Зачем компании компенсируют психотерапию сотрудникам?

Показываем исследования, приводим примеры, спрашиваем российские компании.

Депрессия, тревожность и другие психические заболевания — одни из ведущих причин пропусков работы по болезни и длительной нетрудоспособности в развитых странах. Производительность труда снижается, а глобальной экономике это обходится в 1 триллион долларов CША ежегодно.

Но не только психические расстройства влияют на трудоспособность. Сложности в общении с коллегами, изменение должности, выгорание, проблемы в семье и отношениях, переживание утраты — эти и другие трудности занимают внимание человека и снижают эффективность работы. Сотрудники в состоянии стресса проводят треть рабочего времени непродуктивно и в среднем один день в месяц не приходят на работу вообще. Справиться со сложными ситуациями помогает психотерапия. На Западе компании уже включают ее в социальный пакет или в страховую программу — и вот почему.

Зачем компании компенсируют психотерапию сотрудникам?

Эффективность и окупаемость терапии

Исследования доказали: психотерапия работает. В результате программ по поддержке психического здоровья работников количество пропусков снижается на 20% в год, а рост продуктивности сотрудников достигает 36%. Возрастает удовлетворенность жизнью, повышается вовлеченность, снижается уровень стресса и «формального», но неэффективного присутствия.

Если переводить результаты занятий с психологом в денежный эквивалент, получаются такие цифры:

При этом исследования показали, что онлайн-терапия также эффективна для повышения эффективности на работе и борьбы со стрессом

*по курсу доллара к рублю на момент выхода материала

Пандемия и самоизоляция заставила всех нас по-новому взглянуть на рабочие обстоятельства. Мы и до этого считывали запрос от сотрудников на организацию качественной психологической поддержки, но случившийся карантин только ускорил эту инициативу. Мы внедрили этот сервис сразу с переездом по домам, чтобы помочь сотрудникам справиться с новыми обстоятельствами и не дать разыграться уже имеющимся трудностям. Мы оплачиваем своим сотрудникам 2 первые сессии с выбранным ими психологом, вне зависимости от стоимости сессии. Далее, если сотрудник хочет продолжить работу со специалистом, он это делает самостоятельно и за свой счет. Тем самым нам хотелось обеспечить качественное входное окно, но мы понимаем, что некоторые вопросы требуют очень длительной проработки — это уже личное дело каждого сотрудника.

Яна Корженевская, HR-manager компаний Space307 и DataDuck

Зачем сотрудникам российских компаний доступ к психологической поддержке?

Все дело в доступности психотерапии. В 2014 году только 19% россиян считали психотерапию доступной для себя, в последующие годы реальные доходы россиян сокращались, а 2020 год начался с коронавируса и падения доходов россиян на 18%. Несмотря на это, в условиях пандемии спрос на услуги психологов сильно вырос. К обычным проблемам прибавилось множество новых поводов для тревоги: кризис, режим самоизоляции и выход из него, страх за своё здоровье и здоровье близких. По данным «Профи.ру», количество запросов на онлайн-психотерапевтов по России увеличилось с конца марта по середину мая на 69%. Опрос сайта SuperJob выявил, что каждому одиннадцатому сотруднику, работающему на карантине удаленно, нужен психолог. А 55% представителей компаний считают, что сотрудникам, возвращающимся к работе после отмены режима самоизоляции, будет нужна адаптация. Иными словами, сейчас лучшее время организовать психологическую поддержку для сотрудников.

Забота о ментальном здоровье сотрудников актуальна не только для России, но и для всего мира. Один из ведущих западных игроков на корпоративном рынке услуг по поддержке ментального здоровья — компания Lyra Health. Её клиентами стали Facebook, Ebay, Pinterest, Starbucks и другие — всего более 500 компаний. За последний год Lyra Health провели 350 тысяч сессий для 40 тысяч работников и их семей, 83% из них показали клинически значимые улучшения симптомов. Изменения отслеживались с помощью шкал первичной оценки психических расстройств PHQ-9 и GAD-7. Они работают с симптомами депрессии, тревоги и нескольких других заболеваний.

Для нас забота о сотруднике — это в том числе и забота о его душевном самочувствии. Текущая история с пандемией безусловно оказывает влияние на людей. И нельзя сказать, что это делает их счастливее. Мы решили, что можем помочь коллегам, компенсируя затраты на психотерапию. Судя по реакции сотрудников, такая поддержка оказалась интересна.

Елена Садюкова, HR-директор Cardsmobile

Как организовать психологическую поддержку для своих сотрудников?

Рассказываем о 4 способах:

1. Компенсировать индивидуальную терапию через провайдера

Индивидуальная терапия через Alter — это психотерапия один на один с психологом, очно или онлайн. Человек заполняет небольшую анкету, в которой описывает свой запрос. По ее результатам специальный алгоритм подбирает наиболее подходящего психолога. Бронирование, запись, уведомления в смс и по почте — через Alter. Сотрудник, которому компания компенсирует психотерапию, подтверждает свою корпоративную почту на специальной странице, после чего получает письмо с уникальной ссылкой. По ней он может увидеть, какое количество сессий компенсирует работодатель. Компания может оплатить любое количество сессий полностью, частично или комбинировать — например, 3 сессии бесплатно и / или 3 сессии со скидкой 50%. Тем не менее мы не рекомендуем полную и бесконечную оплату психолога. Любой человек должен ответственно и осознанно решиться на терапию: посещать занятия, выполнять домашние задания, стараться применять полученные знания в жизни. Поэтому постепенный переход на полную или частичную оплату психотерапии сотрудником в интересах всех участников процесса.

2. Нанять штатного психолога в офис

Довольно распространенный вариант. Один или два психолога постоянно присутствуют в офисе и при необходимости проводят личные или групповые консультации и тренинги. Штатный психолог обычно погружен в контекст сильнее сторонних консультантов, что имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, ему доступно больше информации о компании и внутренних процессах — это облегчает решение проблем, напрямую связанных с работой. С другой стороны, неминуемо возникает ряд сложностей:

Конфиденциальность: часть сотрудников не пойдут к психологу только потому, что будут переживать, что об этом узнают коллеги. Или просто увидят, как он выходит из специальной переговорки.

Этика: психолог в штате вынужден работать с коллегами, которые состоят в разных отношениях — это может приводить к сложным с этической точки зрения ситуациям. Например, к одному и тому же специалисту придут начальник и подчиненный, возможно, даже с разницей в 10 минут, и начнут жаловаться друг на друга. В этой ситуации начальник — непосредственный работодатель и для психолога. Возникает конфликт интересов, а также этическая дилемма: как оказать помощь так, чтобы не задеть интересы обоих?

Профиль и методы: В штате, как правило, работает 1 психолог, а значит — 1-2 метода психотерапии и ограниченное количество специализаций. Например, психолог может профессионально помогать с депрессией, но не иметь квалификации для работы с запросами о семье и отношениях.

Alter решает эти проблемы — на платформе работает более 300 специалистов. Каждый из них прошел предварительный отбор:

  • подтвердил высшее психологического образование;
  • прошел дополнительную длительную образовательную программу;
  • прошел личную терапию;
  • регулярно проходил супервизии;
  • прошел тестирование и интервью с сотрудниками лаборатории ПИ РАО.

Занятия проходят онлайн, либо на нейтральной территории — в комфортном кабинете, в удобное для клиента время. Психологи в Alter работают в разных методах, имеют четко очерченные специализации: на каждую проблему найдется психолог, который специализируется именно на ней.

Если вы всё же предпочтете штатного специалиста, мы можем взять на себя организацию процесса: подобрать несколько психологов с разной специализацией, организовать время посещений офиса, заключить единый договор и главное — вместе проговорить вероятные этические трудности и согласовать список правил поведения для неоднозначных ситуаций.

3. Компенсировать чат-поддержку с психологом

Поход к психологу — ответственный шаг, не каждый готов на него решиться. Особенно сложно бывает сотрудникам на удаленке: организовать психотерапевтическую сессию дома проблематично, если рядом постоянно партнер / партнерша или дети. Для таких сотрудников подойдет формат чат-поддержки.

В чате сотрудник компании может описать свою ситуацию, узнать, работает ли психотерапия с его запросом и получить поддержку от профессионального психолога. Специалист отвечает дважды в день на русском или английском языках — это важно, так как многие компании имеют англоговорящих сотрудников на аутсорсе или офисы за рубежом.

Важно понимать, что такой формат подразумевает большую самостоятельную работу сотрудника. Психолог в чате, как правило, задает много вопросов, оценивает ситуацию, поддерживает и дает инструменты: домашние задания, техники самопомощи, книги. Через неделю психолог может уточнить у сотрудника об успехах и прогрессе, поддержать и предложить дополнительные инструменты для работы.

Идеальный вариант для сотрудника – когда компания компенсирует и индивидуальные сессии, и чат-поддержку. Так сотрудник практически всегда имеет возможность получить психологическую помощь в комфортном формате.

4. Дать сотрудникам и руководителям базовые знания о психотерапии

Практика работы с корпоративным клиентами показала, что есть большой запрос на обучение и развитие конкретных навыков у сотрудников: эмпатии, стрессоустойчивости, стойкости к тревоге и депрессии, умение оказать психологическую помощь коллеге. Для этого мы разработали несколько программ:

  1. «Обучение первой психологической помощи» для руководителей и топ-менеджеров. Поможет на ранних этапах заметить ментальные трудности у подчиненных, правильно построить поддерживающий разговор, этично предложить помощь и не сделать ошибок. Программа состоит из 4 двухчасовых занятий: с теорией, практикой и разбором кейсов. Проходит онлайн для группы до 20 человек.
  2. Фокусированные программы — решают конкретные задачи: повысить стрессоустойчивость, победить тревогу, справиться с депрессией, развить эмоциональный интеллект. Каждая программа состоит из 10 индивидуальных сессий с психологом, а каждая сессия имеет четкий план работы по развитию определенного навыка. Цели программы, план сессий и ожидаемый результат заранее обсуждаются с каждым участником.
  3. Ликбез о психотерапии для всех сотрудников компании. Большая открытая лекция с ответами на стыдные вопросы: зачем нужен психолог? Доказана ли эффективность психотерапии? Как понять, что мне нужно идти к психологу? Как выбирать специалиста для себя, на что обращать внимание? И так далее.

Любой человек может столкнуться со сложной жизненной ситуацией, к сожалению. Например, никто не застрахован от трагичных личных историй, как болезнь близкого человека или тяжелое расставание с партнером. Мы как компания поддерживаем сотрудников, если такое случается: готовы разгрузить с точки зрения задач, дать время отдохнуть, поддержать материально и морально. Но часто чтобы придти в себя и пережить все эмоции могут помочь специалисты, которые точно знают, как преодолеть это состояние быстрее и без последствий. Почему бы не воспользоваться этим дополнительно и не предложить такую опцию. Мы заинтересованы в том, чтобы сотрудник быстрее восстановил свои внутренние ресурсы, чувствовал себя ментально хорошо и вернулся к рабочему ритму.

В заключении — на что обратить внимание?

1. Квалификация психолога

Часто компании работают с психологами напрямую: зовут в штат знакомого психолога, спрашивают у коллег-эйчаров, находят в интернете. Эти способы не гарантируют, что психолог будет иметь достаточную квалификацию: в России отсутствует лицензирование психологов, нет законов о психологической помощи и буквально любой человек может назвать себя психологом и прийти к вам в компанию. Эту проблему решает третья сторона в лице Alter как провайдера услуг, который проверяет квалификацию психолога: образование, опыт личной терапии, подтвержденные часы супервизии. Для формирования профессионального и независимого отбора мы также работаем с Психологическим институтом РАО. Научные сотрудники этого института проводят последний этап отбора: интервью и тестирование психологов.

2. Организация конфиденциальности

Психотерапия — очень интимный процесс. Обычно представители компаний-клиентов не хотят знать, кто из сотрудников ходил к психологу, но избежать этого непросто: на сумму компенсации свыше 4000 рублей в год компания должна уплачивать НДФЛ, а чтобы это сделать бухгалтерии нужен реестр сотрудников, которые пользовались услугами психолога. Решить такую дилемму также помогают договоренности между провайдером и компанией-клиентом.

3. Свои психологи у сотрудников

Частая проблема компаний, компенсирующих психотерапию по дмс или через сервис, — как быть если у наших сотрудников уже есть свои психологи и они не хотят их менять? Получается так, что часть сотрудников получают компенсацию от компании, а часть нет, потому что работа ведется через централизованного провайдера.

При работе с Alter сотрудник компании-клиента может попросить своего психолога пройти регистрацию на сервисе — мы оперативно заведем психологу профиль и запись можно будет делать централизованно и удобно. Важно, что такой психолог не будет виден ни в каталоге, ни по результатам анкеты другим клиентам, пока не пройдет стандартную проверку Alter на квалификацию.

Прямая компенсация психотерапии для сотрудников — довольно новая история для большинства российских компаний, и мы получаем много вопросов от hr-сообщества: в чем разница между психологом и психотерапевтом, как убедить начальство в необходимости такого бенефита, как это технически устроено — на эти и другие вопросы мы готовы ответить по почте business@psyalter.com или прямо в Telegram.

На российском рынке о корпоративной психотерапии хорошо знают только HR-ы и сотрудники крупных зарубежных компаний вроде PwC или российских компаний-гигантов вроде Яндекса. Для среднего бизнеса: крупных стартапов, продуктовых компаний, небольших заводов — это что-то новое и неизвестное, а требовательность выше чем у enterprise-компаний. Нужно дать hr-у возможность управлять бюджетом, оперативно дорабатывать платформу, проводить лекции о психотерапии, оперативно решать вопросы поддержки — потому что HR-директор знает каждого из 300 сотрудников в лицо и не может допустить ошибку в таком тонком деле как, психологическая поддержка. Мы делаем корпоративный Alter так, чтобы отвечать этим требованиям и следовать нашей миссии — делать эффективную и безопасную психотерапию доступной каждому.

Даниил Богородицкий, Руководитель корпоративного направления Alter
1414
4 комментария

Очередной способ выкачки денег из бизнеса, вслед за аджайлом, сейфи и курсами английского

Ответить

А что такое сейфи?

Ответить

Лучше пятничного тимбилдинга пока ничего не придумали

Ответить