4 метода спланировать стратегию

Стратегическое планирование кажется уделом избранных топ-менеджеров. Словно олимпийские боги, они сидят сверху компании и пророчат её судьбу — и уж как напророчат, так и правильно. Но, конечно, топы не небожители. Они используют неметафизические методы, анализируют факты и делают логичные выводы. Про четыре способа превратить идею в понятный путь — в этом тексте

4 метода спланировать стратегию

На связи команда сервиса по управлению проектами WEEEK — с нами можно построить и стратегию, и дом. В этой статье расскажем о четырёх методиках стратегического планирования, которое лежит в основе развития любого взрослеющего бизнеса.

Немного теории

Осталось всего три месяца до того, как вы с командой соберётесь и скажете: «Вот, чего мы достигли за этот год». А потом: «Вот этого мы хотим достичь за будущий год». И потом: «Вот так мы сможем этого достичь». И следом такие: «У нас есть вот это и вот то, чтобы этого достичь».

📌 Это и есть стратегическое планирование — представление того, куда идёт компания.

Стратегический план включает информацию о трёх вещах:

  • где бизнес находится сейчас и что уже имеет
  • где он хочет оказаться
  • и что для этого нужно сделать

1 Стратегическое планирование начинается с анализа того, что имеем — концепция business as is, дела как они есть.

Это внутренние метрики: трафик, показатели выручки, количество пользователей, количество департаментов и сотрудников, успехи и неудачи. Всё то, что имеем здесь и сейчас. Для этого как раз собираются отчёты со всех отделов.

2 Дальше идёт то, где хочется оказаться. Это цель, взятая не с потолка — ещё раз, не с потолка.

Цель может родиться в голове фаундера или сердце продакта, но ей нужно найти подтверждение в реальном мире — и опустить на твёрдую почву в виде метрик. Иначе как понять, что цель достигнута?

Тут и пригодятся четыре метода — о них дальше.

Теперь о методах

Эти методы используют в работе с разными аспектами работы компании — анализе окружающего мира, внутреннего состояния и будущих целей.

SWOT-анализ

SWOT — популярный метод оценки компании со всех ракурсов. Включает анализ сильных сторон компании, слабых сторон компании, возможностей и угроз.

4 метода спланировать стратегию
  • Сильные и слабые стороны — контролируемые внутренние факторы. Например, крутая команда и крутое УТП из сильных сторон, недоработки в продукте из слабостей.
  • Возможности и угрозы — неконтролируемые внешние факторы. Например, появление новых технологий из возможностей и обвалы на рынке из гипотетических угроз.

SWOT хорош тем, что охватывает и настоящее, и будущее компании — точку А и то, что может встретиться на пути в точку Б.

❗Провести такой анализ в одно лицо невозможно — нужна команда, собранная из специалистов разных отделов. Тогда всё получится.

Пять сил Портера

Этот метод тоже фокусируется на конкурентах — действующих и потенциальных. Он описывает пять сил, которые влияют на компанию в контексте других участников рынка.

4 метода спланировать стратегию

Первая сила — угроза существующих участников. Конкуренты быстро развиваются? Их новые предложения влияют на компанию?

Эта сила включается, когда мы выбираем между Apple и Samsung. Это бизнес-конкурентность — типичная борьба между существующими компаниями: ценовые войны, дорогие маркетинговые битвы и гонки за успех.

Вторая сила — угроза новых участников. Легко ли конкурентам выйти на рынок, или есть барьеры для входа? Чем легче войти в отрасль, чем меньше прибыль и доля рынка каждого бизнеса.

🍽 Пример — ресторанный бизнес. У ресторанов низкий порог входа: для открытия не нужны колоссальные инвестиции. Одному заведению тяжело удерживать конкуренцию, когда рядом регулярно открываются новые.

Третья сила — угроза замены. Есть ли аналог твоему предложению? Легко ли конкуренту заменить товар твоей компании?

Так Netflix заменил традиционное кабельное телевидение. Отчасти потому, что предложил более низкую цену — а ещё обеспечил комфорт просмотра, скорость поставки новинок и удобство выдачи. Всё это вытеснило кабельную индустрию с пьедестала.

Четвёртая сила — сила клиентов. Клиенты могут заставить тебя снизить цену на услугу? Чем меньше покупателей, тем бóльший вес имеет слово каждого их них.

Например, в производстве самолётов клиенты — это авиакомпании, которых не так уж и много. Поэтому у них есть рычаг давления в переговорах и возможность требовать для себя выгодных условий. (И поэтому мы летаем за фигову тучу денег.)

Пятая сила — сила поставщиков. Поставщики могут побудить изменить расценки? Когда у поставщика есть уникальный ресурс, он доминирует на рынке. И может устанавливать свои условия — от цен до сроков доставки.

Сбалансированная система показателей

Этот метод поможет продумать путь к достижению цели.

🎂 Представь, что ты печёшь тортик по рецепту. У тебя есть список сухих ингредиентов мука, сахар, разрыхлитель) и мокрых (молоко, сливки, масло). Подробно расписано, в каком порядке их замешать, сколько выпекать в духовке и как сделать крем. Всё придумано за нас.

А ты вдруг решаешь бахнуть в два раза больше сахара, уменьшить количество молока, смешать всё в другом порядке и увеличить время готовки. И получается 💩

Потому что баланс нарушился.

Когда нарушился баланс в рецепте тортика
Когда нарушился баланс в рецепте тортика

Теперь представь вместо торта бизнес. Там есть четыре показателя: финансы, клиенты, внутренние процессы и развитие команды. Если замешать в произвольном порядке, тоже получится 💩

А когда система сбалансирована, её составляющие синергируют.

Этот метод сложный, он подойдёт продвинутым или очень зрелым компаниям, которые умеют отслеживать прогресс с помощью метрик в KPI. Хотя в базовом виде его могут проработать и реализовать даже небольшие компании.

Суть в том, чтобы поставить себе показатели по четырём параметрам и балансировать их:

  • Финансы — баланс денег, которые компания имеет, зарабатывает и тратит по мере продвижения к цели
  • Клиенты — установленная мера удовлетворённости клиентов. Например, Retention или средняя оценка в App Store
  • Внутренние процессы — скорость работы, показатели выполнения задач. Если часть задач слетает и не делается от спринта к спринту, это говорит о нарушении баланса
  • Развитие команды — показатель текучки, сокращения или разрастания команды, ротация кадров

Цели и ключевые результаты — OKR

Теперь к отслеживанию прогресса и правильной формулировке цели. Это финальная точка планирования. Тут пригодится метод OKR (Objectives and Key Results), прославленный Google и Intel.

4 метода спланировать стратегию

Метод состоит в постановке глобальной амбициозной цели, которая должна быть понятна всем — от стажёра до директора. И которая не может быть достигнута.

Эта цель определяется по двум составляющим:

  • Цель — идеал, к которому стремится компания. То, что хотите создать, взрастить и улучшить.
  • Ключевой результат — как станет ясно, что идеал достигнут. Выражается в метриках и цифрах

Цели по OKR всегда амбициозны и недостижимыми, они помогают держать команду в тонусе. Выполнить такую цель на 60% — уже победа. И по неведомым психологическим причинам это работает — даже если напрямую сказать людям, что они должны выполнить невыполнимое.

❗Не ставь много целей — от трёх до пяти OKR достаточно, чтобы сохранять мотивацию и силы команды.

***

Эти методы в отдельности и вкупе помогут тебе с командой разработать стратегический план, который будет надёжно привязан к реальным показателям.

Что ещё почитать на тему стратегического планирования

1010
55
1 комментарий

Лично использую метод SMART для постановки целей — помогает не распыляться. Также важно не забывать про гибкость, чтобы стратегию можно было корректировать по ходу. Это реально помогает достигать результатов.