Messy middle: новый марком framework Google

Всем привет! Вообще-то это была наша рассылка.. но пришло столько позитивных отзывов, что решили переделать ее в статью на VC)

Я обычно стараюсь каждый месяц выделить 2-3 дня для анализа передовой маркетинговой мысли в литературе, которую приносит в невод мониторинга Google Scholar. Практики маркома зачастую пренебрегают академическими источниками и, на мой взгляд, зря. Пару раз в год обязательно что-то интересненькое да бывает! Правда, в этот раз «рыбку» в невод принес не Scholar, а рассылка Think with Google (US).

Итак, в этой статье я хочу поделиться с вами интересным, свежим, 90-страничным докладом (практически - книгой) от Google – Decoding Decisions: Making sense of the messy middle (PDF). Авторы ставят перед собой очень амбициозную цель: придумать заново маркомовский framework (уровня AIDA, The Funnel, McKinsey consumer decision journey), который бы отвечал реалиям сегодняшнего e-comm/digital дня и как-то соединял разрыв между brand и performance marketing. Для этого они соединяют достижения фундаментальных исследований в области поведенческой психологии, данные Google и собственные масштабные эксперименты (n=31 000, что впечатляет). Изложу тезисно основные мысли доклада:

1. За последние 20 лет произошел фундаментальный сдвиг в использовании интернета для шоппинга (включая сбор информации перед оффлайн-покупками): из простого поиска «где дешевле» он трансформировался в сложный анализ «что лучше». Соответственно методы цифрового маркетинга, которые хорошо работали для трансляции низкой цены на второй тип запроса работают плохо. Это challenge.

Messy middle: новый марком framework Google

2. Структурно универсальный путь покупателя авторы предлагают представить следующим образом (это и есть предлагаемый новый framework):

Под Exposure здесь понимается формирование имиджа бренда
Под Exposure здесь понимается формирование имиджа бренда

Далее авторы подробно рассматривают стадии Exploration (формирование consideration set) и Evaluation (этап формирования preference). Собственно эти стадии авторы и называют термином «messy middle».

3. Следующим идет тезис о том, что покупатель – существо во многом эмоциональное (а не рациональное) и наука выделяет 6 факторов/механник (biases), которые могут… скорректировать траекторию мысли покупателя на этих петлях:

Под Category heuristics понимаются некие устоявшиеся нейронные связи у потребителей / маркеры, которые позволяют быстро оценить продукт по 1 параметру (например кол-ву мегапикселей у камеры или кол-во GB в контракте провайдера связи)
Под Category heuristics понимаются некие устоявшиеся нейронные связи у потребителей / маркеры, которые позволяют быстро оценить продукт по 1 параметру (например кол-ву мегапикселей у камеры или кол-во GB в контракте провайдера связи)

Все 6 факторов подробно рассматриваются в документе (и эту часть я рекомендую посмотреть подробнее: слайды 49-51). Эффективность этих факторов была протестирована авторами в ряде категорий (для его использовали панель, которой приложили вымышленные бренды, «накачав» их всеми 6-ю механиками). Результаты выглядят следующим образом:

оранжевый – % потребителей, которых удалось переключить с бренда «первого выбора» на вымышленный бренд, использовав перечисленные выше механики
оранжевый – % потребителей, которых удалось переключить с бренда «первого выбора» на вымышленный бренд, использовав перечисленные выше механики

4. Степень возможности переключения на петле Exploration-Evaluation с помощью «6 biases» зависит от категории. Все категории сегментировали по 2-м признакам (Сложность и Эмоциональность):

Messy middle: новый марком framework Google

Чем выше эмоциональное вовлечение – тем сложнее переключить лояльную аудиторию с сильного бренда.

5. Завершается все дельными (но не очень оригинальными) рассуждениями и советами о том, как важно поддерживать видимость бренда на всех этапах и насколько критичен продуманный UX/CX на всех этапах.

Особый упор делается, разумеется, на Search (SEM: Paid search + SEO + PR/Earned SERP).Отдельно разбираются барьеры, которые (в исследовании с n=31K) переключали потенциальных покупателей:

Messy middle: новый марком framework Google

Что имеем в сухом остатке? По мне, работа получилась очень интересной, однако, все же прорыва на уровне framework я не увидел. Модель с messy middle вышла прикольная, но какую практическую ценность она несет..? Ее можно положить на полочку рядом с Mckinsey loyalty loop и время от времени вставлять в презентации, в секциях, где требуется helicopter view.

Все же наш Data-Driven Consumer-Centric framework M.I.R.C. think tank дает в разы больше практической пользы: декомпозируя сложносочиненный потребительский опыт на гомогенные составные части через CJM мы получаем ценнейшие инсайты, которые позволяют нам максимизировать марком-эффективность каждого этапа пути клиента. Ценность эта очевидна. Но я понимаю затруднение авторов – такую штуку универсальной на все категории не сделаешь. Увы (мы пробовали). Это всегда ручная работа. А тут надо было показать что-то кросс-категорийное…

А вот часть с «6 biases» мне очень понравилась! И очень правильно ее совместили (правда, не до конца) с классификацией индустрий. Знакомые по учебникам high/low involvement категории совместили с эмоциональной вовлеченностью. В итоге получился отличный конструктор-памятка по коммуникационным тактикам (для всякого рода рассылок, лэндингов и т.п.)

В общем, хотя концептуального прорыва, на мой взгляд, и не получилось, главу с «6 biases» я рекомендовал бы распечатать, повесить где-то рядом с рабочим местом и активно использовать в коммуникационной тактике. Впрочем, заключительная часть доклада (про важность UX/CX и кросс-функционального взаимодействия) тоже может вполне сгодиться в качестве базового образовательного контента для ваших клиентов или руководства, если кому-то требуется introduction в Digital.

Всем удачи! И хороших, продуманных и actionable стратегий!
P.S. Подписаться на нашу стратегическую рассылку можно по ссылке.

77
5 комментариев

А можно как для ребенка, это про что вообще?

3

This is for серьезных профессионалов. You must learn матчасть.
Если уж автор взялся за пересказ доклада для широкой русскоязычной аудитории, неплохо было бы перевести до конца. А если применить правило Фейнмана (если не можешь объяснить термин ребенку, то ты его сам не понимаешь), автор не понимает, о чем пишет.

2