От стриминга до краудлендинга: как представители творческого сектора пытаются зарабатывать во время пандемии​

«Если пандемия не закончится в ближайшее время, артисты пойдут на стройку, как в 90-е».

От стриминга до краудлендинга: как представители творческого сектора пытаются зарабатывать во время пандемии​

Пандемия коронавирусной инфекции привела к запрету публичных выступлений, что моментально обернулось потерей доходов для большинства представителей креативных индустрий. Относительно безболезненно переждать запрет могли только музыканты, художники и актеры первой величины, имеющие накопления. Остальным пришлось срочно осваивать новые виды заработка. Насколько эти методы были эффективны, IPQuorum рассказали участники рынка.

Чтобы понять, как сильно запрет публичных выступлений ударил по отрасли, достаточно взглянуть на прогноз Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям. Из него следует, что за весну и лето люди творческих профессий и связанный с ними бизнес недосчитаются 150 млрд рублей.

Причем креативные индустрии несут потери по всему миру. К примеру, в Великобритании ущерб музыкальной отрасли, кинопроизводству, театру, телевидению, модным домам, музеям и галереям оценен в 74 млрд фунтов. Такой неутешительный прогноз содержится в докладе, подготовленном Oxford Econimics по заказу Федерации креативных индустрий Королевства.

Заработки музыкантов

В условиях пандемии у артистов практически не осталось реальной возможности заработать. Пока индустрия не восстановится, все будет печально для шоу-бизнеса:

Продлись пандемия еще год-два-три, многие артисты просто пойдут по миру, – уверен певец. – В любые кризисы люди начинают экономить на посещениях ресторанов, развлечений и концертов. Если пандемия не закончится в ближайшее время, то артистам придется идти на стройку, как это было в 90-е годы.

Денис Майданов, певец и композитор

Помочь пережить кризис может стриминговая платформа, на которой музыканты могли бы давать концерты по расписанию. «Зритель, который любит того или иного артиста, получил бы возможность подключаться к платформе, заплатив определенную сумму за просмотр концерта, – объясняет Майданов. – Вот тогда артист сможет заработать, его зарплата будет зависеть от реального размера лояльной аудитории. Повторюсь, такое развитие событий возможно, если с пандемией не справятся в ближайшие год-два-три. Люди рано или поздно снова захотят встречи с любимыми артистами. Поэтому создание подобной платформы станет единственным выходом».

О трудностях с заработком в онлайне также рассказал лидер музыкального коллектива «Прожект БАМ» Алексей Макаревич:

Во время карантина я провел пару-тройку онлайн-концертов и получил сущие копейки, а то и совсем ничего. Поэтому я не понимаю, как зарабатывают музыканты. Я зарабатываю не музыкой, чаще рисованием иллюстраций и этикеток. Ощутимого дохода от музыки я не имел никогда – ни до, ни во время пандемии.

Алексей Макаревич, лидер музыкального коллектива «Прожект БАМ»

Монетизация стриминга

На первый взгляд может показаться, что рынок переполнен бесплатным контентом, и слушателя невозможно привлечь концертами онлайн. Однако это не так:

Например, выступление «Мальбек и Сюзанна» одновременно посмотрели 22 тысячи человек на YouTube, а в соцсети «ВКонтакте» был набран уже 1 миллион просмотров, – говорит продюсер. – Заметьте, что это не эстрадные звезды первой величины. Также обратите внимание, что это аудитория, превышающая любой из существующих концертных залов в Москве.

Павел Катков, продюсер проекта ЗВУКНАВИНИЛЕ.РФ

В онлайн-концертное движение уже вовлечены такие игроки, как МТС и «ОККО», которые делают их зачастую бесплатными для зрителя, а значит, гонорарными для артиста, подчеркивает эксперт.

В случае же билетной схемы стоимость просмотра онлайн-концерта может варьироваться от 100–500 рублей до 5 тысяч рублей, но в последнем варианте это должен быть VIP-билет с дополнительными возможностями для зрителя (мерч, диск, пластинка, автограф, meet&greet). «Более того, онлайн-формат позволяет познакомить отечественного зрителя с зарубежными артистами, как это делает сейчас фестиваль British Blues Invasion online, – отмечает Катков. – Я убежден, что онлайн-концерты – это неотъемлемая часть будущего концертной индустрии, и намерен целенаправленно развивать свой проект в этом направлении».

Доходы художников

В еще более непростой ситуации по сравнению с музыкантами оказались художники и дизайнеры, представители культуры уличных брендов.

Если ты занимаешься в нашей индустрии каким-либо коммерческим проектом, то во время пандемии и после будешь чувствовать себя более уверенно. – У музыкантов была хотя бы возможность делать онлайн-проекты, работать с озвучкой, записывать джинглы, писать музыку для рекламы. Однако представители творческого сектора, чей заработок зависит от туров и выступлений, работе на опенэйрах, понесли серьезные финансовые потери.

Дмитрий Оскес, куратор и организатор выставки актуальной уличной моды и современного искусства Faces & Laces

Возможность переключиться на образовательные проекты стала для них единственным источником заработка: художники и дизайнеры проводили много вебинаров, онлайн-курсов, прямых эфиров на различных площадках, включая YouTube.

Однако и в этом сегменте у музыкантов оказалось больше преимуществ, подчеркивает Оскес. На их стороне – сложившийся имидж, готовые жертвовать средства фанаты, понимание, как монетизировать творчество и какой контент понравится целевой аудитории. Художникам сложнее, ведь многие из них вообще не привыкли работать в онлайне. К тому же по большей части они представляют андеграунд, среди которого довольно мало коммерчески успешных людей. Зарабатывать на творчестве в условиях изоляции им помогают коллекционеры. Найти их можно не только на аукционах современного искусства вроде VLADEY, лоты которого и до пандемии были доступны онлайн, но и в сообществах в соцсетях. Так, в группе «Шар и крест» в Facebook один пользователь в день может разместить до десяти объявлений о продаже художественных произведений.

Краудфандинг и краудлендинг

Творческий продукт может служить не только финансовым активом, но и инструментом привлечения заемных средств. С недавнего времени в мире и России становится все более популярной одна из разновидностей краудфандинга (очень похожего на сбор пожертвований) – краудлендинг (больше напоминающий кредитование).

По данным Statista, глобальный объем сделок в этой отрасли составит в 2020 году 206 120,7 млн долларов, в России – 132,8 млн. В 2019 году данный показатель в РФ достигал 120 млн долларов.

Чем же краудлендинговые платформы так привлекают представителей творческих профессий по всему миру? Во-первых, они рассматривают интеллектуальную собственность как актив, способный приносить доход, и выдают под нее заемные средства. Традиционным кредитным организациям нематериальные активы неинтересны, поэтому банки в большинстве случаев и не кредитуют представителей творческого сектора. Во-вторых, подобные инструменты позволяют абсолютно любому человеку выступить в роли инвестора.

Так, краудлендинговый стартап Weeshing дает возможность с выгодой вкладывать деньги в любимых артистов. Потенциальный инвестор может профинансировать онлайн-концерт и получить процент от количества проданных билетов. Стартап организовывает мероприятия, в которых принимают участие такие исполнители, как Journey, Cee Lo Green, Hanson, Hoobastank и другие. Согласно данным catgeorge.com, доходы инвесторов составляли 5–50% средств, вырученных от продажи билетов.

Потенциал нового рынка уже успели оценить и российские власти: об этом свидетельствует принятый в январе этого года закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». Ужесточение регулирования в краудфинансировании может помешать отрасли развиваться, полагает председатель совета директоров краудлендинговой платформы CO-FI, преподаватель Digital IP Александр Сухотин.

Конечно, соглашается эксперт, нужен закон, ограждающий рынок от недобросовестных заемщиков. На нем не должно плодиться слишком много инвестплатформ, действующих по принципу финансовых пирамид. Однако прописанные в документе инструменты регулирования слишком жесткие, что может отпугнуть потенциальных пользователей, тем более представителей креативных профессий.

В творческой среде люди в основном заняты созданием контента, они редко разбираются в юридических тонкостях. Когда речь заходит о получении кредитных средств под нематериальные активы, творческие люди обычно настораживаются. Они думают, что имеют дело с каким-то цифровым банком, который в конечном итоге отберет последнее – плоды творчества.

Поэтому мы в CO-FI работаем над тем, чтобы, с одной стороны, правильно сформулировать предложение для творцов, не отпугнуть их, а с другой – для инвесторов, чтобы они были уверены в надежности нашей платформы для капиталовложений. К примеру, работая с авторами, мы стараемся не употреблять слова «краудлендинг», «заем», «заемщик».

При помощи краудлендинговой платформы художник или музыкант может обратиться к поклонникам с коммерческим предложением или идеей совместного бизнеса. Фанаты получают возможность зарабатывать на творчестве любимого артиста, а он – профессионально расти.

Как обычно действуют начинающие авторы и исполнители?Они идут в издательство за авансом на запись альбома. Краудлендинг же позволяет быть более независимым. Раз вы не просите денег у издательства или государства, вы более свободны как в выборе бизнес-партнеров, так и тем для творчества».

Александр Сухотин, председатель совета директоров краудлендинговой платформы CO-FI, преподаватель Digital IP

Пекинский договор

В особом положении в период изоляции оказались исполнители аудиовизуальных произведений, то есть актеры. Благодаря долгожданному вступлению в силу Пекинского договора в апреле этого года (документ ратифицировала и Россия) они могут претендовать не только на гонорары, но и на авторские отчисления с каждого показа или трансляции фильма в кинотеатрах, на ТВ и стриминговых сервисах.

16 июня в ходе первого выпуска серии Creative Global Talks на тему «Пекинский договор: от Рима до Пекина», который организовала Европейская конфедерация обществ правообладателей, прозвучало мнение о том, что консолидировать усилия по защите авторского контента помогут общества по коллективному управлению правами для актеров – соглашение между испанской компанией AISGE и американским гигантом Netflix подтвердило, что исполнители могут получать роялти вне зависимости от того, пользуется ли успехом проект с их участием.

Нештатная ситуация больно ударила по доходам всего творческого сектора. Представители креативных индустрий могут продолжать ждать снятия ограничений на концертную и выставочную деятельность, если позволяет финансовая подушка. Второй вариант менее пассивен: он предполагает поиск новых способов работы с аудиторией, в чем лучше всего могут преуспеть музыканты. Остальные творцы до полного снятия режима самоизоляции могут проводить образовательные мастер-классы или пробовать новые инструменты заработка в виде краудлендинговых платформ.

33
4 комментария

Современные проблемы требуют современных решений
Мне кажется, эта пандемия толкнула нас немного в будущие. Мир стал меняться достаточно быстро. И пока непонятно, хорошо это или плохо. В любом случае интересно наблюдать)

4
Ответить

А мама предупреждала, что надо было учиться, а не на гитаре у подъезда тренькать

3
Ответить

Долги на миллионы, все в залоге — квартира, машина, жена ушла. Вот такая беда у одного знакомого организатора концертов в регионе. Звуковики, световики, монтажеры — кто в таксисты подался, кто машины моет. И сколько это продлится еще?

2
Ответить

 Во время карантина я провел пару-тройку онлайн-концертов и получил сущие копейки, а то и совсем ничего. Поэтому я не понимаю, как зарабатывают музыканты. Я зарабатываю не музыкой, чаще рисованием иллюстраций и этикеток. Ощутимого дохода от музыки я не имел никогда – ни до, ни во время пандемии.

1
Ответить