Сколько стоит ИТ-чемпионат — и зачем это бизнесу

Руководитель направления чемпионатов Mail.ru Group Дмитрий Санников — о том, из чего складывается организация ИТ-чемпионата и зачем бизнес тратит на это миллионы.

Mail.ru Group проводит ИТ-чемпионаты десять лет. За это время мы организовали больше 60 соревнований, в которых поучаствовали 250 000 человек из 70 стран. На базе собственных технологий мы разработали платформу All Cups, на которой любая компания может провести свой ИТ-чемпионат.

All Cups — это как Kaggle и Codeforces в одном флаконе: можно проводить чемпионаты по искусственному интеллекту, по спортивному программированию и другие.

Мы расспросили руководителя направления чемпионатов Mail.ru Group Дмитрия Санникова о том, из чего состоит ИТ-соревнование, сколько это стоит и зачем вообще компаниям их проводить.

Про деньги: сколько стоит ИТ-соревнование

Основных статей расходов три: привлечение участников, призовой фонд и площадка для регистрации конкурсантов, взаимодействия с ними и проведения соревнования. Если мероприятие проходит офлайн, добавляются расходы на аренду помещения, еду, технику для участников и многое другое.

Привлечение. Чем сложнее специфика соревнования, тем больше придется потратить на привлечение участников. Например, если вам нужна аудитория из 300 профессионалов и вы хотите провести хакатон по машинному обучению в Москве, придется потратить минимум 500 000 рублей только на продвижение — в среднем 1500 рублей за человека.

Помимо темы, стоимость привлечения сильно зависит от формата: собрать участников на онлайн-соревнование гораздо дешевле, чем на мероприятие в офлайне. Офлайн-формат сужает воронку участников. Многие организаторы не хотят оплачивать билеты, а потенциальные участники просто не готовы тратить свое драгоценное время на дорогу. Получается, что людей нужно найти в пределах одного города, максимум — ближайших соседних населенных пунктов. А в онлайн-чемпионате можно участвовать из любой точки мира. За счет этого снижается стоимость таргетинга: в среднем при тех же вводных она будет в три раза меньше — 150 000 рублей.

Призовой фонд. Средний призовой фонд, включая налоговую базу, составляет 1 млн рублей. В эту сумму входят ценные призы, а также футболки, блокноты и прочая атрибутика для участников.

Почему так много? Размер призового фонда напрямую зависит от целей бизнеса. Если вы хотите предложить трудные задачи, чтобы применить решения в бизнес-процессах, то и вознаграждение должно быть немалым. Это почти равносильно тому, чтобы отдать задачи на аутсорс. Кроме того, вы получаете не одно решение, а несколько десятков идей, которые потенциально могут увеличить выручку бизнеса.

Площадка. Это еще одна головная боль для организаторов, особенно в случае офлайн-чемпионатов. Средняя рыночная стоимость площадки для хакатона на 48 часов в Москве — минимум 3 млн рублей. При этом площадку нужно найти, оценить ее преимущества и недостатки, согласовать юридические моменты, обеспечить охрану, звук, свет и прочее. Нужно научить волонтеров и сотрудников работать со всем этим.

Если чемпионат проходит онлайн, можно обойтись без этих затрат — но в любом случае понадобится ресурс, где можно будет фиксировать результаты и сохранять работы конкурсантов. Есть GitLab и подобные инструменты, однако они неудобны для участников, жюри и организаторов.

Мы с 2011 года проводим несколько онлайн-чемпионатов в год. Компромиссные инструменты нам не подходили — мы разработали свои технологии. Мы дорабатывали их, интегрировали — и в этом году объединили в платформу All Cups, на которой можно запускать почти любые соревнования: от классических ИТ-чемпионатов до проверки кандидатов и нагрузочных тестирований.

Сейчас мы проводим восемь крупных соревнований в год. Если бы мы делали это в офлайне, то ежегодно тратили бы по 40 млн рублей. Благодаря платформе и технологиям, на которых она базируется, мы экономим 60% в год — и вкладываемся в развитие технологической платформы.

Про выгоды: как окупаются инвестиции в чемпионат

Зачем компании вообще идут на такие расходы и проводят ИТ-соревнования? Это окупается. С помощью соревнований бизнес решает сразу несколько важных задач.

Технологическая. По итогам чемпионата компания может получить готовое техническое решение проблемы или проверить гипотезу. Например, есть понимание того, что нужно, но непонятно, как этого добиться. Или хочется рассмотреть разные варианты решения, но на их поиск не хватает ресурсов. Когда одну задачу решают несколько сотен или тысяч человек, вы получаете эффективный результат.

Когда мы проводим соревнования, мы обычно выносим на них реальные задачи, с которыми сталкиваемся в работе. Удачные решения мы интегрируем в бизнес, что приносит немалую пользу.

При этом банк решений доступен не только нам, но и всему сообществу — таким образом участники вносят вклад в развитие технологий для всего рынка.

Кадровая. Чемпионат — отличная возможность найти в команду специалистов, которые уже показали высокий профессиональный уровень и способность решать реальные задачи компании. Заинтересованным участникам можно предложить работу сразу после соревнования или в процессе, рассказать о культуре компании или команды.

Маркетинговая и репутационная. Большие соревнования анонсируют в профильных медиа. Это привлекает внимание сообщества к продуктам компании и повышает лояльность к бренду. Чемпионаты ассоциируются с крупными компаниями, но небольшие бизнесы и стартапы могут с их помощью привлечь внимание как общественности, так и инвесторов.

Про организацию: что нужно учесть

Как показывает наш опыт, успех чемпионата складывается из нескольких пунктов.

Задача. Ядро любого чемпионата. Никакие маркетинговые инструменты не помогут, если она не будет интересна сообществу: никто просто не станет ее решать. Экономия времени на разработке задачи — преступление против эффективности.

Мы считаем, что специалист в первую очередь должен заниматься любимым делом. В идеале задача поможет ему расширить кругозор, сделать что-то новое для себя.

Единственно верная стратегия — собирать фокус-группы, тестировать формулировки, править — и так по кругу до тех пор, пока задача не станет идеальной.

При этом важно, чтобы условия задачи были максимально конкретными и понятными. Тогда участники будут знать, чего от них ждут и как их будут оценивать. А бизнес сможет точно понять, какие именно проблемы решит с помощью чемпионата, сколько денег сможет на этом сэкономить, какого размера будет призовой фонд. Кроме того, это помогает сформировать четкие критерии оценки для автоматической системы тестирования.

Когда мы организуем чемпионат на All Cups, мы всегда проводим комплексный анализ проблемы, которую хочет решить компания. Запрос бизнеса мы переводим в формат технического задания, готовим описание, данные и требования для участников в удобном формате.

Безопасность. Если в задаче используются реальные данные, их нужно предварительно обработать — как минимум деперсонализировать. Нельзя допустить, чтобы участники получили доступ к чьим-то персональным данным или к коммерческой тайне.

Также перед публикацией заданий нужно убедиться, что в них нет лазеек, позволяющих решить задачу, не решая ее. Это могут быть ответы или подсказки в самих данных, технические особенности метафайлов или возможность легко найти решение в интернете.

Ответственность. Любые обязательства перед участниками нужно выполнять — и делать это оперативно. Аудитория ИТ-специалистов в нашей стране довольно узкая, можно сказать, что все друг друга знают. Как только один из них напишет в интернете, что компания N плохо с ним поступила, эта информация мгновенно распространится. Если, например, победители не получат свои призы вовремя, это может обернуться серьезным ударом по репутации компании.

Чтобы единственным итогом чемпионата не стали потраченные впустую деньги и время, его организацией должна заниматься целая команда специалистов.

Мы, например, на время онлайн-чемпионата почти переходим на круглосуточный режим работы. Важно всегда быть на связи с участниками, находящимися в разных точках мира, и оперативно решать все вопросы.

Аккуратность. Это особенно касается найма. Стремясь заполучить в команду классных специалистов, рекрутеры часто звонят или пишут участникам чемпионата, которые не интересовались трудоустройством и не давали согласия на звонки. Возвращаемся к предыдущему пункту: один человек пишет, что в компании Х назойливые HR-ы, — и об этом тут же узнает вся тусовка.

Избежать этого легко. Мы используем такую механику: во время или после чемпионата в системе спрашиваем участников, интересно ли им получать вакансии от компании в течение определенного периода. Это позволяет нам и компаниям, которые проводят мероприятия на нашей платформе, предлагать работу только тем, кто в этом заинтересован. Маленький нюанс: эту схему нельзя использовать просто на всякий случай — важно действительно присылать вакансии, иначе пострадает бренд работодателя.

Про делегирование: как провести ИТ-чемпионат, если есть только задача и призовой фонд

Организация чемпионата с нуля — трудоемкий процесс. В нем нет этапов, на которых можно расслабиться, и часто бывают форс-мажоры.

Мы проводим чемпионаты десять лет, уже получили опыт и набили руку, отладили процессы и решения. Все технологии мы упаковали в единую платформу All Cups: на ней можно проводить соревнования по машинному обучению (как на Kaggle), спортивному программированию (как на Codeforces), искусственному интеллекту, дизайну и так далее. Платформа, как конструктор, позволяет создавать разные конфигурации соревнований, учитывая заданные параметры. Вокруг платформы уже сформировано сообщество профессионалов — около 250 000 человек, — благодаря чему сокращаются затраты на привлечение участников.

Чтобы провести чемпионат на All Cups, компании достаточно сформулировать бизнес-задачу и позаботиться о призовом фонде. Остальное — перевод задачи в формат технического задания, анонсирование, привлечение участников, подведение итогов, выявление заинтересованных в трудоустройстве специалистов — мы берем на себя.

Про тренды: как развиваются чемпионаты

Рынок чемпионатов и хакатонов развивается так же быстро, как сама ИТ-отрасль. Кажется, еще вчера соревнования по спортивному программированию уверенно удерживали пальму первенства, а уже сегодня их становится меньше. Вместе с этим растет доля онлайн-мероприятий. Связано это даже не с пандемией коронавируса, а с тем, что бизнес хочет привлекать лучших специалистов: в мире их найти проще, чем в отдельно взятом городе или стране.

И еще один интересный тренд — геймификация. Чтобы выделиться на фоне конкурентов, компании стараются сделать мероприятия как можно более интересными и захватывающими. Это уже не просто соревнования, а настоящие игры. Профессионалы теперь могут не тратить время в Dota 2, а совмещать приятное с приятным — играючи решать сложные задачи и забирать призы.

1010
6 комментариев

Хороший Чемпионат был для бекенд программистов.
Начинаешь понимать,что одно дело написать сервис и другое,когда в него ломятся сотни и тысячи "пользователей".

1

У нас есть рейтинг скорости загрузки сайтов хостинг-провайдеров и Mail.ru там на последнем, 98 месте.
За ссылки банят, так что можно загуглить по фразе "Рейтинг хостинг-провайдеров по скорости загрузки сайтов".

Когда ваш сайт ускорят ваши чемпионы, Майл!

Вот, Дмитрий Санников поставил минус к комментарию и не пояснил ничего. Не понравилась просто цифра 98?