Симулятор Skillslab.center — онлайн-тренажер для развития коммуникационных навыков

Как из клуба по развитию soft skills вырос самостоятельный онлайн-продукт, и как можно навыкам коммуникации научиться онлайн.

Меня зовут Александра Клименко, я продакт-менеджер (теперь уже скорее предприниматель), автор телеграм-канала «Нормально делай, нормально будет» о digital продуктах и основатель продукта Simulator.skillslab.center, про который и пойдет речь.

Думаю, вы уже устали слышать, что для успешного карьерного роста нужно развивать не только hard skills вашей профессии, но и soft skills — «мягкие» навыки.

В эту группу включают многое: тайм-менеджмент, умение работать с информацией, презентации, публичные выступление и другое. Мы в Soft Skills Lab сосредоточились на тех навыках, которые чаще всего встречаются в практике управленца — решение конфликтов и ведение переговоров.

Симулятор жизненных ситуаций — это онлайн-тренажер, сочетание теории и практики для работы над коммуникационными навыками современного специалиста. В течение 7 лет мы собирали и формулировали стратегии, приемы и инструменты, которые работают для следующих целей:

  • вести переговоры с клиентами, поставщиками, собственными сотрудниками и членами семьи,
  • выстраивать экологичные отношения с коллегами и близкими,
  • решать конфликты и защищать свои границы, в том числе и от манипуляций,
  • развивать эмоциональный интеллект, работая с эмоциями в коммуникациях.

Пользователь Симулятора становится героем цельной истории, с персонажами и сюжетом. За счет этого мы добиваемся погружения участников в контекст ситуаций, увеличиваем достоверность и эффективность обучения.

Отрывок из Симулятора жизненных ситуаций
Отрывок из Симулятора жизненных ситуаций

Как все завертелось

Все началось несколько лет назад в университете Высшей Школы Экономики в Москве. Уже тогда группе студентов, которые осваивали профессию «менеджер в ИТ» было понятно, что для успешной карьеры soft skills надо развивать.

Мы организовали клуб, в котором собирались и тренировались по тем технологиям, которые могли найти для практики. Решали кейсы для улучшения навыков “problem-solving”, проводили тренировочные переговоры и конфликты, даже организовывали дебаты, чтобы учиться формулировать аргументы. Тогда же, применяя навыки в собственной карьере, мы и поняли, что важнее всего управленцу уметь решать конфликты и вести переговоры.

Шли годы, клуб продолжал развиваться. К нам приходили по рекомендациям друзья и друзья друзей, и клубы уже наших учеников открывались в других городах.

Все это время на тысячах кейсов отшлифовывались уже свои методики и приемы, работающие в управлении и коммуникации.

Например, мы разработали собственную типизацию конфликтов. С ее помощью стало проще понимать, откуда «растут ноги» разных конфликтных ситуаций и что с каждой из них делать. Еще мы изучали переговорные приемы — все, что могли предложить самые разные переговорщики мира. Вы, возможно, слышали про win-win метод, если когда-то интересовались темой переговоров.

Возможно, также слышали про то, что метод Кемпа «Сначала скажите нет» помогает получить почти нечестное преимущество на переговорах, которые ведутся win-win методом. И уже подозреваете, я полагаю, что на метод Кемпа есть своя управа — да, есть. Ведь каждый переговорный метод хорош для своей ситуации, и поэтому мы собираем и систематизируем полезные приемы из разных школ.

Создание симулятора

В какой-то момент стало понятно, что количество людей, которые хотят у нас обучаться, гораздо больше, чем наши возможности. Пришло время делать масштабируемый продукт.

Мы пробовали проводить онлайн-лекции и тренинги отдельно от занятий, пробовали записывать видео лекции — это все работало, но не давало желаемого эффекта: ученики усваивали лишь часть знаний, пропуская мимо ушей 80%. В итоге тренинги и вебинары приходилось повторять раз за разом. Тогда пришла идея создания симулятора: учебного пространства, где каждый сможет в индивидуальном темпе изучать теорию и закреплять ее на практике.

При создании Симулятора мы старались использовать продуктовый подход: формулировали ценностное предложение, запускали mvp продукта, дорабатывали продукт по обратной связи от пользователей бета-версии. Подробнее об этом мы расскажем в следующей статье, а здесь поделимся, что же в итоге получилось.

Как работает Симулятор?

В Симуляторе — приближенные к реальности ситуации: переговоры, конфликты, манипуляции. Пользователь становится героем истории и проходит непростой путь: от молодого менеджера проектов до CEO компании. Все это время он вступает в диалоги истории и отвечает на вопросы, получает теорию и закрепляет ее в дальнейших упражнениях, всегда связанных с историей героя.

Отрывок из Симулятора жизненных ситуаций (сюжет)
Отрывок из Симулятора жизненных ситуаций (сюжет)

Проблемы становятся сложнее с каждой главой: в начале приходится справляться с конфликтами команды, которая не сразу признает нового менеджера; позднее уже понадобится вести переговоры с клиентом, который пытается воспользоваться слабостями молодого руководителя и договориться на невыгодных для компании условиях.

В каждой главе Симулятора последовательно дается теория (например, объяснение переговорного приема), которые потом закрепляются с помощью упражнений: вопросов с вариантами ответа и заданий, где нужно написать ответ.

Отрывок из Симулятора жизненных ситуаций (теория)
Отрывок из Симулятора жизненных ситуаций (теория)

Но выполнение заданий бессмысленно, если не получать обратной связи. Мы решили эту проблему с помощью взаимной проверки ответов другими игроками:

Отрывок из Симулятора жизненных ситуаций (взаимопроверка)
Отрывок из Симулятора жизненных ситуаций (взаимопроверка)

Кстати, мнения пользователей разделились: кто-то говорит, что возможность посмотреть ответы других — одна из самых интересных особенностей Симулятора, а кому-то это кажется лишним препятствием при прохождении.

Чтобы у пользователей была мотивация качественно комментировать ответы друг друга, мы добавили внутреннюю валюту в виде звезд. Каждый полученный комментарий можно оценить звездами, а за 100 набранных звезд запросить ответ от авторов курса. Сначала мы предлагали купить комментарий авторов всего за 5 звезд, но с ростом количества пользователей и объемом их запросов пришлось значительно повысить цены :)

Мы рассчитывали Симулятор на 30-40 часов прохождения, но проходящие до конца пользователи говорят о 60-100 часах. А после прохождения мы выдаем сертификат.

Сертификат за прохождение Симулятора жизненных ситуаций
Сертификат за прохождение Симулятора жизненных ситуаций

Привлечение и удержание

Читать и слушать, как Симулятор может развить самые важные навыки руководителя — совсем не то же самое, что пробовать. Для того, чтобы пользователи могли оценить механику работы Симулятора на себе, мы сделали первую главу бесплатной. Это хорошо снимает вопросы вида «не понимаю, как это выглядит и как это работает». Большинство текущих пользователей решились на покупку именно после того, как прошли первую главу.

Но как проверить, что Симулятор действительно помог приобрести новые навыки? Для этого мы делаем практические занятия онлайн, где пользователи могут задать свои вопросы, а главное — потренироваться в решении конфликтов и ведении переговоров и получить еще большей обратной связи от других участников и от авторов Симулятора.

В итоге наши участники почти самостоятельно образовали коммьюнити, где постоянно идет обсуждение управленческих ситуаций. Пользователи разбирают управленческие конфликты и проблемы, свидетелями или участниками которых они стали, совместно вырабатывают решения, применяя полученные в Симуляторе знания, и помогают друг другу расти в решении управленческих вопросов. Мы помогаем экспертизой, но нередки ситуации, когда мы сами выносим для себя что-то новое из этого общения.

В заключение

Симулятор — непростой продукт. Сфера обучения soft skills в России только начинает развиваться. При этом, мы день за днем убеждаемся, что Симулятор отлично подходит тем, кто давно хотел качественно улучшить свои управленческие навыки, а коммьюнити заинтересованных людей помогает не останавливаться в совершенствовании даже после того, как пройдена вся программа и получен сертификат.

Вы тоже можете попробовать свои силы, пройдя бесплатную главу на Simulator.skillslab.center.

Удачи в освоении «мягких навыков»!

3535
36 комментариев

Знаю этих ребят лично и учился у них еще до Симулятора. Очень толковое обучение, реально практичное, реально помогающее потом в жизни формулировать свои мысли, доносить до других, понимать других и договариваться. Кроме того, создатели ненавидят бизнес-тренеров, поэтому программа во многом создавалась так, чтобы "не быть как бизнес-тренера, продавать воздух и пересказывать книжные истины". И у них это получилось. Респект, рекомендация, апвоут

11
Ответить

Василий, большое спасибо за теплые слова!

3
Ответить

столько восторженных отзывов и столько прокачавшихся крутых менеджеров и руководителей, что становится сразу понятно - хуйня

4
Ответить

Константин, спасибо за отличный пример манипуляции! 
Надеюсь, что Вы сможете сделать свой проект, который позволит вам не только писать негативные комментарии на VC к постам, но и написать свой позитивный пост об успешном проекте :-) 

P.S. А если вдруг захотите научится отрабатывать и видеть подобные манипуляции — пишите мне в личку, приглашу в наши переговорные клубы

14
Ответить

Вспомнил мастера в софт скиллз 

5
Ответить

Я из первых прошедших!)

Ооочень круто прокачался на симуляторе!
Рекомендую попробовать бесплатный первый блок - сразу понятно будет - твоё или нет.

4
Ответить

Ивана из первого блока с первого же задания захотелось на мороз погнать ссаными тряпками, мерзотный товарищ. Дальше лишь убедился, что его не надо было брать в команду

1
Ответить