Как налоговая уличает компании в нетрудоустройстве сотрудников

Три реальных кейса, как налоговики поймали предпринимателей, которые не оформляли сотрудников официально. Спойлер: чаще всего попадаются на собственной жадности.

Как налоговая уличает компании в нетрудоустройстве сотрудников

Привет! Мы Первая Экспертная Бухгалтерия — технологичный аутсорсинг бухгалтерии. Мы решаем все задачи собственников и руководителей бизнеса в области бухгалтерии, зарплаты, кадров, трудового права, воинского учета и 1С. А здесь публикуемся при поддержке Club.org — сообщества предпринимателей и руководителей с практическим опытом и WSA — сообщества создателей контента на vc.ru и других СМИ.

Мы собрали три кейса о том, как ФНС находит кадровые «дыры». Перечислим рекомендации по защите бизнеса и способы законной экономии на кадрах.

Налоговики — с их уровнем технологической оснащенности — запросто выявляют факты уклонения от уплаты НДФЛ и взносов

Кейс №1. Элементарный просчет

ИП на патенте открыл 30 точек продаж сотовой связи. При этом максимальное количество работников по закону для патентной системы — 15 человек, именно столько и записано в отчетности за последние три года. Людей в два раза меньше, чем салонов.

Как доказали обман. В каждой торговой точке установлен кассовый аппарат, куда при регистрации вносятся данные продавцов. Налоговики установили, что в 2021-23 гг. чеки пробивали от 29 до 30 сотрудников. Также проанализировали табели рабочего времени, где обнаружилось минимум шестеро нетрудоустроенных.

Следовательно, всё это время неучтенным людям выплачивали зарплату «в конверте», а бюджет недополучил НДФЛ и страховые взносы.

Итог. Налоговая предложила исправить налоговую отчетность и доначислила налоги с учетом ограничений по системе налогообложения. Предприниматель закрыл ИП.

Комментарий:

Это не единичный случай: налоговая следит за числом трудоустроенных и регулярно направляет требования пояснить, почему трудоустроенных сотрудников нет вообще или их недостаточно исходя из характера бизнеса.

«Соскочить», просто закрыв ИП, не выход. ИП несет личную финансовую ответственность, и долг перед бюджетом придется выплатить.

Кейс №2. Призрачные мойщики

Клининговая компания заключила трудовой договор с генеральным директором, который по документам регулярно уходил в отпуск без сохранения заработной платы. А значит, компания не платила за него налоговые и страховые отчисления. Это был единственный сотрудник в организации.

Как доказали обман. Согласно заключенным договорам, компания обслуживает десятки объектов в месяц. Налоговики попросили штатное расписание, чтобы выяснить, кто именно помыл перечисленные объекты.

Итог. Проведена проверка, по итогам которой компании доначислили налоги, взносы и назначили штраф.

Комментарий:

История сокрытия части персонала или, как описано в кейсе, всего персонала, типична для сферы услуг и клининга в частности. Но, чтобы вести клининговую деятельность, люди необходимы.

Штатное расписание с единственным сотрудником — генеральным директором, которому не нужно содержание, — «красный флаг» для госорганов, чтобы проанализировать компанию.

В нашей практике был курьезный случай, когда нетрудоустроенные сотрудники клининга пришли мыть помещение налоговой. Обман вскрылся моментально.

Кейс №3. Неуступчивый охранник

Охранное агентство располагало числом сотрудников, превышающим штатное расписание. Один из таких нетрудоустроенных работал на объекте в охранной будке. В какой-то момент его уволили, отказавшись заплатить за отработанные дни месяца. Отстаивать права после незаслуженного увольнения тот решил в трудовой инспекции.

Как доказали обман. В официальных документах об этом охраннике не было ни слова. Сотрудник госорганов отправился на объект с фото охранника, где факт его пребывания, а также что он работал именно от этого охранного агентства, подтвердили работники объекта.

Итог. Компания получила штрафы и доначисления от ФНС и ГИТ.

Комментарий:

Бизнес подвергся рискам из-за человеческой жадности — при полной выплате причитающегося бывший сотрудник и не подумал бы судиться.

Но рано или поздно такие случаи все равно попадут «на карандаш» налоговикам. Благодаря автоматическому сопоставлению налоговой отчетности и отчетности в СФР система становится прозрачнее с каждым годом. А в случае сомнений налоговики дозапрашивают штатное расписание и договоры. Нередко таких документов у компаний нет, и их оформляют в спешке и задним числом. Скорее всего — с ошибками.

Как снизить риски

Чтобы не привлекать внимание налоговиков и трудовых инспекторов к компании, необходимо легализовать характер отношений с исполнителями.

Возможны два варианта:

  • трудовые договоры
  • договоры ГПХ, в том числе с ИП и самозанятыми

Налоговая обращает внимание на такие ситуации:

  • договоров ГПХ больше, чем трудоустроенных сотрудников, а их тексты практически совпадают с трудовыми
  • выплаты самозанятым фиксированные, совпадают с днем начисления авансов и зарплаты и превышают 20 тысяч рублей в месяц

Если объяснения не удовлетворят налоговиков, они переквалифицируют договор ГПХ в трудовой — со всеми вытекающими последствиями в виде доначислений.

Комментарий:

Бизнесхак по выбору: оформить трудовые отношения или подрядные. Оцените характер работ и их длительность.

Если работы включают множество рутинных ежедневных операций, выполнять которые нужно постоянно и объем которых заранее неизвестен, рекомендуем заключить трудовой договор (например, секретарь). Если фронт работ и срок их выполнения можно определить четко, уместно заключить договор ГПХ (например, для мастера по установке офисных перегородок).

Также настоятельно рекомендуем не поддаваться панике в случае получения подобных требований и звонков из налоговой. Там «любят» грозить выездной проверкой. Обратитесь за консультацией к профессионалам, которые проанализируют ситуацию и помогут составить юридически грамотный ответ.

Как сэкономить на ФОТ в рамках закона

Проверьте, использует ли ваш бухгалтер все способы оптимизации расходов.

Так, работодатели могут рассчитывать на:

  • льготы — например, пониженные ставки по страховым взносам для объектов МСП
  • субсидии до 75 тысяч рублей — за трудоустройство безработных, работников до 30 лет, ветеранов боевых действий и так далее

Еще одна альтернатива найму — перевод часть функций бизнеса на аутсорсинг.

Обращаясь в специализированные компании, вы:

  • концентрируетесь на основной деятельности
  • используете экспертизу, ресурсы и IT-инфраструктуру, которую не нужно содержать
  • экономите на фонде оплаты труда, рабочих местах, лицензиях ПО
  • защищаете бизнес от человеческого фактора: больничные, отпуска, увольнения отдельных сотрудников бьют по процессам — смена специалистов аутсорсинга происходит без ощутимых последствий для компании
  • получаете финансовые гарантии правильности выполнения работы, а также дополнительную защиту данных от утечек: договоры между юридическими лицами более сильные, чем между юридическими и физическими лицами

На обслуживание в специализированные компании можно передать бухгалтерию, кадровый учет и расчет зарплаты, продвижение в интернете, подбор персонала, логистику и склад.

Первая Экспертная Бухгалтерия может полностью заменить отделы бухгалтерии и кадров. Также консультируем по юридическим вопросам и берем на себя сопровождение 1С.

Публикуемся при поддержке Club.org — сообщество предпринимателей и руководителей с практическим опытом, и WSA — сообщества создателей контента на vc.ru и других СМИ.

Расскажите, были ли у вас проблемы с налоговой в отношении сотрудников?

3838
44
22
22
22
11
11
51 комментарий

"В нашей практике был курьезный случай, когда нетрудоустроенные сотрудники клининга пришли мыть помещение налоговой. Обман вскрылся моментально."

Ржака ))

8

Предпринимателю было не до смеха, но случай на самом деле очень показательный. Недобросовестные работодатели в какой-то момент убеждаются в своей неуязвимости перед налоговой, потому что «до сих пор же не поймали». И совершают вот такие грубые ошибки

2

Да да, неловко 😅

1

так сказать если вы не можете найти нас, мы идем к вам 🤣🤣🤣Уровень бесстрашия как и уровень тупости зашкаливают)

1

Аутсорс всегда дороже штата. Ибо кроме прямых исполнителей там еще начальники, директора, свой бэк офис, ну и прибыль они тоже хотят.
Уж не говоря про косвенные затраты времени на поиск, передачу, общение, расчёты и т.п.
Единственный вариант когда аутсорс дешевле это если нагрузка на этой функции сильно меньше 1 сотрудника. Тогда может быть экономия

5