Вышел рейтинг TIME самых влиятельных персон в области искусственного интеллекта. Номинация “лидеры”

Сэм Альтман далеко не на первом месте, и в рейтинге много неизвестных нам имен. Есть генеральные директора, но не только: есть филантропы, визионеры и даже чиновник из Китая. Словом, много любопытного.

Подписывайтесь на мой канал: продуктовые фишки одной строкой

Это второй такой рейтинг TIME, и по сравнению с прошлым годом он существенно изменился: 91 участник рейтинга прошлого года не попал в рейтинг-2024, что свидетельствует о том, насколько быстро меняется эта отрасль.

Если в 2023 году мир ИИ доминировал за счет появления стартап-лабораторий вроде OpenAI, Anthropic и их конкурентов, то в этом году, как отметили и критики, и сторонники, мы увидели огромное влияние небольшого числа технологических гигантов. Без них у ИИ стартапов не было бы финансирования и вычислительной мощности, которые им нужны для развития.

Многие отрасли теперь сотрудничают с ведущими ИИ компаниями для изучения новых возможностей. Последствия этих шагов, вероятно, определят, кто появится в списке следующего года.

Топ-персоны в номинации "лидеры". <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftime.com%2Fcollection%2Ftime100-ai-2024%2F&postId=1455999" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>.
Топ-персоны в номинации "лидеры". Источник.

Топ-10 в номинации "Лидеры":

1. Сундар Пичаи, генеральный директор Google и Alphabet

Продукт, который в конце 2022 года дал старт сегодняшний буму ИИ, ChatGPT, появился в стартапе, поддержанном основным конкурентом Google, Microsoft. Внезапно Google перестал быть символическим лидером гонки ИИ, стал догоняющим.

Почему же представитель Google на первом месте? Ответ прост.

Google начал внедрять инструменты ИИ в продукты с миллиардами пользователей, наиболее заметным из которых является Google Search. Поэтому влияние Google на распространение ИИ будет колоссальным.

Не так важно, является ли Google первым, важнее, чтобы его продукт был лучшим.

С.Пичаи

Пичаи отмечает, что Google не был первым, кто создал поисковую систему, но был первым, кто создал настолько хорошую, чтобы завоевать львиную долю рынка. То же самое и с браузерами, электронной почтой, картами. Минюст США придерживается точки зрения, что поиск Google — это монополия, но Google планирует подать апелляции.

2. Сатья Наделла, генеральный директор Microsoft

Именно он в 2019 году председательствовал при решении Microsoft инвестировать свой первый миллиард в малоизвестную ИИ лабораторию под названием OpenAI и в последующие годы превратил это партнерство в сделку по разделению прибыли на сумму более $13 млрд. OpenAI нуждалась в помощи Microsoft в усилиях по созданию ИИ.

Наделла также показал себя как проницательный корпоративный маневрист. Когда совет директоров OpenAI ненадолго уволил Сэма Альтмана в конце 2023 года, Наделла предложил всем сотрудникам OpenAI работу в своей собственной компании, по сути нейтрализовав угрозу совета директоров и расчистив путь для возвращения Альтмана.

После той драмы в ноябре прошлого года Наделла предпринял шаги по снижению зависимости Microsoft от OpenAI, инвестировав $16 млн в конкурирующую французскую лабораторию Mistral и наняв команду ведущих мировых исследователей в Microsoft для параллельной работы по созданию собственных языковых моделей.

3. Саша Луччиони, руководитель отдела искусственного интеллекта и климата, Hugging Face

Когда 5 лет назад Саша Луччони исследовала, как ИИ может помочь в борьбе с изменением климата, ей пришел в голову вопрос: а что если ИИ и есть часть проблемы?

По ее словам, технологическая индустрия не предоставила данных об углеродном следе этой новой технологии.

«Каждый раз, когда вы ищите в Google, вы не знаете, сколько энергии он потребляет. Каждый раз, когда вы используете ИИ для создания картинки, вы не знаете, сколько энергии это потребляет».

С.Луччони.

Это открытие побудило Луччони изучить экологические издержки ИИ. В 2020 году она помогла создать инструмент для количественной оценки углеродного следа запуска фрагмента кода, который был скачаг более миллиона раз. Два года спустя она стала соавтором одного из первых исследований по оценке углеродного следа от большой языковой модели.

Исследование показало, что BLOOM, крупнейшая в мире модель ИИ с открытым исходным кодом на тот момент, будет генерить более 50 кубометров тонн CO2 за свой жизненный цикл. Это эквивалентно перелету из Лондона в Нью-Йорк и обратно примерно 80 раз.

Как руководитель направления «Климат и ИИ» в Hugging Face (чрезвычайно популярной платформе для обмена моделями ИИ с открытым исходным кодом), Луччони сосредоточилась на продвижении этих идей за пределы исследовательского сообщества. В октябре она представила свое исследование на TED, а теперь разрабатывает первый в своем роде « энергетический рейтинг для ИИ».

Рейтинг, выпуск которого запланирован на конец этого года, поможет инженерам и стартапам сравнивать воздействие различных моделей ИИ на климат. Цель состоит не в том, чтобы избегать ИИ, а в том, чтобы помочь другим выбрать правильный инструмент для работы.

4. Сэм Альтман, генеральный директор OpenAI

Прошлый год стал знаменательным для Сэма Альтмана. Генеральный директор OpenAI взлетел до статуса имени нарицательного, его личное богатство резко выросло, и все это благодаря успеху ChatGPT.

В 2024 году, помимо руководства OpenAI через несколько новых продуктов, включая голосового помощника, генератор синтетического видео и поисковую систему на основе ИИ, Альтман возобновил свой стратегический проект в отношении планов OpenAI.

В феврале выяснилось, что он ищет до $7 трлн в дерзкой попытке создать нового производителя чипов, необходимых для создания передового ИИ, стремясь ослабить мертвую хватку Nvidia на рынке. А в июле он опубликовал своего рода манифест в Washington Post, утверждая, что для того, чтобы демократии преуспели в борьбе с авторитаризмом, они должны улучшить свою кибербезопасность, больше инвестировать в оборудование ИИ и сотрудничать с Китаем в установлении глобальных норм развития ИИ.

Но с момента судьбоносного Дня благодарения 2023 г. фигура Альтмана стала объектом еще более пристального внимания. Расследования газет подняли вопросы о его многочисленных очевидных конфликтах интересов в OpenAI.

Несмотря на эти препятствия, Альтман, похоже, никуда не собирается уходить. На протяжении большей части этого года OpenAI оставался впереди гонки ИИ, а его последний чат-бот GPT4-o на момент выпуска рейтинга возглавлял таблицу лидеров с открытым исходным кодом.

5. Дженсен Хуан, генеральный директор, Nvidia

Генеральный директор Nvidia в кожаной куртке уже давно считается чем-то вроде рок-звезды технологий. Но, вероятно, это был примечательный случай даже для Дженсена Хуана, когда на технологической выставке в Тайбэе в июне женщина попросила его расписаться на ее груди перманентным маркером.

Благодаря использованию чипов в качестве основы передовых ИИ систем, стоимость акций Nvidia выросла более чем вдвое с начала года, а на пике 2024 года выросла почти в восемь раз с момента выпуска ChatGPT в 2022 году. Через пару недель после той конференции в Тайбэе Nvidia на короткое время стала самой дорогой компанией в мире, стоимость которой превысила $3 трлн.

Nvidia начала свою деятельность с разработки графических процессоров (GPU) для видеоигр. Nvidia является экспертом в разработке чипов, которые выполняют эту так называемую параллельную обработку. Нейронные сети используют тот же тип обработки. Внезапно спрос на GPU Nvidia стал поступать не только от геймеров, но и от ИИ инженеров.

Хуан увидел эту возможность раньше конкурентов, и Nvidia начала разрабатывать заказные чипы для ИИ исследований и налаживать отношения с лабораториями. На фотографии 2016 года он лично доставляет ранний суперкомпьютер Nvidia в OpenAI.

6. Рохит Прасад, старший вице-президент и главный научный сотрудник ИИ отдела, Amazon

Этим летом команда Прасада наняла нескольких руководителей занимающегося ИИ стартапа Adept, и заплатила стартапу лицензионный сбор за использование некоторых его технологий.

Прасад, который подчиняется непосредственно генеральному директору Amazon Энди Джасси, сказал TIME, что количество необходимых для достижения универсального ИИ лет не имеет значения.

Важно то, какой путь движет нами — неустанное стремление к разработке самого передового, надежного и устойчивого ИИ, который любой человек в любом месте может использовать с минимальными усилиями.

Рохит Прасад.

7. Кари Туна, президент Open Philanthropy

Когда в 2015 году Open Philanthropy впервые пожертвовала более $1 млн долларов на снижение рисков передового ИИ, мало кто воспринял угрозу всерьез. Теперь все изменилось.

Кари Туна — президент некоммерческой организации, которая управляет благотворительными начинаниями ее и ее мужа, Дастина Московица, соучредителя Facebook и Asana. Под ее руководством организация сделала крупные пожертвования влиятельным аналитическим центрам и исследователям, изучающим способы снижения создаваемых ИИ и потенциально катастрофических угроз.

Гранты и инвестиции Open Philanthropy привлекли внимание из-за того, что они нацелены на конкретный текущий вред ИИ, например, предвзятость.

Из пожертвованных Open Philanthropy $3 млрд около $400 млн долларов выделено на ИИ, что делает его одним из крупнейших филантропических спонсоров безопасности ИИ.

8. Чжуан Жунвэнь, директор Управления киберпространства Китая

Как директор Управления киберпространства Китая (CAC), ведущего регулятора ИИ в стране, Чжуан Жунвэнь имеет дело с, казалось бы, невыполнимой задачей: навязать государственную цензуру непредсказуемой технологии генеративного ИИ, не подавляя при этом инновации.

Это не помешало г-ну Чжуану войти в историю в августе 2023 года, когда менее чем через год после выпуска ChatGPT Китай стал одной из первых стран, внедривших обязательное регулирование в области ИИ. Закон требует, среди прочего, чтобы разработчики получали одобрение правительства перед публичным развертыванием моделей. С тех пор правительство одобрило более 40 моделей. Китай уступает только Соединенным Штатам по количеству моделей ИИ.

Хотя с тех пор подавление ослабло, нет никаких гарантий, что оно продлится долго. Решения Чжуана помогут определить, сможет ли Китай идти в ногу со своими западными коллегами и реализовать свои стремления стать центром искусственного интеллекта.

9. Марк Цукерберг, генеральный директор Meta

Пару лет назад казалось, что влияние Марка Цукерберга достигло пика. Он надеялся создать новую эру технологий, но это был фальстарт. Рыночная стоимость Meta упала с максимума в $1,07 трлн долларов летом 2021 года до $240 млрд в ноябре 2022 года, накануне выпуска OpenAI ChatGPT.

Основатель Meta был одним из первых в мире ИИ, впервые наняв некоторых из лучших исследователей мира еще в 2013 году, модель Llama от Meta теперь является одной из самых мощных за пределами OpenAI, Anthropic или Google.

И в противовес подходу этих ведущих лабораторий, Цукерберг решил опубликовать веса модели Llama, позволив сообществу строить решения поверх ИИ Meta, Цукерберг оказал давление на своих конкурентов, которые получают прибыль от продажи доступа к своим моделям.

Он также считает, что ни одна компания не должна иметь монополию на лучшие технологии, помогая привлекать талантливых исследователей ИИ на высококонкурентном рынке труда. Такая позиция может удивить, учитывая, что Meta в прошлом обвинялась Федеральной торговой комиссией в монополистической практике.

Тем не менее, это сотворило чудеса на рынке, и в этом году акции Meta взлетели до новых максимумов. Вернув влияние, Цукерберг в январе объявил, что его компания теперь, как и другие ведущие лаборатории, также работает над созданием «ИИ общего назначения» (AGI).

10. Демис Хассабис, генеральный директор и соучредитель Google DeepMind

Когда Демис Хассабис стал соучредителем DeepMind в 2010 году, у него был 20-летний план, кульминацией которого стало создание ИИ общего назначения (AGI) — системы ИИ, которая может выполнять практически любую когнитивную задачу, посильную для человека. 14 лет спустя Хассабис считает, что все идет по плану.

«Я считаю, что [ИИ] станет самой полезной технологией из когда-либо созданных, но только если мы будем применять ее правильно и строить ее правильным образом», — сказал он на лекции, организованной платежной платформой Stripe в начале этого года.

Лаборатория Хассабиса добилась многих успехов, включая помощь ученым разработке новых лекарства и изучении болезней. Так, в прошлом году лаборатория выпустила собственную модель, Gemini; обновила модель сворачивания белка, чтобы предсказать структуры и взаимодействия биомолекул; и разработали модель, которая достигает того же уровня, что и призер Международной математической олимпиады.

Их следующий большой релиз, «Project Astra», заявлен как «универсальный ИИ агент, который обрабатывает текст, аудио и видео в реальном времени, естественным образом отвечая практически на любой запрос. В демо ролике женщина спрашивает модель, знает ли она, где она оставила свои очки, — и она знала.

Размышляя о том, как будущие системы могут изменить человеческие отношения, Хассабис говорит: «Я думаю, что будут происходить вещи, которые мы, вероятно, едва ли можем себе представить сегодня. И, надеюсь, в основном это будет хорошо — но нам нужно следить за этим и как обществу обсуждать, как мы хотим, чтобы это происходило. Действительно важно, как мы развертываем эти системы, и для чего мы их используем. Поэтому мы просто постараемся быть настолько хорошим образцом для подражания, насколько это возможно».

Пожалуйста, поддержите меня, поставьте лайк!

11
1 комментарий

что же, интересно было посмотреть на эти лица, благодаря которым скоро все измениться не в лучшую сторону

Ответить