар, почему ты так не любишь удаленную работу?

— Это абсолютно личная вещь. Кто-то сидит дома годами, и его всё устраивает. Почему мне не нравится? Не меняется обстановка. Когда приезжаешь в офис, гораздо проще настроиться на работу, что называется переключить контекст. Когда ты сидишь дома, рабочее место «размывается», ты не можешь вечером встать и сказать: «Всё, я сегодня закончил».

Общение в Slack (а мы общаемся через него) убогое по сравнению с обычным живым. Когда несколько человек участвуют в «митинге», все начинают друг друга перебивать. Если у кого-то медленный интернет или не включено видео, считай, всё пропало: все начинают говорить одновременно. Но главное, на удаленке не работает опция «подойти и спросить». Чтобы обсудить вопрос, нужно сначала назначить «митинг», зайти в календарь, всех добавить. Если это созвон группы, то явно он не закончится за 7 минут. В итоге плодятся адские «митинги», которые сжирают намного больше времени, чем в офисе. В офлайне эти же вопросы можно решить за пару минут.

— Что принципиально нового появилось в твоей компании во время самоизоляции? Например, мне пришлось ускорить запуск видео в Мегаплане.

— У нас все идет по плану. Государство не дает скучать с маркировкой, которая с 1 июля стала обязательной для обувной отрасли. Маркировка не переносится, несмотря ни на какие кризисы, и мы продолжаем заниматься ею, как и раньше.

Что делаем принципиально нового, так это пробуем нанимать сотрудников из других городов, раз все равно работаем удаленно. Можно не привязываться к Москве и Нижнему, и это значительно расширило ареал поиска. Научились проводить собесы в Google Meet: нанимать удаленно и удаленно «онбордить».

Добавили новые направления в маркетинг. До карантина мы довольно часто принимали участие в офлайновых ивентах, а сейчас переключились на вебинары. Рассказываем участникам, как выйти с бизнесом в онлайн, как торговать на маркетплейсах.

— Мы недавно проводили опрос клиентов и выяснили, что почти в половине компаний начались конфликты. Как у вас обстоят дела с командным духом, не потеряли его?

— Мы стараемся за него бороться. Живого общения, конечно, не хватает. Но мы сделали «общекомпанейские онлайн-митинги», или пицца-пати, раз в неделю. Руководители команд рассказывают, как у них идет работа. Благодаря этому все понимают, чем в происходит в компании и куда мы движемся. Обычно мы заранее рассылаем сотрудникам промокоды на пиццу (в последний раз на Яндекс.Еду). На последней такой встрече рассказывали лайфхаки об удаленной работе. Стараемся воссоздать атмосферу совместного творчества, чтобы не уходило чувство команды.

Как директор директору: «Я всегда был и остаюсь ненавистником удалёнки!»

— Какие планы по бизнесу строишь на остаток лета и осень?

— Если в конце марта всё обвалилось на 20%, то в середине июня мы обогнали цифры прошлого года. В конце марта я думал, что падение продолжится, потом летом нас ждет 3 месяца стагнации и с осени начнется восстановительный рост. По большому счету, всё так и происходит, но немного быстрее. Наш малый бизнес даже коронавирусом не проймешь — и это самый удивительный вывод из всей этой истории.

Да, умерло много бизнесов. Но их владельцы живы-здоровы и через некоторое время откроют новые. Сейчас всё будет достаточно быстро восстанавливаться. После того как клюнул жареный петух, малый бизнес понял, что нужно многое заранее делать: собирать базу клиентов, подключаться к платежным системам, продумывать варианты доставки и делать хотя бы самые простые сайты. «МойСклад» помогает многое из этого автоматизировать.

Даже если будут следующие волны, бизнес встретит их уже подготовленным. Хорошо, что у нас большая страна и «задница» случается не одновременно. В Москве второй волны может и не быть. Скорее всего, всплески заболеваемости будут, но в отдельных регионах. Мы уже лучше понимаем, что нужно закрывать, а что нет.

— Знаю, что ты играешь на гитаре. Помогло ли тебе твое хобби легче пережить самоизоляцию?

— Музыка мне просто нравится. Если бы у меня был талант, то я был бы музыкантом, а так приходится заниматься софтом (улыбается). В апреле у нас было запланировано два концерта, которые пришлось отменить. Ну и как люди ответственные мы приостановили репетиции на пару месяцев. Буквально на днях к ним вернулись. Так что играл дома и для себя.

— Как думаешь, твое увлечение музыкой отражается на работе? Например, я собираю солдатиков, и как только появилась возможность добавлять аватары к групповым чатам, сфотографировал их и поставил на заставки.

— Не знаю ответ ли это на твой вопрос, но расскажу трагическую историю. Она связана с музыкой. В свое время (кстати, независимо от меня) появилась идея назвать переговорки в офисе названиями групп. Мы провели голосование и выбрали название Abbey Road. До этого переговорка называлась «Гражданская оборона», или попросту ГРОБ — именно так и было написано на входной табличке. У некоторых сотрудников название вызывало непонимание: они не хотели идти в переговорку, которая так называлась. В общем, тогда не назвали омский аэропорт именем лидера этой группы, а у нас не прижилось название переговорки. Вот такое совпадение!

Есть еще другая переговорка, которая разделена мобильной перегородкой. Когда мы делаем из нее две комнаты, они называются AC и DC. Когда объединяем, получается ACDC. Так что в какой-то степени музыка в моей работе присутствует всегда!

Как директор директору: «Я всегда был и остаюсь ненавистником удалёнки!»
1919
42 комментария

А я вот забыл поездки на метро как страшный сон.

28
Ответить

Я тоже помню как мучалась и ездила в убогих автобусах в другой конец города за копеечную зарплату и попросилась на 1 час пораньше уходить. Сперва разрешили, а потом такие: "Ты нам раскачеваешь лотку!!11" и запретили. Уволилась. Как может директор конторы, ездящий до офиса 10 минут в авто и имеющий в нём долю и заинтересованность, понять обычного сотрудника, работающего за рис. Никак. Да, 1-2 дня в неделю куда ещё ни шло посидеть в офисе, но больше и без внятных карьерных перспектив лучше курьером Яндекс-Хавчика тогда.

23
Ответить

Ну у каждой компании разные условия работы( иногда говорят приходи в офис потому что там установлена камера и они следят за тем как ты работаешь), но я за удалёнку по всем тем же причинам, тратить часть зарплаты и время на то чтоб добраться до офиса и обратно, какой вообще в этом смысл.

2
Ответить

Я бы в такой офис не возвращался

18
Ответить

А я после 4 месяцев дома готов вернуться в любой офис — на 2-3 дня в неделю

4
Ответить

Просто вы не умеете адаптироваться, вот в чем ваша тяга обратно к офису.
Удаленная работа это не только дом.

11
Ответить

У нас есть клиенты, которые работали из коворкингов, парков, снимали квартиры и ходили в них как в офис. Есть куча "мастеров адаптации", которые вернулись в офис.

Мы же в Мегаплане приняли решение продлить удаленку для всех сотрудников до конца лета. 

1
Ответить