Как наш отдел разработки продуктивно использовал время простоя во время карантина

Кризис — для кого-то это сложности, для кого-то новые возможности для роста. Технический директор IT-компании Hot-WiFi Вадим Виноградов рассказал, как отдел разработки компании работал в кризис и что делать разработчикам, пока нет обычных задач.

Мы, Hot-WiFi, В2В-компания, которая помогает бизнесам налаживать маркетинговое взаимодействие с их покупателями с помощью услуг маркетингового агентства и 3 продуктов: гостевой WiFi-сети Хотспот, WiFi-Радара и готовых аудиторий для онлайн-рекламы. Hot-WiFi работает с 8 072 компаниями. Основная часть из сегмента HoReCa.

Доработка продукта

У нас большой пул постоянных клиентов, партнеров, есть постоянный приток новых покупателей. Из их запросов выбираем 3-4 функции в разработку. Новые фичи появляются из запросов рынка — мы следим за тенденциями, оцениваем актуальность функционала для рынка, сроки реализации и примерную экономическую выгоду от внедрения функции — и тогда берем задачу в работу, ставим сроки.

Но когда рабочие процессы большинства наших покупателей «встали», у них пропала и потребность в обновлениях инструмента, в самом инструменте.

Раньше, в такие периоды мы просто старались работать на опережение, без проработки запросов от бизнесов, которые с нами работают, без custdev. Сами придумывали, какая фича понравится покупателям. Поэтому большинство таких доработок уходило «в стол». Ими никто не пользовался. Эту ошибку мы осознали и не видим смысла дорабатывать функционал продуктов просто ради того, чтобы добавить новые функции, занять чем-то разработчиков.

Поэтому мы «заморозили» производственные процессы по продуктам на время кризиса, поставили на паузу некоторые партнерства. Сфокусировались на поддержании продукта в том виде, в котором он есть.

Поддержка клиентов

Из-за того, что бизнесы реже могли использовать наши продукты (например, WiFi-Радар часто используют, чтобы собрать аудиторию мероприятия) — количество активных клиентов снизилось. Объем активных пользователей нашего продукта среди ресторанов упал на 90%. Из-за этого кратно снизилось количество запросов в техподдержку.

WiFi-Радар — инструмент, который собирает MAC-адреса, то есть идентификаторы, смартфонов и ноутбуков пользователей в радиусе до 70 метров. На собранные данные можно настроить таргетированную онлайн-рекламу.

Отсутствие запросов на поддержку и на доработки от пользователей привели к тому, что у нас освободились ресурсы разработчиков. В первой половине апреля, во время режима самоизоляции, они еще закрывали беклог по текущим задачам. Но после этого у нас продуктовых задач для них не было.

Как мы воспользовались освободившимися ресурсами

Конечно, нам не хотелось, чтобы освободившиеся ресурсы просто простаивали или были потрачены не разумно. К счастью, кризис не давал такой возможности.

Переход на «удаленку» не вызвал проблем. Уже больше двух лет половина команды разработки работает в удаленном формате. Рабочие процессы были выстроены: ежедневные скайпколлы, управление задачами, спринты и беклог — все это функционировало с удаленной командой задолго до перехода на работу из дома. Мы оперативно приступили к новым задачам.

Разработка страниц сайта и механики работы для новых продуктов. В обычном режиме проработка и развитие новых продуктов заняли бы достаточно много времени. Не увеличивая команду разработчиков, пришлось бы постоянно переключаться с работы с новыми продуктами на доработку функционала основных — WiFi-Радара и гостевой WiFi-сети Хотспот. Но кризис — как раз то время, когда запросов от рынка почти нет. Так появились страницы сайта и технические механики для продуктов Аудитории (готовые аудитории для рекламы) и Агентство (маркетинговые услуги).

Готовые аудитории — это рекламные идентификаторы интернет-пользователей, на которые можно настраивать онлайн-рекламу на разных рекламных площадках. Данные пользователей в готовых аудиториях представлены в обезличенном виде — поэтому им можно только показать рекламу, но не связаться напрямую. Такие аудитории мы собирали в течение трех лет с помощью WiFi-Радара на тематических мероприятиях, бизнес-центрах и других точках.

Для продукта Аудитории пришлось придумать дополнительную механику работы. Раньше, когда покупатель оплачивал готовую аудиторию и нужно было ему ее передать на его рекламный кабинет, приходилось задействовать несколько человек, где каждый отвечал за один из пунктов. Сначала выгрузка из базы данных, по закону работать с персональными данными может не каждый. Затем передача ответственному менеджеру уже в обезличенном виде. После чего выгрузка данных в обезличенном виде клиенту в рекламный кабинет.

Мы значительно упростили этот процесс. Для бекофиса разработали гибкий модуль работы с данными. К нему получили доступ менеджеры, которые занимаются продажей готовых аудиторий. При этом мы учли все требования по работе с персональными данными — к ним у менеджера нет доступа. Менеджеры сами данные не видят. Как и для клиентов, у них сегменты обезличены. Готовые аудитории выгружаются на рекламные площадки по API в автоматическом режиме.

Технический долг. В обычном рабочем процессе на закрытие технического долга выделялось мало времени, хотя и достаточно для обеспечения стабильности и бесперебойной работы системы относительно актуального стека.

Во время кризиса нет такого потока задач, мы получили время. Поэтому в такой ситуации, когда небольшие ежедневные задачи сведены до минимума, а крупные проекты должны были стать актуальными только через несколько месяцев, смогли быстро закрыть часть технического долга с заделом на будущее. В том числе перенесли часть инфраструктуры в Яндекс.Облако, что позволило не только упростить процесс разработки новых функций и техподдержки, но и поддерживать технические решения, которые мы администрировали самостоятельно. Также мы разобрали монолитные приложения на микросервисы, избавились от python 2.7, организовали единый прозрачный и наглядный мониторинг приложений, сервисов и баз данных, настроили хранилище логов и заполнили пробелы в документации. Эти решения позволили в несколько раз снизить ежемесячные траты на аренду серверных мощностей.

Мы воспользовались моментом отсутствия текучки в задачах, сфокусировались на оптимизации внутренних процессов — в общем, взяли максимум пользы от кризиса.

В середине мая мы почувствовали, что рынок уже в ожидании открытия, начали активно поступать заявки на продукты с сайта.

Итого: что делать команде разработки в кризис?

1. Закрыть задачи, на которые не хватало времени. Поток задач по разработке новых функций продуктов падает, есть время на то, что всегда получало статус «обязательно сделаем, но потом».

2. Оптимизировать рабочие процессы. Раньше накопившиеся узкие места в программном коде и архитектуре мы могли решить просто увеличением количества серверов. Что увеличивало денежные затраты. Теперь, когда мы свели такие узкие места до минимума и оптимизировали текущие ресурсы, мы начали экономить на аренде серверов до 40%.

3. Разрабатывать новые продукты. Это даже скорее не возможность, а вынужденная обстоятельствами задача. Когда старые продукты в условиях кризиса перестают работать, приходится перестраиваться и искать новые возможности работы с покупателями.

1414
12 комментариев

Наконец хоть кто-то вспомнил про разрабов. А то одни маркетологи на портале...

1
Ответить

Ты преувеличиваешь. Тут много контента для разрабов

5
Ответить

а аудитории это что? это просто списки людей с контактами продаются?

1
Ответить

Алия, добрый день! Готовая аудитория - это аудитория интернет-пользователей, а точнее их рекламные идентификаторы (в виде MAC-адресов), которые собирает наше устройство WiFi-Радар. На эти идентификаторы можно запустить онлайн-рекламу на площадках Яндекса, myTarget. Аудитории обезличены, без контактов или ФИО, это не персональные данные, связаться с пользователями напрямую невозможно. Можно на них настроить рекламу и рассказать о своем продукте, либо расширить аудиторию с помощью look-alike. 

2
Ответить

Дам почитать коллегам-разрабам. 

1
Ответить

Но вот вопрос. Как делать новые продукты, если денег практически нет?

1
Ответить

1. Вы нарушаете конфиденциальность пользователей
2. В новой версии iOS рандомные идентификаторы - вот ваш бизнес и закрылся
(не надо начинать бизнес там, где вы нарушаете права пользователей)

Ответить