Личный опыт создания бизнеса в сфере доставки продуктов питания

Личный опыт создания бизнеса в сфере доставки продуктов питания

Всем привет!

В этот неоднозначный период хочу рассказать свою историю “еще одного предпринимателя”. Может кому-то будет полезно и интересно послушать\ почитать и моя история будет интересным примером. Постараюсь все структурировать и описать последовательно. Не хотелось бы все запихивать в один текст, т.к. приключений с моим проектом много, да и сама сфера непростая.

Я основатель и владелец мясной лавки “Мужик и мясо”. Реализуем стейки из мраморной говядины, ягнятину из Новой Зеландии, рыбу из Японии и многое другое. Главное, качественное и эксклюзивное. Также в арсенале есть кулинарные мастер-классы и выездной кейтеринг.

Личный опыт создания бизнеса в сфере доставки продуктов питания

Команда небольшая, но дружная, а начинал я вообще сам по себе, имея сильное желание открыть свое дело и оооочень смутное представление, во что конкретно ввязываюсь. О чем и расскажу в первом посте.

Дисклеймер. Сейчас будет рассказ именно про старт и первые проблемы. Более подробно том, как обстоят дела сейчас и о сопутствующих историях расскажу отдельно, чтобы все не мешать. Я ни в коем разе не хочу никого “учить жизни”, писать мануалы и т.п. Это просто история:)

Кризисные времена 2014 года

Итак, кризис 2014 года, сильная волна импортозамещения, разговоры про отказ от зарубежных продуктов. Было понятно, что это всерьез и надолго. На тот момент я работал в инвестиционном фонде. (Не путать с торговлей акциями ака брокерами. Мы занимались стратегическим и операционным управлением активов и M&A сделками). И еще до 2014-ого не раз ловил себя на мысли, что хочу делать что-то свое.

Возникла идея создания интернет-магазина. Почему именно его? На то было 2 главных фактора.

1) Я по долгу службы много работал с активами ряда интернет-магазинов, хорошо представлял за счет чего они живут, как устроены, как управляются и как их контролировались.

2) На тот момент мне, как и многим, казалось, что интернет-магазин самая легкая сфера для создания бизнеса с нуля. Ну чего там, сайт создал и не напрягаешься, зарабатывая легкий пассивный доход.

Личный опыт создания бизнеса в сфере доставки продуктов питания

Теперь-то я понимаю, что это далеко не так. Особенно куча проблем именно в той сфере, в которую я залез — продукты питания. Это сфера с короткими сроками годности,специфической доставкой и контролем качества.

Так почему тогда мясо?

Выбрал я направление чисто аналитически. Проанализировав стратегию импортозамещения, я понял, что ниша премиального мяса сильнее всего попадет под удар. До импортозамещения 60-70% рынка занимали стейки из Австралии, 20-30% из Америки. На момент моего старта их все запретили.

Сильных игроков во время кризиса убрали, а дорогие рестораны-то никуда не денутся. Бизнесу нужно жить и искать что-то на замену. Поэтому я предположил, что должно появится что-то российское.

Мой стратегический план строился на том, чтобы найти именно качественный отечественный самородок в мясной сфере, с которым было бы реально круто работать и расти вместе. А главное на росте его популярности обходится минимальными маркетинговыми вложениями. На это я и делал ставки.

Тогда только-только появился бренд мраморной говядины “Праймбиф”, которые и до сих пор одни из самых сильных на российском рынке. И “Мужик и мясо” были одни из первых, кто начал их продавать.

Запуск проекта

Стартовал я все-таки не совсем один. Нас было двое:) Я и мой друг, с которым мы когда-то вместе учились в ВШЭ. И начальный бюджет в 20 000 отечественных рублей.

На предварительную работу было потрачено около двух месяцев, в ходе которых помимо всего прочего я собрал сайт и купил рекламу в директе.

Когда мы запустились, то в первую неделю после запуска была ровно одна продажа. На что мой друг счастливо свалил в закат. И на том наше с ним партнерство и закончилось. Надо отдать должное, следующие несколько месяцев он мне помогал, но уже просто как друг, а не как партнер. И дружим мы до сих пор.

Собственно дальше я все продолжил делать один. Мясо я любил, но мало что из нюансов действительно понимал. И иногда целые дни уходили на разбор прайсов поставщиков и изучение условий работ.

Если выделять самые напряженные моменты на начальном этапе, то я бы остановился на следующих.

Сроки годности и списания. Балансировать со сроками годности на начальном этапе с никакими средствами — один из самых сложных моментов запуска. Держать ассортимент без налаженного спроса было практически невозможно. Поэтому часто приходилось юлить, выстраивать процесс с минимальным риском. Именно в такие периоды многие (без больших опять же бюджетов) и сыпятся с концами.

Отношение клиентов. Торговля премиальным продуктом через интернет-магазин тогда была лишь зарождающейся нишей, не самой ходовой, и люди относились неоднозначно. Да и сейчас относятся:) Клиенты не готовы платить за то, чего они не видят. Когда человек приходит в обычный магазин, смотрит и выбирает продукт, то подсознательно он как бы сам берет за него ответственность — такой интересный факт. Тут же опции сразу посмотреть вживую нет. Поэтому будучи интернет-магазином надо очень хорошо слушать и слышать клиента, предугадывать его вопросы и поведение.

Самореклама и позиционирование. На тот момент было сложно представить, как именно такой продукт рекламировать. Приходилось постоянно искать личной встречи с клиентом. Поэтому мы участвовали в маркетах еды, запустили мастер-классы, проводили партнерские программы (они, кстати, оказались самыми выгодными по привлечению клиентов). Иными словами, старались чаще быть на виду. Плюс я делал большой упор не только на качество продукции, но и на сервис. Сам развозил заказы, слушал фидбэк от заказчиков и постепенно набирал себе постоянных клиентов. Никто не продаст тебя лучше, чем ты сам.

Личный опыт создания бизнеса в сфере доставки продуктов питания

Подытожим

Итак, на стартовые 20 000 руб. было сделано ООО, запущена реклама и куплена лицензия на конструктор сайта.

Старт с нуля в достаточно сложной нише очень тяжкое занятие. Само ничего не выстреливало и приходилось пахать день и ночь. Это периодически приводило к тому, что я попросту выгорал. Миллион раз думал сменить сферу деятельности, но чем не начинал заниматься, все равно возвращался к мясной лавке.

Конечно, большая часть проблем начального этапа была из-за моих личных “незнаний”. Не смотря на то, что был фонд и понимание принципов управления бизнеса верхнего уровня, конкретных инструментов и методик я не знал. И приходилось пробовать все, что попадалось под руку, ловить любую возможность и по ходу уже смотреть, что выстрелит, а что нет. Но в этом и есть суть бизнеса.

А что было потом?

Далее постараюсь рассказать как я развивал проект, что повлияло его на рост и к какой методике в итоге пришел. И почему я не “просто перекуп”:)

55
7 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Спасибо!
Будет. Есть о чем рассказать.

1
Ответить

иван, ждём продолжения!

открыть сайт - мы все умеем. а вот как вы развились - вот самый сок!
очень интересно будет почитать :)

1
Ответить

Продолжение будет)

Ответить

Интересно и каким вы образом поддерживали ассортимент при стартовом бюджете 20 000 р ? Его даже на покупку одного куска мяса не хватило бы, судя по вашим ценам на сайте.

Ответить

1) Это текущий ситуация, при старте ассортимент был в десятки раз ниже. Составлял не более нескольких позиций.
2) И, главное, великолепная закупка с отсрочкой платежа ;)

Ответить