Создание собственных IT-решений в строительстве. Михаил Малыхин из Setl Group о цифровой трансформации в отрасли

Создание собственных IT-решений в строительстве. Михаил Малыхин из Setl Group о цифровой трансформации в отрасли

Строительство считается одной из самых низкоцифровизированных отраслей. Но сейчас ситуация меняется: девелоперы начинают активно использовать IT-решения. Как проходит цифровая трансформация в нише и для чего застройщикам развивать свои IT-продукты, обсудили с Михаилом Малыхиным, директором по развитию цифровых технологий Setl Group.

Привет, я Иван Григорьев, управляющий партнер LARD. Руковожу разработкой сложных IT-продуктов и консультирую по созданию стратегии цифровой трансформации. Я провожу серию интервью с топ-менеджерами крупного бизнеса. Руководители делятся наблюдениями, кейсами и рекомендациями, которые помогут оптимизировать процесс цифровой трансформации в разных нишах.

Михаил Малыхин
Директор по развитию цифровых технологий Setl Group

Цифровая модель объекта — это популярный тренд и реальный инструмент развития строительного бизнеса

Цифровая трансформация компании — это внедрение цифровых решений в бизнес-процессы. В зависимости от отрасли и масштабов – компании по-разному подходят к трансформации. Небольшому бизнесу может быть достаточно автоматизировать несколько процессов, а крупные игроки, как правило, проводят глобальные изменения и скрупулёзно работают над внедрением цифровых инструментов

В Setl Group цифровизация — главный источник информации по объектам. Мы работаем с ней в двух направлениях: проектирование зданий и приемка работ подрядчиков.

Для проектирования пытаемся использовать российские сервисы — уже есть результаты в виде расчетов объемов будущих работ и смет на проектах.

При приемке всех ключевых видов работ проводим высокоточные измерения с помощью лазера. У нас есть группа геодезистов, которые в том числе выполняют обязанности операторов лазерных сканеров. Когда определенный этап строительства, например кладка стен или отделка, завершен, система отправляет уведомление, специалисты приходят и сканируют конструкции. Делать это, как раньше, с рейкой и рулеткой, не приходится.

Создание собственных IT-решений в строительстве. Михаил Малыхин из Setl Group о цифровой трансформации в отрасли

Цифровая модель позволяет контролировать любые работы по монолиту, кладке, фасадам и кровлям, а также выявлять отклонения по всему комплексу с точностью до 1 мм. Если такое отклонение будет зафиксировано, оно отразится во всех отчетах, аналитике и 3D-развертке. Сотруднику, который принимает работы, будет достаточно скачать PDF-файл и оценить ситуацию на объекте на основе цифровых данных.

Цифровые модели с использованием лазерных технологий помогли нам значительно повысить качество передаваемых квартир. По некоторым проектам дольщики принимают квартиры с первого раза в 99% случаев.

Однако, есть процессы, которые невозможно заложить в модель. Это невыполнимо физически или потребует огромного количества времени на проектирование. Например, в других странах можно собрать инвестиции на проект, далее 2–3 года проектировать модель и только потом выходить на стройку. В России такой сценарий не рассматривается: закон строго регламентирует сроки строительства. Кроме того, долгий этап проектирования повлечет удорожание проекта.

Почему застройщики развивают собственные IT-решения

Застройщики становятся сильнее заинтересованы в цифровизации, когда видят на реальных примерах, что она помогает компаниям расти. На законодательном уровне появляются решения об электронном документообороте между девелоперами и контролирующими организациями. Это значит, что развитие IT-технологий в строительной отрасли неизбежно. Сейчас бизнесу особенно важно меняться вместе с рынком.

Создание собственных IT-решений в строительстве. Михаил Малыхин из Setl Group о цифровой трансформации в отрасли

Кроме того, цифровизация может помочь сэкономить бюджет строительства объектов. Например, мы перешли в «цифру» в планировании, прогнозировании и приемке работ. Наши экономисты посчитали, что таким образом мы экономим более 7% бюджета строительства. С учетом того, что стоимость проекта может составлять несколько миллиардов, это значительная сумма.

Цифровые модели помогают контролировать ход строительства, но не закрывают всех потребностей компании в сервисах. Готовых систем, которые можно купить и с помощью которых можно сразу получить отличный результат, не существует. Своими силами ни один девелопер не сможет разработать весь IT-ландшафт, поэтому застройщики обращаются к опытным вендорам.

Если у девелопера сложные задачи, вендор не всегда будет адаптировать под них свои решения. А если и согласится, то реализация займет много времени и потребует огромных вложений. Именно поэтому девелоперы вынуждены сами проектировать и разрабатывать IT-решения.

Сейчас мы склоняемся в основном к инхаус-разработке. Тем не менее весь IT-ландшафт мы охватить не можем, поэтому некоторые задачи отдаем на аутсорс. При выборе подрядчика оцениваем его портфолио, размер и компетентность команды. У нас есть приложения и сайты, которые разрабатывают внешние команды. Готовые решения мы забираем и дальше сами их поддерживаем, развиваем.

Одна из наших приоритетных целей — объединить все IT-решения Setl Group в единую систему, которая поможет выстроить бесшовные процессы и работать эффективнее.

Зачем мы выводим внутренние разработки на рынок

Сейчас на рынке много сервисов для девелоперов. Их разрабатывают программисты, не понимая специфику реального бизнеса. Это не решения для работы, а просто кейсы-примеры. В то же время мы часто обмениваемся опытом с коллегами-застройщиками и взаимно делимся наработками в IT, ориентированными на настоящие потребности бизнеса.

В этом году мы приняли фундаментальное решение выводить на рынок собственные сервисы, которые мы протестировали и успешно используем. Это во многом поможет решить проблему нежизнеспособных проектов. Уже сейчас есть успешные кейсы внедрения наших продуктов у средних и крупных девелоперов.

Например, мы сами создали и внедряем у других застройщиков комплекс управления строительством SetlSoft. Он включает более 10 модулей, которые помогают управлять ходом строительства. Решение предоставляет единое информационное пространство. В нем можно планировать графики строительства, цифровизировать операционный и приемочный строительный контроль, создавать сводную аналитику по подрядчикам, срокам, объектам и сотрудникам.

Функциональность адаптируется под потребности заказчика и задачи проекта. Сервис можно использовать для любых строящихся объектов: от офисов до жилых и промышленных зданий.

Мы не боимся делиться экспертизой. Продукты, которые компания разрабатывает только для внутреннего использования, всегда будут отставать от рынка. Даже если в них вложено много ресурсов. Делая сервис рыночным, мы получаем обратную связь от застройщиков и можем совершенствовать продукт с помощью реальных кейсов, которых нет в нашей компании. Так решение будет не таким узким и точечным, как что-то внутреннее.

Кроме того, мы сможем активно транслировать экспертность и опередим конкурентов, у которых тоже, возможно, появятся подобные идеи в будущем.

5 советов от Михаила Малыхина, которые помогут девелоперу выбрать IT-решение и выстроить эффективную работу компании в период цифровой трансформации

  • Не завышайте ожидания. Помните, что 90% всех промоматериалов, которые покажет разработчик сервиса или площадки, не будут реализованы. Только пилотное тестирование даст понять, чего ждать от цифрового продукта.
  • Получайте достоверную и актуальную информацию из нескольких источников. При управлении проектами топ-менеджеру важно собирать данные из разных сервисов, проводить аналитику. Это поможет принимать оптимальные решения.
  • Учитывать уровень зрелости компании. Внедряйте решения, которые закрывают потребности компании на текущем этапе развития, а не просто популярные. Например, девелоперу, который строит два дома и не ставит цели масштабироваться, не всегда актуальны дорогие и сложные инструменты.
  • Подготовьте персонал. В команде должны быть люди, которые понимают важность цифровизации, готовы меняться вместе с компанией и не саботируют процесс. Есть несколько вариантов, как быть с несогласными. Попробуйте мотивировать сотрудника бонусами, премиями или переведите его на другое место работы в рамках компании. Если ничего не помогает и коллега не хочет адаптироваться вместе с остальной командой, то, скорее всего, с ним придется расстаться.
  • Будьте готовы к финансовым инвестициям. Сейчас IT — самая дорогая сфера, когда час работы программиста — это день работы обычного сотрудника. Этот фактор нужно учитывать на старте.

Мы помогаем выстраивать процессы цифровой трансформации для бизнесов из разных ниш. Узнать больше о тенденциях рынка, наших проектах и кейсах можно в моем телеграм-канале.

2424
22
19 комментариев

Любая цифровая модель разобьется о косоруких таджиков. Извините

3
Ответить

Ну, если цель стоит разрушить что-то, то люди и без технологии справятся, правда?)) Работники, независимо от их происхождения, способны работать с цифровыми инструментами, если им предоставлены нужные ресурсы и поддержка.

Ответить

Вроде бы хороший опыт, но сдача квартир с первого раза на 99% — звучит как маркетинг, интересно а раньше как было, до цифровизации?

Ответить

Когда-то вообще принимали квартиры «на глаз», человеческий фактор никто не отменял) А сейчас каждый принимаем квартиру с мастером-приёмщиком.

Застройщикам не выгодно затягивать сдачу квартир. Как я считаю, цифровизация просто сделала процесс более объективным — уверен, цифры не спорят.

1
Ответить

Насколько сложно интегрировать это решение в существующую инфраструктуру других застройщиков?

Ответить

Каждый проект индивидуален. Интеграция может занять время, особенно, если у застройщика нет ранее налаженных процессов. При правильном подходе — это вполне достижимо.

Попрошу Михаила включиться в ответы на комментарии)

Ответить

Простите, но не верится, что подрядчики на стройке всё это освоят без проблем..

Ответить