Интервью с менеджером по обучению и адаптации персонала ALP Group Ольгой Симоновой о радикальной смене профессии

Ольга рассказывает, как она променяла успешную карьеру директора по продажам в электротехнической компании на возможность помогать айтишникам учиться новому.

Источник: личный архив Ольги Симоновой
Источник: личный архив Ольги Симоновой

— Ольга, совсем недавно вы рассказывали на VC о свитчерах в IT — специалистах, которые меняют профессию, либо получают дополнительную. Тогда вы сказали, что обычно интересы смещаются в смежную от текущей сферу деятельности и люди «уходят недалеко». Но к вам это как раз не относится…

— Да, в моем случае перемены были радикальные: я ушла из компании по продажам электротехнической продукции промышленного назначения, переехала в Азию и стала работать в сфере корпоративного обучения.

— Расскажите про жизнь «до».

— Я работала в сфере сбыта. Начинала вообще с нуля, с позиции мерчандайзера, и довольно быстро доросла до должности директора по продажам по всему Уральскому региону. У меня в подчинении было 48 сотрудников. В Екатеринбурге я достигла потолка — дальше нужно было переезжать в Москву, но столица меня не привлекала.

— Почему решили уйти на вершине успеха?

— В какой-то момент я поняла, что добилась всего, чего хотела, и что больше всего мне нравится работать с людьми. Я часто брала в команду ребят сразу после института и понемногу их растила. Это потрясающее чувство: когда ты вырастил вчерашнего студента, например, до руководителя отдела. Конечно, это не только моя заслуга, но когда ты видишь, сколько было вложено сил, стараний, времени, нервов, и как всё это принесло плоды, то радуешься вместе с человеком. И в целом мне всегда нравилось обмениваться опытом, помогать взглянуть на проблему с разных точек зрения. Я никогда не раздражалась, если нужно было два-три раза объяснить одно и то же.

— А не было мысли стать учителем?

— Нет. Моя мама была учителем в спецшколе для детей с речевыми расстройствами. Я сразу поняла, что это не моё. В школе всё преподается по утвержденному учебному плану. Грубо говоря, ты просто пересказываешь учебник. Мне же хотелось реализовать свою креативность. Да и, мне кажется, я бы не нашла подход к детям — со взрослыми как-то проще.

Источник: личный архив Ольги Симоновой
Источник: личный архив Ольги Симоновой

— Значит, дорога была одна — в корпоративное обучение?

— Да. Но я не бросилась с места в карьер. Года полтора ходила, размышляла, очень много читала и пробовала то одно, то другое. И в конце концов поняла, что, обучая сотрудников, я не испытываю усталости. В продажах есть некоторая монотонность, а здесь нет. Все люди разные, у всех свои траектории развития, стартовые условия, темпы роста. В общем, я нашла себя и решила всё поменять. Буквально всё: вместе с профессией я поменяла страну, климат, менталитет и окружение.

— Не было страшно?

— Я готовилась к этой авантюре очень обстоятельно. Просчитала все варианты, отложила финансовую подушку, погрузилась в чужие законы и особенности коммуникаций, изучила местный рынок труда. Изначально думала, что поеду и поработаю года два-три, но в итоге задержалась в Таиланде на семь лет.

— Как удалось найти работу за границей?

— Главное было, конечно, преодолеть языковой барьер. Я задалась целью и почти год самостоятельно изучала английский как будто на работе, с 9:00 до 18:00. Потом сдала Кембриджский экзамен и стала сертифицированным преподавателем бизнес-английского. А уже оттуда постепенно стала обучать сотрудников и другим навыкам, включая продажи, управление и софт-скилы.

— Получается, идея с самого начала была именно куда-то уехать?

— Идея была вообще кардинально всё сменить. Ну, семью я не поменяла, но семью заставила тоже учить английский и переезжать вместе со мной. Муж работал удаленно, а дочка поступила в Бангкокский университет на веб-дизайн. Смена профессии — это у нас, кстати, семейное. В России дочка училась на курсах журналистики, но почувствовала, что это не ее призвание. Теперь она супер-востребованный профессионал и успешно работает с международными заказчиками.

— А где вы сами учились и кем мечтали быть в детстве?

— Точно не менеджером по обучению! Хотя сама я очень любила учиться и открывать для себя что-то новое. И хотела быть либо путешественником, либо ветеринаром. Но путешественником больше. Меня вот прямо манили рассказы о далеких странах и неведомых языках. Я прекрасно помню свой первый урок английского языка в школе, когда я сидела и слушала как завороженная. Казалось, что путь на факультет иностранных языков мне заказан. Но я завалила историю и не добрала полбалла.

— Расстроились?

— Очень. Но потом в гости пришел мой дядя, который работал научным сотрудником в нашем Уральском техническом университете. Я наслушалась рассказов про научные открытия, синхрофазотрон, теорию кипящего слоя котлов, энергетику, за два месяца до начала экзаменов бросила английский, литературу и русский и взялась за физику с математикой. Сдала вступительные на отлично и начала учиться на инженера-промтеплоэнергетика. Но, конечно, в 17–18 лет мало кто по-настоящему знает, чего он хочет. Тогда мне было трудно представить, что спустя почти 20 лет я, волею судеб, окажусь в Азии и буду работать совсем не по профилю.

Источник: личный архив Ольги Симоновой
Источник: личный архив Ольги Симоновой

— Почему именно Азия?

— Меня всегда привлекала «экзотика». Если вы когда-нибудь бывали в Юго-Восточной Азии, то знаете, что это совершенно другой мир. Люди другие, еда другая, другие взгляды на жизнь и работу. Мне хотелось полностью окунуться в эту атмосферу, а не просто погулять как турист. Когда я увидела вакансию в сети учебных центров, занимающихся преподаванием иностранных языков и корпоративными тренингами в Таиланде, решила, что нужно дерзнуть. Меня взяли с ходу.

— Здорово! И они были спокойны, что до этого весь ваш опыт был совершенно в другой сфере?

— Они-то спокойны, а вот я нет. Во время собеседования на меня смотрели как на диковинку: в коллективе я была единственная русская, единственная женщина и единственный не носитель преподаваемого языка. Тут, видимо, сказался мой опыт в продажах, умение проводить переговоры и продавать себя. Я провела пробный урок на 15 человек, очень волновалась, но всем понравилось.

Учебный центр в Таиланде. Источник: личный архив Ольги Симоновой
Учебный центр в Таиланде. Источник: личный архив Ольги Симоновой

— Какие вообще качества нужны менеджеру по обучению?

— Умение слушать и слышать. А главное — любить людей. Я один из тех «динозавров», который действительно любит людей. В каждом вижу индивидуальность, ценность и большой потенциал.

— А есть какие-то недостатки в этой профессии?

— Конечно. Я ощутила это, когда вернулась в Россию. Когда в Азии ты проводишь урок, все сидят с тетрадочками и ловят каждое слово. Ты приходишь и чувствуешь, что тебе выдают кредит доверия. Там есть «культ учителя». А в России нет. Здесь уважение нужно заслужить. Сотрудники смотрят на нового преподавателя с сарказмом — мол, «ну и что ты нам сегодня расскажешь, чего мы и так не знаем?» Но в этом есть свой интерес — выстроить отношения с нуля и завоевать авторитет в коллективе. После Азии я проводила бизнес-тренинги в крупной компании по производству дверей. Про одну группу меня сразу предупредили: они несносные, саботировали уже четырех бизнес-тренеров. На что я ответила: «Вы мне, пожалуйста, ничего больше не говорите, я сама составлю о них представление». В итоге «несносные» стали моей любимой группой.

— Как вы оказались в IT?

— ALP Group — первая ИТ-компания в моей карьере. Мне понравился гибкий подход, который подразумевал достаточную долю самостоятельности и ответственности в принятии решений. Передо мной стояла очень интересная задача: построить обучение в компании.

— Получился еще один крутой поворот в профессии…

— Да, придя в IT, я схватилась за голову. О программировании у меня были очень поверхностные представления, я не айтишник вообще ни разу. А тут все эти конфигурации, модули, профессиональный жаргон. Снова пришлось взять себя на слабо и освоить новый мир. Но мой девиз по жизни — «Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть». Сейчас я бы уже не хотела менять сферу — в IT намного интереснее, чем в производстве или продажах. Слава богу, инженерное образование помогло найти общий язык с техническими специалистами.

Олицетворение синдрома самозванца? Источник: личный архив Ольги Симоновой
Олицетворение синдрома самозванца? Источник: личный архив Ольги Симоновой

— Можно сказать, что вы достигли очередного «потолка»?

— Нет. Меня не интересует вертикальный рост как таковой. Мне нравится строить новое. Например, я бы хотела выстроить в компании систему наставничества и создать полномасштабный корпоративный университет с различными траекториями развития. В общем, впереди еще много планов. Дочка говорит, что я и в 90 лет не смогу усидеть на месте и буду вовлекаться во всякие авантюры. Но хочется думать, что эти авантюры тоже будут детально продуманными и по велению сердца.

99
22
2 комментария

Спасибо, интересно! А на 3 фото прямо Ингеборга))

1
Ответить

Спасибо, Марго :))

Ответить