Как мы выжили во время карантина, потеряв 70% клиентов

Доброго времени суток! На связи Павел Ковтун и Дмитрий Сталоверов — мы предприниматели с 10-летним стажем и все это время развиваем бренд VIRGINIA. Карантин закончился и мы можем смело заявить — мы выжили.

Как мы выжили во время карантина, потеряв 70% клиентов

С чего всё начиналось

virginia — это сервис в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по аренде сменных ковров для офисных помещений и компаний с отдельным входом — кафе, рестораны, салоны красоты и пр. — в общем практически все, кого закрыли на карантин. Когда в конце марта стали закрывать Москву, во введение таких мер в Питере мы не поверили. Первой реакцией Павла на президентские каникулы было — «Это выстрел в обе ноги».

Шок проходит

Смирившись с ситуацией, изменить которую мы были не в силах, сели изучать постановление. Поняли, что можем продолжать работать, потому что наша деятельность попадает под сферу ЖКХ. После первой недели карантина ничего, кроме его продления, не ждали, работали с клиентами и логистикой, готовились. Вообще в этот момент стало понятно, что наступил сложный и интересный период и «как раньше» уже не будет.

Как мы выжили во время карантина, потеряв 70% клиентов

Сложности

Без них никуда. Только там, где сложно — рост и развитие. Но в тот момент это было реально тяжело.

С середины марта ежедневно приходили новости о закрытии той или иной отрасли, поэтому чтобы не нести пустых затрат, приходилось быстро реагировать и перестраивать логистику.

Наши клиенты — в основном малый бизнес. И почти все они оказались закрыты. Как и у нас, у них наступили тяжелые времена, поэтому менеджерам было психологически тяжело с ними общаться — кто-то, не стесняясь, ругался матом, кто-то отказывался платить за ранее оказанные услуги, были такие, кто просто решил не возвращать наше имущество (ковры). В такой момент было важно оказать поддержку команде.

На фоне происходящего, видя, как закрываются компании, в которых работают их друзья и близкие, ребята из нашей команды все чаще стали задавать вопросы о том, собираемся ли мы закрывать компанию, что будет дальше и будет ли выплачена в срок зарплата. Конечно, мы не собирались сдаваться. И зарплату продолжали платить в срок и в полном объеме, потому что, нанимая на работу сотрудника, мы берем на себя ответственность. Такова участь предпринимателя. В итоге мы ежедневно показывали команде, какие цели мы должны закрыть сегодня, чтобы у всех все было хорошо.

Как мы выжили во время карантина, потеряв 70% клиентов

Три ключевых действия

На самом деле все действия были ключевыми и для неключевых времени просто не было. Но если выделять, отметим следующее:

  • оптимизация затрат на работу с партнерами — очень важно идти на уступки в такие моменты и поддерживать друг друга, мы поддержали своих клиентов, а наши партнеры поддержали нас
  • оптимизировали некоторые процессы и трудозатраты с помощью внедрения it-инструментов
  • вернулись к активным продажам и уже сейчас видим плоды этой работы

Человеческое отношение, оптимизация процессов, активные продажи.

Настоящее

Смотрим в будущее с оптимизмом. Дна мы уже достигли, оттолкнулись от него и теперь движемся вверх. Рассчитываем к декабрю выйти на прошлогодние объемы. Сейчас самая главная задача — заново выстроить доверительные отношения с клиентами. Мы понимаем, что у многих ситуация гораздо хуже, чем у нас, поэтому стараемся для каждого подобрать индивидуальные условия со взаимной выгодой.

Тестируем смежные ниши, например, доставку хозяйственных и канцелярских товаров. Продолжаем дополнительные разработки для ниши грязезащитных ковров и ведем отбор перспективных проектов в области IT и инжиниринга. В общем усиливаем то, что дало результат во время карантина.

Как мы выжили во время карантина, потеряв 70% клиентов

Наше любимое, что было бы если… Ну а если серьезно, то зная о грядущей ситуации, еще в начале 2020 начали бы работу в активных продажах по тем отраслям, которые устояли. В остальном карантин дал нам понимание того, что наша бизнес модель построена верно и готова к шоковым нагрузкам, позволяет быстро перестроиться под современные реалии.

66
23 комментария

Привет ребята)
Поздравляю с выживанием! Надо было рассказать про поездки на производство в 5 утра.
Молодцы, так держать!

1
Ответить

Спасибо, Владимир.
Думаю про детали и сладкую жизнь предпринимателя еще успеем рассказать.

Ответить

Мужчины, молодцы, предпринимательский дух очень важен в наше время.

1
Ответить

А аренда сменных трусов для сотрудников малого/среднего бизнеса не предвидится?

1
Ответить

Кирилл, есть необходимость? 

1
Ответить

Первой реакцией Павла на президентские каникулы было — «Это выстрел в обе ноги».Похоже Павлу свойственно в третьем лице о себе говорить.

То, чем я занимаюсь идеологически близко занятию Павла и Димы, поэтому я буду аргументированно измываться над статьёй.

Вообще в этот момент стало понятно, что наступил сложный и интересный период

В Москве к этому моменту уже было ясно что ни хера интересного нас не ожидает.

И зарплату продолжали платить в срок и в полном объеме, потому что, нанимая на работу сотрудника, мы берем на себя ответственность.Зарплату вы платили по одной простой причине - у вас были бабки.
Будь то резервы или личные средства, которые вы тратили в это время  это не даёт права заниматься морализаторством относительно других бизнесменов. Кто-то заходил в эту историю налегке, не успев заработать денег, кто-то был существенно выше вас и физически три месяца протащить расходный бюджет без доходов не мог. Мои бойцы три месяца получали от 30% до 70% докризисного дохода в зависимости от коэффициента трудового участия в силу смешанной окладно-сдельной схемы. 

оптимизация затрат на работу с партнерами — очень важно идти на уступки в такие моменты и поддерживать друг друга, мы поддержали своих клиентов, а наши партнеры поддержали насА что ещё вам оставалось делать когда ковры всем стали нахер не нужны? Оставалось два варианта - свернуть и отвезти на склад или освободить от платы.

Сейчас самая главная задача — заново выстроить доверительные отношения с клиентами.Но тогда не совсем ясно куда делись доверительные отношения между вами и клиентами. Примите просто как данность то, что 10% ковров улетели с Хоттабычами на родину ковров, а та дебиторка, с которой вы зашли в апрель прокисла навсегда и живите с чистого листа, верьте клиентам дальше. Я, например, так и поступил.

1
Ответить

Александр, а вы сами то что-нибудь, когда-нибудь писали? Можно ссылочку?
Чем же ваша деятельность «идеологически» схода? Прям заинтригован)

Ответить