Личный опыт создания бизнеса в сфере доставки продуктов питания
Всем привет!
В этот неоднозначный период хочу рассказать свою историю “еще одного предпринимателя”. Может кому-то будет полезно и интересно послушать\ почитать и моя история будет интересным примером. Постараюсь все структурировать и описать последовательно. Не хотелось бы все запихивать в один текст, т.к. приключений с моим проектом много, да и сама сфера непростая.
Я основатель и владелец мясной лавки “Мужик и мясо”. Реализуем стейки из мраморной говядины, ягнятину из Новой Зеландии, рыбу из Японии и многое другое. Главное, качественное и эксклюзивное. Также в арсенале есть кулинарные мастер-классы и выездной кейтеринг.
Команда небольшая, но дружная, а начинал я вообще сам по себе, имея сильное желание открыть свое дело и оооочень смутное представление, во что конкретно ввязываюсь. О чем и расскажу в первом посте.
Дисклеймер. Сейчас будет рассказ именно про старт и первые проблемы. Более подробно том, как обстоят дела сейчас и о сопутствующих историях расскажу отдельно, чтобы все не мешать. Я ни в коем разе не хочу никого “учить жизни”, писать мануалы и т.п. Это просто история:)
Кризисные времена 2014 года
Итак, кризис 2014 года, сильная волна импортозамещения, разговоры про отказ от зарубежных продуктов. Было понятно, что это всерьез и надолго. На тот момент я работал в инвестиционном фонде. (Не путать с торговлей акциями ака брокерами. Мы занимались стратегическим и операционным управлением активов и M&A сделками). И еще до 2014-ого не раз ловил себя на мысли, что хочу делать что-то свое.
Возникла идея создания интернет-магазина. Почему именно его? На то было 2 главных фактора.
1) Я по долгу службы много работал с активами ряда интернет-магазинов, хорошо представлял за счет чего они живут, как устроены, как управляются и как их контролировались.
2) На тот момент мне, как и многим, казалось, что интернет-магазин самая легкая сфера для создания бизнеса с нуля. Ну чего там, сайт создал и не напрягаешься, зарабатывая легкий пассивный доход.
Теперь-то я понимаю, что это далеко не так. Особенно куча проблем именно в той сфере, в которую я залез — продукты питания. Это сфера с короткими сроками годности,специфической доставкой и контролем качества.
Так почему тогда мясо?
Выбрал я направление чисто аналитически. Проанализировав стратегию импортозамещения, я понял, что ниша премиального мяса сильнее всего попадет под удар. До импортозамещения 60-70% рынка занимали стейки из Австралии, 20-30% из Америки. На момент моего старта их все запретили.
Сильных игроков во время кризиса убрали, а дорогие рестораны-то никуда не денутся. Бизнесу нужно жить и искать что-то на замену. Поэтому я предположил, что должно появится что-то российское.
Мой стратегический план строился на том, чтобы найти именно качественный отечественный самородок в мясной сфере, с которым было бы реально круто работать и расти вместе. А главное на росте его популярности обходится минимальными маркетинговыми вложениями. На это я и делал ставки.
Тогда только-только появился бренд мраморной говядины “Праймбиф”, которые и до сих пор одни из самых сильных на российском рынке. И “Мужик и мясо” были одни из первых, кто начал их продавать.
Запуск проекта
Стартовал я все-таки не совсем один. Нас было двое:) Я и мой друг, с которым мы когда-то вместе учились в ВШЭ. И начальный бюджет в 20 000 отечественных рублей.
На предварительную работу было потрачено около двух месяцев, в ходе которых помимо всего прочего я собрал сайт и купил рекламу в директе.
Когда мы запустились, то в первую неделю после запуска была ровно одна продажа. На что мой друг счастливо свалил в закат. И на том наше с ним партнерство и закончилось. Надо отдать должное, следующие несколько месяцев он мне помогал, но уже просто как друг, а не как партнер. И дружим мы до сих пор.
Собственно дальше я все продолжил делать один. Мясо я любил, но мало что из нюансов действительно понимал. И иногда целые дни уходили на разбор прайсов поставщиков и изучение условий работ.
Если выделять самые напряженные моменты на начальном этапе, то я бы остановился на следующих.
Сроки годности и списания. Балансировать со сроками годности на начальном этапе с никакими средствами — один из самых сложных моментов запуска. Держать ассортимент без налаженного спроса было практически невозможно. Поэтому часто приходилось юлить, выстраивать процесс с минимальным риском. Именно в такие периоды многие (без больших опять же бюджетов) и сыпятся с концами.
Отношение клиентов. Торговля премиальным продуктом через интернет-магазин тогда была лишь зарождающейся нишей, не самой ходовой, и люди относились неоднозначно. Да и сейчас относятся:) Клиенты не готовы платить за то, чего они не видят. Когда человек приходит в обычный магазин, смотрит и выбирает продукт, то подсознательно он как бы сам берет за него ответственность — такой интересный факт. Тут же опции сразу посмотреть вживую нет. Поэтому будучи интернет-магазином надо очень хорошо слушать и слышать клиента, предугадывать его вопросы и поведение.
Самореклама и позиционирование. На тот момент было сложно представить, как именно такой продукт рекламировать. Приходилось постоянно искать личной встречи с клиентом. Поэтому мы участвовали в маркетах еды, запустили мастер-классы, проводили партнерские программы (они, кстати, оказались самыми выгодными по привлечению клиентов). Иными словами, старались чаще быть на виду. Плюс я делал большой упор не только на качество продукции, но и на сервис. Сам развозил заказы, слушал фидбэк от заказчиков и постепенно набирал себе постоянных клиентов. Никто не продаст тебя лучше, чем ты сам.
Подытожим
Итак, на стартовые 20 000 руб. было сделано ООО, запущена реклама и куплена лицензия на конструктор сайта.
Старт с нуля в достаточно сложной нише очень тяжкое занятие. Само ничего не выстреливало и приходилось пахать день и ночь. Это периодически приводило к тому, что я попросту выгорал. Миллион раз думал сменить сферу деятельности, но чем не начинал заниматься, все равно возвращался к мясной лавке.
Конечно, большая часть проблем начального этапа была из-за моих личных “незнаний”. Не смотря на то, что был фонд и понимание принципов управления бизнеса верхнего уровня, конкретных инструментов и методик я не знал. И приходилось пробовать все, что попадалось под руку, ловить любую возможность и по ходу уже смотреть, что выстрелит, а что нет. Но в этом и есть суть бизнеса.
А что было потом?
Далее постараюсь рассказать как я развивал проект, что повлияло его на рост и к какой методике в итоге пришел. И почему я не “просто перекуп”:)
Журналисты отмечают хорошее время работы на одном заряде и неплохую заднюю камеру, но недовольны отсутствием MagSafe.
На самом деле, все просто, ИИ — это только инструмент, с которым можно ускорить любые процессы. Единственная задача — это понять, что именно нужно ускорить.
________________
Время настройки бота: 1 минута
Время анализа резюме: 10 секунд
________________
▪ — Настраиваем ИИ бота
▪ — Прописываем промт
▪ — Выгружаем требования к вакансии
▪ — Выгружаем резюме кандидатов, которым отправили оффер|
▪ — Выгружаем резюме и получаем результат
Обычно все рассказывают, как ушли из найма и открыли многомиллионный бизнес, а тут всё шиворот-навыворот. Но это отнюдь не история провала, прочтёшь и сделаешь выводы сам...
Решил подключить приоритетное размещение для московского салона красоты. Предварительно подготовился: SEO настроили, отзывы собрали, разделы заполнили по максимуму. Ждём наплыва клиентов.
Но вместо того, чтобы наблюдать бум звонков, я обнаружил карточку студии по запросу «салон красоты» при приближении на 50-60 метров.
Большинство бизнесов сходят с ума в погоне за новыми клиентами. Льют бюджеты на рекламу, устраивают акции, сжигают ресурсы. Но что, если я скажу, что деньги лежат не там? Настоящий рост — в удержании клиентов и увеличении их LTV (Lifetime Value) — той суммы, которую один клиент приносит вам за всё время работы с вами.
Привели клиенту целевых подписчиков в 2 раза дешевле рынка, которые сметали товар с полок магазина.
Комментарий недоступен
Спасибо!
Будет. Есть о чем рассказать.
иван, ждём продолжения!
открыть сайт - мы все умеем. а вот как вы развились - вот самый сок!
очень интересно будет почитать :)
Продолжение будет)
Интересно и каким вы образом поддерживали ассортимент при стартовом бюджете 20 000 р ? Его даже на покупку одного куска мяса не хватило бы, судя по вашим ценам на сайте.
1) Это текущий ситуация, при старте ассортимент был в десятки раз ниже. Составлял не более нескольких позиций.
2) И, главное, великолепная закупка с отсрочкой платежа ;)