Налоговая реформа в России: основные моменты для ресторанного бизнеса

В июле был принят Федеральный закон № 176-ФЗ с поправками в Налоговый кодекс, которые коснутся всех. Как налоговая реформа повлияет на ресторанный бизнес? Будет ли общепит платить НДС, и как попасть под амнистию - разберемся в этой статье.

Налоговая реформа в России: основные моменты для ресторанного бизнеса

Привет! Меня зовут Ирина Благовещенская — Вице-президент Федерации Рестораторов и Отельеров России по экономике, финансам и инвестициям в индустрии гостеприимства, основатель Консалтинговой компании Escape Consult Group.

Я в ресторанном бизнесе уже 18 лет и за это время накопила огромный опыт в вопросах регулирования взаимоотношений малого и среднего бизнеса с налоговой службой. В связи с реформой у предпринимателей возникает огромное количество вопросов. Информационное поле переполнено противоречивыми данными, а самостоятельно разобраться в законе далеко не всегда так просто. Давайте проясним нюансы налоговой реформы для ресторанного бизнеса и главные условия амнистии.

Основная проблема: разобраться в терминах

Понятие «дробление бизнеса» до недавнего времени не было закреплено законодательно. Представители Федеральной налоговой службы заявляли, что это излишне и даже вредно.

Анализируя группу компаний, налоговый орган исходил из 17 признаков дробления, обозначенных в письме Минфина от 11 августа 2017 г. N СА-4-7/15895@, плюс была судебная практика, на которую опирались при рассмотрении и вынесении решений. Но представители бизнеса заявляли, что необходимо точное определение.

Теперь Минфин закрепил понятие «дробление бизнеса». Вопрос в том, стало ли от этого легче?

«Дробление бизнеса — разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями) (далее в настоящей статье – группа лиц), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения такими лицами специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных статьей 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налогов».

Из этого определения можно выделить основные моменты, по которым будут выявлять раздробившийся бизнес:

  • подконтрольность одному лицу;

  • наличие одинакового бизнеса (единая деятельность);

  • отсутствие самостоятельности в деятельности сателлитов — участников схемы;

  • отсутствие самостоятельной деловой цели;
  • направленность на занижение налогов;

  • достигается применением специальных налоговых режимов.

Все эти пункты так или иначе уже были оцифрованы в письме Минфина о 17 признаках, по которым налоговый орган объединял группу компаний и вменял «дробление».

Сложная «упрощенка»

Законодатели реформой пытаются устранить налоговый дисбаланс, который был основной причиной дробления. Бизнес был в ожидании обещанного «бесшовного перехода» с «упрощенки» на общую систему налогообложения.

Что мы получили? В итоге одним из важных нововведений реформы стал НДС для организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН).

В наших представлениях, «упрощенцы» — это те, кто не платит НДС. Сейчас все поменялось: с 2025 года упрощенная система налогообложения не является основанием для освобождения от НДС. Помимо этого, НДС для УСН (5% и 7%) нельзя возместить. Фактически это не является налогом на добавленную стоимость в классическом понимании. Это больше похоже на налог с продаж, но называется НДС.

Итак, теперь у нас есть «упрощенцы», которые не платят НДС (при доходах до 60 млн руб.), «упрощенцы», которые платят 5% и 7%, и те, кто посчитал и решил, что им выгоднее платить 20% с правом применения вычета НДС.

Налоговая реформа в России: основные моменты для ресторанного бизнеса

Помимо этого, лимиты по доходам для УСН увеличили (до 450 млн руб.), которые будут индексироваться на коэффициент-дефлятор, а лимит для освобождения от уплаты НДС сильно сократили (до 60 млн руб.). Получается, что работать по правилам предыдущих лет можно, если доход не более 60 млн рублей.

Здесь сразу возникает вопрос: приведет ли это к нарушению закона – начнет ли бизнес дробиться до 60 млн рублей? В отношении ресторанного бизнеса могу уверенно сказать: «Нет, не приведёт». И вот почему.

Налоговые преференции рестораторов

У ресторанного бизнеса есть свои налоговые преференции. Так с 1 января 2022 года услуги предприятий общественного питания, применяющих общую систему налогообложения (ОСНО), освобождены от НДС при выполнении определенных условий, предусмотренных Налоговым кодексом.

И тут хотелось бы отметить, что государство получило положительный эффект после введения льготы по НДС: только за 2022 год 1318 налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания, воспользовались льготой, что привело к дополнительным налоговым поступлениям в бюджет (+2,5 млрд руб.). И по словам главы Федеральной налоговой службы Даниила Егорова этот тренд продолжился и в 2023 году.

Поскольку до недавнего времени упрощенцы не являлись плательщиками НДС, то для них эта льгота была неактуальна. Поэтому сейчас один из главных вопросов рестораторов в рамках проводимой налоговой реформы – попадают ли «упрощенцы», оказывающие услуги общественного питания, под НДС с превышения 60 млн рублей выручки.

Согласно налоговой реформе организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), с 01.01.2025 автоматически становятся плательщиками НДС, и, как следствие, налогообложение совершаемых ими операций подпадает под единое регулирование положениями главы 21 Налогового кодекса «Налог на добавленную стоимость». Эта глава Налогового кодекса распространяется на плательщиков НДС вне зависимости от применяемой ими системы налогообложения (УСН или ОСНО).

В главе 21 Налогового кодекса есть статья 149 «Операции не подлежащие налогообложению». С 2022 в п.3 ст. 149 введен подпункт 38, согласно которому общепит на ОСНО освобожден от НДС при выполнении следующих условий:

  • сумма доходов за предыдущий календарный год составляет не более 2 млрд руб.;

  • удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов за прошлый год составляет не менее 70%;

  • среднемесячный размер выплат, начисленных физлицам за прошлый год, должен быть не ниже среднемесячной начисленной зарплаты за прошлый год в каждом регионе РФ, в налоговый орган которого налогоплательщик представил расчет по страховым взносам за прошлый календарный год (данные по среднеотраслевой зарплате в субъекте РФ предоставляет Росстат).

Дополнения в подпункт 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса не были внесены, равно как и не были внесены поправки в законопроект, что данная льгота применяется только для предприятий общественного питания, применяющих ОСНО.

Таким образом, «упрощенцы» в сфере общественного питания с выручкой более 60 млн руб. с 01.01.2025 будут пользоваться освобождением от НДС наравне с плательщиками ОСНО при соблюдении указанных выше условий.
Рестораны «упрощенцы» (УСН): будет ли НДС, если выручка > 60 млн руб.?
Рестораны «упрощенцы» (УСН): будет ли НДС, если выручка > 60 млн руб.?

На что смотрит налоговая?

Всех интересует существующая практика и реальные кейсы: что же на самом деле вменяют налоговые органы и на основании каких критериев они доначисляют, а затем отстаивают позицию в судах?

Я выделяю несколько триггеров, которые сработают против вас: деньги, сотрудники и бренд.

Финансовые отношения взаимозависимых лиц в группе компаний всегда под пристальным вниманием налоговых органов. А внутригрупповые займы являются самым популярным средством финансирования. Вот две самые распространенные схемы, на которые обращает внимание налоговая:

  • «перекидываем» деньги без договора из одного ресторана в другой, где меньше денег или их совсем нет;

  • «рисуем» договор, но физически деньги не переводим. Например, в ситуации с арендой или субарендой: договор субаренды помещения у нас «нарисован», но ни копейки не переводится по этому договору.

Ещё одним ключевым моментом являются сотрудники, а точнее их миграция из одного предприятия в другое:

  • общие сотрудники на всех предприятиях;

  • один сотрудник заменяется другим;

  • оформление перевода из одного места в другое, либо одним днем увольняем, на следующий – принимаем.

Естественно, все эти нюансы налоговый орган принимает во внимание.

И третий момент – общность бренда. Например, рестораны «раздробились», и в наличии следующие признаки:

  • находятся в одном регионе;
  • одни и те же учредители и генеральные директора;

  • один бренд, т.е. везде повесили одинаковые вывески.

Во всех этих случаях с большой долей вероятности налоговая будет вменять дробление группе компаний. Знаете почему? Потому что это самый «легкий кусок» – здесь не надо тратить силы на сбор доказательной базы о едином бенефициаре, не нужно объяснять «склеивание» компаний, которые под разным брендом и с разным технологическим процессом, да и многое другое.

Как попасть под амнистию?

Юридический язык довольно сложный и специфический. Нам часто при работе с клиентами приходится буквально «переводить» на русский положения Налогового кодекса. Нынешние поправки не являются исключением.

В законе, помимо понятия «дробления», вводится понятие «добровольный отказ от дробления бизнеса», под которым понимается «исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения». Другими словами, налогоплательщик должен сам определить и уплатить сумму налога в бюджет, а размер этой суммы налога складывается из оборотов всей группы лиц.

Суть амнистии, предлагаемой в поправках к Налоговому кодексу, сводится к тому, что, если бизнес добровольно полностью или частично откажется от «дробления» в 2025 и 2026 годах, то им простят неуплаченную в 2022-2024 годах сумму налогов.

Амнистия выглядит своего рода «пряником» для бизнеса за «хорошее поведение» в 2025-2026 годах. Для получения амнистии нужно выполнить что-либо из перечисленного:

  • добровольно отказаться от дробления;

  • изменить структуру бизнеса и уйти от дробления;
  • начать процесс ликвидации организации.
Один важный момент: если вас поймали на дроблении и решение ИФНС (Инспекция Федеральной налоговой службы) вступило в силу до момента подписания закона, т.е. до 12 июля 2024 года, амнистию применить не получится. В этом и есть главное противоречие – это не то понимание амнистии, к которому мы все привыкли, и что в действительности ожидал бизнес.

Если в отношении вас уже есть решение ИФНС, но оно еще не вступило в законную силу, то с 12 июля 2024 года его вступление в законную силу приостанавливается. Цель такого положения в обелении бизнеса – чтобы вы «запрыгнули» в последний вагон, согласились в 2025 и 2026 годах платить по полной и изменить структуру своей компании. Далее у ИФНС есть две опции: назначить и не назначить новую ВНП (выездную налоговую проверку) в 2025-2026 годах.

Если в 2025-2026 годах ВНП в отношении вас не назначена, то обязанность уплаты налогов за 2022-2024 годы не наступает – приостановленное решение вступает в законную силу, но не применяется в силу давности привлечения к ответственности.

В случае если новая ВНП назначена, механизм амнистии работает следующим образом:

  • ВНП не выявила «дробление» (например, вы изменили структуру бизнеса), либо если в периоды 2025-2026 годы вы оставили бизнес-структуру прежней, но перешли на ОСНО, то 2022-2024 годы вам простят. Соответственно, если у вас было приостановленное решение, то оно теряет силу.
  • ВНП снова выявила дробление в 2025-2026 годах, то накажут и за 2022-2024 годы, и за 2025-2026 годы.
  • ВНП выявила «дробление», вынесла негативное решение, и если после этого вы отказались от «дробления», то вас не заставят платить за 2022-2023 годы, при условии возмещения потерь бюджета за 2024 год.

Если вы подали на ликвидацию компании в 2025-2026 годах, то налоги по приостановленному решению ИФНС за 2022-2024 годы платить не нужно. Но тут есть дополнительная оговорка: если вы ликвидировали компанию, но впоследствии продолжили заниматься «дроблением» тем же составом лиц, то ИФНС обяжет вас заплатить налоги ликвидированной компании.

Всегда отстаивайте свой бизнес

У нас за плечами большой опыт работы с представителями ресторанного бизнеса. Кто-то обращается на этапе открытия предприятия – для правильного и корректного выстраивания бизнес-модели сразу, кто-то для разработки безопасной модели ведения предпринимательской деятельности на этапе расширения, кто-то, к сожалению, когда открыта проверка, либо еще хуже – она уже прошла.

Даже если у вас прошла выездная налоговая проверка, у вас есть акт либо решение налогового органа, обязательно надо идти бороться в досудебном и в судебном порядках, заниматься урегулированием вопроса: снижать сумму доначислений, оспаривать или отменять решение полностью или в части, доказывать деловую цель своих сделок и т.д.

Уже есть в судебной практике успешные кейсы, когда компаниям удавалось не только снизить суммы штрафов, но и вовсе отменить решение суда с выводами о «дроблении».

И как бы это громко ни звучало, ни вызывало улыбки, сейчас действительно можно работать в рамках правового поля, применяя все льготы, которые предоставляет государство, а также пользоваться всеми методами налоговой оптимизации, предусмотренными законодательством. Да, это будет чуть дороже, чем с «дроблением», но в пересчете на нервы – это куда более экономически обосновано.

Еще есть время подготовить бизнес к 2025 году. Мы проводим консультации со многими компаниями по анализу бизнес-модели, оценке налоговых рисков, расчету налоговой нагрузки на следующий год. А с кем-то уже ведем работу по реорганизации бизнеса на основании проведенного анализа и помогаем с выбором наиболее подходящей системы налогообложения.

Присоединяйтесь в наш закрытый Telegram-клуб для рестораторов, где участники обсуждают реальные задачи и проблемы, которые стоят перед бизнесом и требуют решения уже сейчас.

55
11
1 комментарий

спасибо за доходчивое разъяснение сложной темы

1
Ответить