Инсценировка романа Михаила Елизарова «Библиотекарь»

Эскизы к инсценировке романа М. Елизарова "Библиотекарь" Часть 1
Эскизы к инсценировке романа М. Елизарова "Библиотекарь" Часть 1

Меня зовут Лизавета. По образованию я театральный художник или сценограф - это человек, который придумывает визуал для спектаклей (декорации, костюмы, иногда и афиши).

В этом посте я хочу предложить вашему вниманию свою инсценировку по роману М. Елизарова "Библиотекарь". Этот краткий пересказ сюжета романа я писала для своего рецензента и хочу поделиться им и с читателем, так как это облегчит восприятие самих театральных эскизов.

Инсценировка в театральном деле — переработка не-драматического произведения для театра, а также телевизионного спектакля или радиопостановки; пьеса, созданная на основе литературного произведения, не являющегося драмой (романа, повести и тому подобного оригинала).

Время и место действия: начало 2000-х, Типичный промышленный среднерусский городок.

Роли:

Читатели Широнинской читальни:

  • Алексей Вяземцев – главный герой, новый Библиотекарь Широнинской читальни, племянник Максима Вяземцева бывшего Бибилиотекаря Широнинской читальни.

  • Оглоблин Федор Алексеевич

  • Денис Луцис – сирота, прибалт

  • Гриша Вырин – старовер

  • Саша Сухарев – бывший заключенный

  • Николай Тарасович Иевлев -

  • Игорь Валерьевич Кручина – ударник труда, силач, сталевар

  • Марат Андреевич Дежнев – врач

  • Возгляковы: Анна, Света, Вероника

  • Тимофей Степанович – старик, поход на бывшего председателя колхоза

  • Маргарита Тихоновна Селиванова – пенсионерка, самая старшая в читальне

  • Татьяна Мирошникова – возлюбленная Алексея В., «читательница Широнинской библиотеки»

Читальня Симонян и Колонтайская читальня (дружественная Широнинцам), а также группировки: терпилы," Факельщики", чеченские бандиты и "Павлики"- враждебные

Положительные персонажи - Широнинская читальня
Положительные персонажи - Широнинская читальня

Моховская читальня (враждующая с Широнинцами):

  • Остальные «Моховские дочки» - старухи из дома пристарелых

  • Ольга Данкевич (Крановщица) – огромная бабища, грубая сила читальни

  • Маша денщица – прислуга Полины Горн

  • Полина Васильевна Горн – старуха, второй после Моховой человек в читальне

Отрицательные персонажи - читальня Моховой
Отрицательные персонажи - читальня Моховой

Эпиграф от автора:

Рабочий человек должен глубоко понимать, Что вёдер и паровозов можно наделать сколько угодно, а песню и волнение сделать нельзя. Песня дороже вещей.

Комментарий Елизаветы М.: в эпиграфе выражен дух романа: персонажи борются за своё право обладания Книгами, которые при перечитывании снова и снова дают им утешение, радость, силу, власть (в зависимости от вида книги). Впечатление от Книг настолько сильное, что Читатели Библиотек готовы отдать за них свою жизнь.

Елизаров как писатель-постмодернист не дает этической оценки происходящему, не идеализирует героев. «Книги» в этом романе являются своеобразной лакмусовой бумажкой при проверке нравственности Читателя этих «Книг». «Книги» выявляют, обнажают суть Читателя и то, насколько он далеко может зайти ради своего идеала (ради эффекта от прочтения книги). Герои романа в массе своей обычные люди, как правило с тяжелой жизнью, вызванной разрухой в стране. Получается, что они вступают в Читальни не от хорошей жизни. В своих Читальнях они находят утешение и таких же обездоленных, как и они сами, что дарит им ощущение обретения 2-й семьи. Для них «Книги», волнение от них становятся дороже вещей.

Сюжет:

В мире Елизарова есть фантастическое допущение: а что, если в молодой, только встающей с колен России, существуют «Книги», на время наделяющие читателя сверхспособностями (при соблюдении определенных условий прочтения: непрерывность чтения и оригинальность самой книги). Первые люди, случайно открывшие эффект от этих книг, назвали их: Книга Власти, Книга Силы, Книга Терпения, Книга Радости, Книга Ярости, Книга Памяти, Книга Смысла. На самом деле это были повести забытого мелкого советского партийного писателя Дмитрия Александровича Громова.

Первыми случайно открывшими эффект книг (так называемые «естественные» Читатели) Громова были: Лагудов, Шульга, Мохова. Они образовали свои Читальни и установили тираническую власть и начали конкурировать между собой в захвате всех изданных книг Громова, в их уничтожении назло противнику. Они натравливали друг на друга «факельщиков» (сжигателей книг), «терпил» (маленькие читальни под налогом крупных) и устраивали бесконечные стычки. Условием битв было незаметность и использование холодного оружия (так легче было представить убитых как жертв бытового насилия). Самой легендарной была Невербинская битва.

Одной из маленьких Читален была Широнинская Читальня под управлением Максима Вяземцева, дяди главного героя Алексея Ваземцева. Алексей вырос в Украине. Потерянный молодой человек с нереализованными амбициями режиссёра и неопределенными перспективами в жизни узнает о смерти дяди. Он отправляется в Россию получать в наследство от него квартиру. В квартире дяди он попадает в засаду: псевдо покупатели квартиры (по сути конкурирующая Гореловская читальня) выманивают у Алексея книгу «Тихие травы» Громова (Книга Памяти), но тут подскакивают Широнинская Читальня, караулившая квартиру. Они отбивают себе книгу обратно.

Жестокая схватка с применением холодного оружия шокирует Алексея. Он невольно оказывается втянут в эту поножовщину, так как становится важным свидетелем. По факту Гореловская Читальня убила дядю Алексея, а теперь пришла и за книгой бывшего Библиотекаря, но Гореловцы были убиты Широнинцами. Теперь Широнинцам предстоял Суд Читален с последующей Сатисфакцией между Широнинцами и Гореловцами.

Эскизы к инсценировке романа М. Елизарова "Библиотекарь" Часть 2
Эскизы к инсценировке романа М. Елизарова "Библиотекарь" Часть 2

Широнинская Читальня относится к числу маленьких, читатели которой собрались вокруг одной единственной Книги Памяти. Эффектом этой книги служило умиление фантомным прошлым, дающее сильнейший катарсис. Наглеющие крупные читальни видимо решили нарушить и без того хрупкий мир между читальнями и подстрекали воровство, ввели налог на право обладания книгами, посылали убийц, факельщиков, терпил.

Нападение Греловцев явилось для сюжета спусковым механизмом к каскаду столкновений, битв, преследований и уничтожения Широнинской читальни. Принимая во внимание правила этого жестокого мира читален, такой исход был закономерен: крупные читальни укрупняются и давят маленькие, прямо по законам капитализма.

Комментарий Елизаветы М. : мне нравится, что в этом романе, благодаря допущению о существовании такого тайного общества библиотек, автор реалистично конструирует столкновение интересов и извечные законы о превосходстве грубой силы, о товариществе слабых, о служении сверхидее. Причём это служение совсем не обязательно со знаком +. Служение сверхидее может быть разрушительным, если человек слаб и несвободен как личность от своих пороков и невежества. Общество библиотек могло бы быть великим благом для мирового сообщества, но, как и всякая власть, власть книг искушает людей. Поэтому Читатели предпочли скрыть фантастическую силу этих книг и стали больше походить на секту.

Ещё примечание: насилие автор использует как приём отстранения от происходящего, как способ подчеркнуть фантастичность происходящего и максимально усилить драматичность противостояния героев (такой же прием использует Квентин Тарантино в своих фильмах).

Итак, возвращаюсь к сюжету. Алексей в Компании Широнинцев вынужден пройти сатисфакцию. (Это столкновение происходит в эскизе с заброшенным заводом №1). Читальня Гореловцев многочисленее, поэтому Широнинцы вынуждены просить помощи у Колонтайцев и у читальни Симонян. После битвы стенка на стенку побеждает каолиция Широнинцев во главе с Алексеем – он выступил как приемник своего дяди для поднятия боевого духа Широнинцев. Схватка закончилась благодаря точному удару Алексея по предводителю Гореловцев. Так и прошло боевое крещение Алексея.

Эскиз № 1 "Сатисфакция на заброшенном вокзале"
Эскиз № 1 "Сатисфакция на заброшенном вокзале"

Комментарий Елизаветы М.: Можно ли назвать вступление Алексея в читальню Широнинцев добровольным? С большой натяжкой. Оставшись в начале как заложник своего страха он постеменно начал проникаться симпатией к Широнинцам. Все они были порядочными и работящими и такими же одинокими как и сам Алексей. Вообще тема одиночества и страха перед жизнью возможно стала ключевой для меня в этой книге, она сроднила меня с главным героем и послужила поводом выбрать именно этот роман для инсценировки.

Примечание: деление персонажей на «хороших» и «плохих» у Елизарова условное: все совершают убийства во имя своей идеи, кто в качестве агрессора, а кто в меру самообороны. В этом романе хорошо показана природа войны, где проигрывают все стороны уже потому что оказались втянуты в этот конфликт.

После Сатисфакции автор сбавляет темп мовествования и знакомит нас с Широнинцами поближе. (Это происходит на эскизе с домом Алексея №2). Здесь Алексею дают первый раз прочитать Книгу Памяти, которая, как я говорлива выше, дарит читателю ощущение катарсиса, умиления, ностальгии, вызывая образы идеального прошлого(фантазия Алексея изображена на эскизе с демонстрацией 1 мая №3)

Эскиз №2 - "Квартира Алексея Вяземцева" (гг)
Эскиз №2 - "Квартира Алексея Вяземцева" (гг)
Эскиз №3 - "Фантазия Алексея о фантомном празднике 1 мая" (это он под впечатлением от Книги Памяти сгалюцинировал)
Эскиз №3 - "Фантазия Алексея о фантомном празднике 1 мая" (это он под впечатлением от Книги Памяти сгалюцинировал)

Затем за помощью к Широнинцам обращаются Колонтайцы – на них планировали напасть «Павлики» (читальня под руководством театрального художника Семен Чахов, около 100 человек). Происходит еще одна битва (битва происходит на эскизе с гаражами №4). Алексей предлагает вместо бойни устроить поединок 6 на 6. Эта битва закаляет Алексея как лидера, «Библиотекаря» - хранителя Книги Читальни. Сторона Колонтайцев побеждает, некоторые погибают, а у остальных тяжелые ранения, в том числе и у Алексея. Но зато он зарабатывает авторитет у своих Читателей. Алексей понимает, что обрел новую семью, тех, кого он хочет защищать, он обретает мужество преодолевать свойственную ему трусливость.

Эскиз №4 "Битва за гаражами или Невербинская битва"
Эскиз №4 "Битва за гаражами или Невербинская битва"

Позже у Широнинцев происходит стычка с чеченскими бандитами – они каким-то образом узнали про Книги, что является нарушением в сообществе Библиотекарей. НО Широнинцы решают сами зачистить чеченцев (битва с чеченцами происходит на эскизе с реставрируемой фреской №5), что тоже являлось нарушением, но только если правда дойдет до Совета Библиотекарей: Моховой, Лагудина и Шульги.

Эскиз №5 "Битва с бандитами у дома с мозаикой"
Эскиз №5 "Битва с бандитами у дома с мозаикой"

Правда вскрылась и с тех пор начинается гонение на Широнинцев: они сбегают в заброшнную деревню, заселяются в заброшенном сельсовете (эскиз с сельсоветом №6) и начинают готовиться к осаде. Тем временем Совет уже натравил на Широнинцев своих «терпил» и «факельщиков» - около 5 групп от 17 до 50 человек в каждой. Широнинцы погибают в схватках один за другим, все защищают Алексея, своего Библиотекаря и он чудом выживает. Когда исход становится ясен на сцену выходят «Моховские дочки» - старухи из дома престарелых, находящихся под воздействием Книги Силы, которая дарит им на время невозможную для их возраста силу. Также Появляется Полина Горн и приказывает Алексею следовать за Моховскими. Для убеждения она использовала эффект Книги Власти, так что у Алексея не было выбора.

Эскиз №6 "Сельсовет"
Эскиз №6 "Сельсовет"

Оказывается, когда ещё до столкновения с чеченцами Алексей от неизвестного адресата получил самую редкую, а может и единственную Книгу Смысла, её прислала одна из Моховцев, что не понравилось Полине Горн. Здесь у автора начинает проскальзывать архитипичная тема избранного, или спасителя: только Алексею при прочтении Книги Смысла открывался замысел всех Книг, другие же читатели после прочтения слышали у себя в голове только имя Алексея Вяземцева. Полина Горн решила весьма своеобразно воспользоваться избранностью Алексея. Она отвозит его в дом престарелых, которую переустроила в Моховскую цитадель. (эскиз с домом престарелых №7) Саму Мохову давно никто не видел, по факту «правила» от её имени именно Полина Горн.

Эскиз №7 "Прикрытие Библиотеки Моховой - дом престарелых"
Эскиз №7 "Прикрытие Библиотеки Моховой - дом престарелых"

Полина решает закрыть Алексея в бункер (эскиз №8), чтобы принудительно заставить Алексея читать все 7 книг одну за другой, снова и снова. В этом она видела замысел Книг, мол, родина останется нерушима, пока читаются эти книги. Сопротивление бесполезно и Алексей принимает на себя эту роль читателя неусыпной псалтири. Благодаря эффекту книг он перестает есть и пить. Тут занавес и падает.

Эскиз №8 "Бункер"
Эскиз №8 "Бункер"

Комментарий Елизаветы М.: Был ли замысел в самом деле в том, чтобы избранный читал подряд книги в бункере? Хороший вопрос! Похоже на извращенную трактовку пророчества. Книги Громова были трогательно патриотичны, хоть и наивны по содержанию (там изображались истории про ценности коллектива, про то, как с=востанавливали заводы, поднимали целину после войны и тд.). Если вспринимать чтение Книг как метафору, то можно сделать вывод о том, что если наше Российское общество будет помнить своё прошлое, усвоит у предыдущего поколения любовь к родине и понимание, что все люди братья, тогда нашей стране не страшен раскол. Дело не только в сильном лидере, а в осознанности каждого.

На этом у меня всё, спасибо за прочтение!

Подписывайтесь на мой тг канал, если вам интересно следить за моей работой. Здесь я делюсь искусством и общаюсь с вами:

11
1 комментарий

Елизаров мощный писатель. Но сейчас никто не читает "многабукаф". Увы.

Ответить