«Общаться, вдохновляться и находить новые инструменты»: как комьюнити помогают дизайнерам расти

И где найти сообщество по душе.

«Общаться, вдохновляться и находить новые инструменты»: как комьюнити помогают дизайнерам расти
Валентина Пастушенко
Веб- и UX/UI-дизайнер, ревьюер на курсе «Веб-дизайнер» в Яндекс Практикуме

Что такое комьюнити

Есть разные подходы к определению: одни считают комьюнити (или сообществами) даже небольшие чатики, другие используют это определение для миллионов дизайнеров, взаимодействующих друг с другом в жизни и интернете — например, на Behance.

Всё это можно справедливо назвать комьюнити. Но мой подход к определению более узкий. Если в двух словах, то я считаю, что комьюнити — это какое-то конкретное место, куда приходят люди, которые болеют дизайном, любят дизайн и хотят узнавать о нём больше.

Дизайнеров в комьюнити приводят самые разные причины. Кто-то хочет найти полезные связи, другие — узнать что-то новое или вдохновиться, но итог один. Комьюнити — это люди, которые связаны с дизайном и готовы к взаимодействию друг с другом на этой почве.

Какими бывают комьюнити

Комьюнити могут быть маленькими и «домашними» — буквально на несколько десятков человек. А могут быть и такими, которые объединяют сотни или тысячи дизайнеров. Часто это зависит от способа их образования.

Комьюнити вокруг фигуры

Маленькие комьюнити часто выстраиваются вокруг какого-нибудь дизайнера, который создаёт канал в Telegram и инициирует общение между подписчиками. Особенность таких сообществ — тёплое и поддерживающее общение между участниками.

Впрочем, бывает, что люди в комьюнити вокруг фигуры почти не общаются — обычно такое случается, если дизайнер популярный и на него подписаны десятки тысяч читателей.

Комьюнити вокруг образования

Тут возможно пересечение с предыдущим типом комьюнити — иногда комьюнити студентов выстраиваются вокруг дизайнеров, которые ведут свои мини-курсы. Но эта система работает и для больших образовательных площадок. Общение в таких комьюнити полезно для начинающих дизайнеров, ведь никто не поддержит джуниора так, как человек, проходящий или недавно прошедший тот же путь.

Встреча дизайн-комьюнити Практикума в Петербурге. На фото те, кто остался до конца, а всего было 65 человек, 10 из которых приехали из других городов
Встреча дизайн-комьюнити Практикума в Петербурге. На фото те, кто остался до конца, а всего было 65 человек, 10 из которых приехали из других городов

У нас в Практикуме есть большие выпускные сообщества, в которых студенты и выпускники общаются и помогают друг другу, а ещё получают полезный контент и посещают офлайн- и онлайн-мероприятия. Так, в этом году мы проводили Alumni Talks — встречу, где выпускники делились опытом и пробовали себя в роли спикеров: выступали с темами, оттачивали скил самопрезентации и дополняли резюме опытом докладов.

Комьюнити вокруг сервисов

Комьюнити могут собираться и вокруг платформ, таких как Figma, Dribbble, Webflow или Awwwards. Сервисы проводят свои конференции, устраивают челленджи и создают социальные площадки для обмена опытом, полезными ссылками, плагинами для программ, иллюстрациями и так далее.

Дизайнеры смотрят и оценивают ресурсы в комьюнити Figma. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.figma.com%2Fcommunity&postId=1502711" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Дизайнеры смотрят и оценивают ресурсы в комьюнити Figma. Источник

Минус таких сообществ в том, что они служат каким-то простым и прикладным целям — в них много людей, но мало обратной связи и общения.

Комьюнити вокруг… комьюнити

Комьюнити не всегда появляются как надстройка над каналом дизайнера, образовательным продуктом или сервисом. Иногда это самодостаточная единица — силами организаторов сообщество может развернуться вокруг какого-то направления, темы или события. В эту категорию можно отнести и масштабные инициативы с офлайн-встречами, например DesignProsmotr с большими форумами в Москве и Санкт-Петербурге или «Дизайн-выходные», которые проходят в разных регионах России.

Зачем дизайнерам комьюнити

Я бы выделила три большие цели, которые дизайнеры преследуют в комьюнити: пообщаться, вдохновиться и найти новые инструменты.

Пообщаться

Комьюнити — это в первую очередь общение и обратная связь. В комьюнити ты можешь попросить других людей оценить твою работу и получить поддержку, если сомневаешься в себе. В комьюнити ты почувствуешь себя увереннее и всегда будешь знать, что ты внутри коллектива, а не наедине со своими дизайнерскими проблемами и сомнениями.

Дизайнеры поддерживают друг друга, помогают с тестами и голосами в челленджах
Дизайнеры поддерживают друг друга, помогают с тестами и голосами в челленджах

Особенно это полезно для новичков, которые не всегда уверенно отличают хороший дизайн от плохого и боятся, что делают что-то не то и развиваются не в том направлении.

Я училась давно, была самоучкой и не участвовала ни в каких комьюнити. У меня всё более-менее получалось, но я чувствовала себя одиноко. Если бы я знала, что кто-то может меня поддержать в сложные моменты, мне было бы гораздо легче!

Также для джуниоров очень актуален вопрос поиска заказчиков или работы. Дизайнеры рассказывают друг другу, как проходят собеседования и выполняют тестовые. Это помогает новичкам делать более качественные отклики, не сдаваться на пути к офферу и не попадаться на уловки мошенников с фейковыми вакансиями.

Вдохновиться

Частый сценарий: кто-то кидает в чат работу и просит её оценить. А ты смотришь… И вдохновляешься. Не знаю, как это устроено, но это точно работает. Дизайн обычного человека из комьюнити может вдохновить не меньше, чем премиальный кейс на какой-нибудь большой платформе с красивыми проектами.

Найти новые инструменты

В конце концов, дизайнеры в комьюнити всегда готовы ответить на какой-то профессиональный вопрос, поучаствовать в штурме или помочь с решением рабочей задачи.

Иногда общение полезнее Google или ChatGPT
Иногда общение полезнее Google или ChatGPT

Ты можешь как «впитывать» контент, которым делятся другие дизайнеры, так и задавать вопросы, чтобы решить свою проблему. Так комьюнити помогает развивать не только софт-, но и хардскилы.

Что делают дизайнеры в комьюнити

У сообществ бывают разные активности. Например, митапы, форумы и конференции — мероприятия, на которых дизайнеры из разных городов знакомятся, выступают с докладами, делятся опытом и экспертизой.

Очень популярная активность — это челленджи. Так как большинство сообществ существует в онлайн-формате, кооперироваться и практиковаться приходится тоже удалённо. Организаторы комьюнити в этом помогают. Например, дизайнер Аня Зозулева в своём канале «Комьюни ТИТИ» предложила участникам рисовать постеры к строчкам из любимых песен — все делились результатами, обсуждали и голосовали за работы. А у Dribbble был челлендж по отрисовке страницы 404. Я поучаствовала, и моя работа даже какое-то время провисела в топе.

Страница 404 для моего лонгрида про Эми Уайнхаус. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdribbble.com%2Fshots%2F24439152--404-page-Framer-x-Dribbble-playoff&postId=1502711" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Страница 404 для моего лонгрида про Эми Уайнхаус. Источник

Ты не борешься за награду, а просто рисуешь что-то в своё удовольствие, зная, что клиент не придёт и не насыпет тебе тысячу правок. Это настоящий отдых!

А ещё люди в комьюнити встречаются без особенного повода. Например, в каком-нибудь чате кто-то может задать вопрос: «Есть кто из Калининграда?!» Кто-то ответит — и вот уже целая компания дизайнеров идёт в парк или бар.

Рады ли в комьюнити джуниорам и интровертам

В IT у сообществ, как правило, есть направления: «джависты», «питонисты» и так далее. У нас с этим попроще. Бывают, конечно, комьюнити для графических или UI-дизайнеров, но даже они часто пересекаются. Я работаю в веб- и UX/UI-дизайне, но всё равно люблю рассматривать брендинг и упаковку. А если сообщество ориентировано, например, на типографику или, допустим, Midjourney, то контент и обсуждения внутри таких комьюнити будут полезны всем, кто работает с чем-то визуальным: делает айдентику, верстает лонгриды, проектирует приложения или рисует плакаты.

Может, поэтому в наших комьюнити нет какого-то фильтра по компетенциям и дизайнеры рады принимать и помогать развиваться даже новичкам без опыта. Возможно, если задать какой-то совсем уж очевидный вопрос, тебе намекнут про Google, но это максимум токсичности, с которым я сталкивалась.

А ещё в комьюнити обычно комфортно общаться интровертам.

Я очень интровертный человек. Но даже несмотря на это я участвую в нескольких сообществах и часто вступаю в интересные беседы. Я уверена, что даже такие люди, как я, могут чувствовать себя в комьюнити вполне комфортно.

Правда, если в чате человек 150, то завести или подключиться к беседе может быть трудно. Поэтому я рекомендую интровертам начинать с небольших групп, например учебных, — в них общение проходит легче всего. А потом уже можно будет переключиться и на сообщества побольше.

Как попасть в комьюнити

Самый простой ответ — никак. Это произойдёт само собой, если интересоваться дизайном, осваивать новые инструменты и следить за профессионалами. И естественнее всего это происходит в учебных комьюнити — с обсуждения домашних заданий, ошибок новичка и первых проектов.

99
4 комментария

больше общения = успех, правда

1
Ответить

Ну так то да, но не весь успех

1
Ответить

Конечно, это же ещё и обмен новым и всякими инсайтами

1
Ответить

Считаю комьюнити классным решением. В целом сейчас многим брендам не хватает качественного мозгового штурма) а то в последнее время смотрю на новые дизайны сайтов и лого и глаз вообще не радуется.Из всего, что в последнее время выходило, только дизайн сайта звука новый понравился

1
Ответить