Что делать, если вас скопировали конкуренты без фантазии?

Удивительно, но закон работает. И вы тоже так сможете.

Что делать, если вас скопировали конкуренты без фантазии?

Два года назад наша компания создала технологию для автономной работы магазинов без персонала. На её основе мы собрали микромаркеты - умные холодильники, оплата в которых происходит через приложение.

Производители еды их покупают и ставят под своим брендом в офисах, ЖК, торговых центрах. А люди ежедневно там обедают.

Ниша интересная. Средняя чистая прибыль от такого вендинга сравнится со сдачей однушки в Москве. Briskly были одни из первых в России, кто запустил такой формат. Хотя на западе есть сети микромаркетов, которые уже вышли на IPO. Так что мы не удивились, что через год "тестить гипотезу" полезли все, кому не лень.

Мне за эту разработку такую премию дадут

Вася, Тестировщик ниш

В один прекрасный день партнёра догнала реклама, удивительно похожая на наше предложение.

"Это не очередная франшиза какой-то серой темы" - гласило описание. 
"Это не очередная франшиза какой-то серой темы" - гласило описание. 

Мы открыли сайт и испытали дежавю: подача, тексты, картинки - владелец явно вдохновился нашей компанией. Насколько предложения похожи - судить вам:

Что делать, если вас скопировали конкуренты без фантазии?

Мы, конечно, заполнили заявку и получили розовую копию нашей презентации.

Что делать, если вас скопировали конкуренты без фантазии?

Но самое интересное ждало впереди.

Вообще не "wow"

Создатели сайта пошли дальше. Наше приложение для оплаты в микромаркетах называется B-Pay. Ребята назвались WowPay и залили его в AppStore.

Что делать, если вас скопировали конкуренты без фантазии?

Вместо того, чтобы скачать шаблон дизайна с dribble, они по привычке скопировали наш.

Неужели в интернете нет другого сендвича?)
Неужели в интернете нет другого сендвича?)

Дальше первой страницы дело не пошло - ведь недостаточно сделать карту и указать на ней хотя бы один демо-холодильник. Это лишь вершина айсберга. Нужно привязать оплату, эквайринг, выдавать покупателю чеки. Организовать техподдержку с ответом за 5 минут, возврат средств за неудачные покупки. Систему учёта и алгоритм, который в случае обнаружения просрочки блокирует дверь.

А безопасность для продавца? Нужно связать сессию пользователя с покупкой в микромаркете, а видео записывать и публиковать в кабинете владельца. Открывать дверь только авторизованным покупателям.
Изучив материалы и компанию мы поняли, что продукта там нет. Скопировать описание нашего сервиса - не значит повторить сложную платформу, которую поддерживает команда из 45 человек. А значит, покупатели таких микромаркетов могут пострадать.

Ни один клиент не должен перепутать B-Pay и WowPay и стать жертвой недобросовестной конкуренции.

И мы решили с этим бороться.

Что делать?

Как вы уже заметили, они сделали не буквальную копию нашего сайта. Цвета отличаются. Но элементы явно схожи, а решающим стало копирование текстов.

Шаг 1. Пишем претензию

Ваш сайт - объект авторского права компании. Для защиты авторских прав такого рода не требуется регистрация произведения. Идеально, если сайт делал по-белому трудоустроенный сотрудник на рабочем компьютере, как это было у нас.
Вы, как правообладатель, можете не только запретить использовать ваш дизайн, текст или композицию.

Вы можете запретить даже переработку этих произведений.

На заметку: копирайт на всём не поставишь, так что отсутствие запрета - не является разрешением на использование (ст. 1270 ГК РФ).

В нашем случае были заимствованы:

  • тождественная разметка и порядок блоков;
  • текстовые элементы, внешний вид и содержание;
  • идентичные инструкции об использовании продукта (которого даже ещё нет);
  • элементы дизайна, созданные из переработанных фотографий и графических произведений нашего сайта;
  • содержание форм обратной связи.

Что из перечисленного украли у вас? Напишите связный подробный текст, что именно сделал ваш конкурент. Не забудьте сделать к документу приложение с скриншотами ваших и скопированных элементов и комментариями к ним.

Шаг 2. Кому отправить?

В России закон об авторском праве работает так, что влететь может не только создателю сайта, но и платформе, на которой он был собран. Поэтому, подобные сервисы будут рады решить спор переговорами (ст 1253.1 ГК РФ).

Если дело пойдёт в суд, сервис могут привлечь как ответчика. А штраф за такое нарушение для "информационного посредника" составляет от десяти тысяч до пяти миллионов рублей (ст. 1301 ГК РФ).

Поэтому, выясняем, на чьей платформе находится недобросовестный сайт. Сначала пишем запрос в поддержку. Скорее всего, на первой линии вам откажут. Но сдаваться нельзя: обоснуйте, что ваши намерения законны и запросите почту юр. департамента. Туда следует отправить файл с оформленной претензией.

В нашем случае платформа отреагировала быстро и с пониманием. Фальшивый сайт был заблокирован.

Banned!
Banned!

Шаг 3. Они могут вернуться

Рекомендуем принять путь самурая: если пишете досудебную претензию, будьте готовы и к суду. А также, что вам придётся пройтись по всем информационным посредникам. Это могут быть:

  • Магазины приложений: AppStore, Google Play
  • Доменный регистратор
  • Рекламная платформа, которая откручивает таргет
  • Социальные сети конкурента

Увидев безобразие, не проходите мимо

Первое, что вам скажут в такой ситуации - не обращать внимания. "Собака лает, караван идёт." Но если лающих собак появится много, люди начнут думать, что наш рынок из них состоит.

Мы платёжное приложение. Доверие покупателей - наше всё. И если появляется некачественная копия, люди будут думать обо всей нише плохо. А мы можем понести репутационные риски. Поэтому, мы готовы тратить время и деньги на разбирательства против таких проектов.

Но у нас есть и хорошие конкуренты, они привносят нечто новое и помогают нам развивать рынок. Когда мы видим, что чье-то предложение становится уж очень похожим на наше и там появляется "машинное зрение", “приложение для оплаты без очередей" или что-то подобное - мы предлагаем стать партнёром.

Нам говорили “авторское право в России?”, “такое не докажешь” - но это не так.

Обходите стороной всех скептично настроенных. Они уже проиграли.

Ищите грамотных юристов с подобной практикой, они помогут составить претензию и вести разбирательство. Надеемся, что эта история была для вас полезной. А наша следующая остановка - AppStore.

- -

Если у вас была похожая ситуация, поделитесь опытом в комментариях.

Следить за нашей историей можно в telegram-канале @brskl.

2626
2 комментария

Очень странная история. Как патентный поверенный и юрист более 10 лет занимающихся интеллектуальной собственностью могу с одной стороны подтвердить все ссылки на статьи ГК и в целом изложенный досудебный (!) порядок борьбы с нарушениями в этой области. Однако, всё-таки по практике чтобы говорить о нарушении (использовании или переработке оригинального произведения ) мало фактов. Расположение блоков лэндинга, формы - это не объекты авторского права. Мало фактов конечно, изнутри нет времени разбираться .

23
Ответить