Как работать дизайнеру, если в задаче вообще нет ограничений

Можно поспорить о том, в каком случае работать легче — когда заказчик выдвигает жёсткие требования к дизайнерским решениям или когда полностью полагается на решения и вкус дизайнера. В обеих ситуациях все может пойти хорошо или не очень. И дизайнер должен уметь справляться с обеими из этих задач.

Алена Юрьева, веб-дизайнер digital-агентства «Атвинта», поделилась кейсом, как работать в случае, если заказчик не ставит ограничений, на примере разработки корпоративных иллюстраций для блога агентства.

Алена Юрьева
UI/UX-дизайнер digital-агентства «Атвинта»

В начале года ко мне обратилась наш редактор: ей для контента нужно постоянно делать иллюстрации, превью в блог и соцсети, а дизайнеры обычно заняты на клиентских проектах и не всегда есть время помочь. Она попросила разработать комплект иллюстраций, чтобы отдел маркетинга быстро без дизайнеров мог собирать нужные изображения.

Идея показалась интересной. Особенно тем, что мне давали полную творческую свободу в выборе стилистики и содержания.

Мне нравится прием с иллюстрациями в вебе.

Хотя иллюстрации хороши только в тех проектах, где они уместны, и в целом веб-иллюстрации не самый частый кейс. Зато они добавляют душевности и всегда позволяет сделать индивидуальный дизайн даже при максимально типичной структуре сайта. А еще повышает идентичность, узнаваемость бренда и помогает развивать экосистему IT-сервисов компании, если обернуть иллюстрации в дизайн-систему.

Иллюстрации на сайте Областной детской клинической больницы
Иллюстрации на сайте Областной детской клинической больницы
Иллюстрации для сайта Детского онлайн-лагеря
Иллюстрации для сайта Детского онлайн-лагеря

Вызов: отсутствие ограничений в задаче

При получении задания с большим количеством ограничений, бывает действительно нелегко найти решение, подходящее под все требования. Я воспринимаю это как челлендж и проверку своих профессиональных навыков: «А как сделать классную вещь даже в таких условиях?».

Но иногда сложнее обратная ситуация: когда ограничений вообще нет, как в случае с задачей на иллюстрации. И как работать в этом случае пошагово рассказываю ниже.

Итак, что именно должно быть в наборе иллюстраций, как это должно выглядеть — все было отдано на моё решение.

На первый взгляд кажется, это идеальные условия, дающие дизайнеру полную свободу в выборе и действиях. А на деле такие задачи потребуют в разы больше усилий на этапе концепции, ведь возникает слишком много путей решения. Кроме того, есть риск попасть в ситуацию, когда дизайнер раз за разом получает от заказчика комментарии в духе «Сделайте мне что-нибудь. Но не это».

В этом случае дизайнеру нужно выяснять максимум вспомогательной информации о проекте и разобраться, для какой цели разрабатываем продукт, кто и как будет им пользоваться.

Шаг 1. Разбираюсь в задаче

Стала задавать наводящие вопросы: уточнила у коллег стилистику, основные объекты, задачи, которые будут решать с помощью иллюстраций.

На первом этапе выделили такие ключевые принципы:

  • Стилистика и цветовое решение должны перекликаться с логотипом компании.
  • Нужно заложить возможность масштабировать пак иллюстраций и дополнять его без потери стилистики.
  • Нужна возможность менять компоновку изображений из существующих элементов.

По этим принципам нужно было продумать концепцию иллюстраций и отрисовать конструктор с набором различных элементов в этой стилистике.

Шаг 2. Если нет ограничений, придумай их

Цель и задачи проекта я понимала. И все-таки этого было недостаточно, чтобы придумать концепцию: слишком много вариантов для решения задачи.

Казалось бы, зачем самой себе ставить какие-либо ограничения в работе над проектом? Но на деле такие ограничения могут ускорить работу, позволив сосредоточиться и отсечь огромное количество вариантов исполнения. Кроме того, стоит выяснить как можно больше «подсказок» до начала работы, задав несколько вопросов заказчику.

Итак, какие ограничения и подсказки у меня есть:

  • Размер иллюстраций — неясно, в каком размере они будут использоваться.
    Решение: делаю в векторной графике для простоты масштабирования.
  • Количество не ограничивается.
    Решение: создаю не законченные сюжеты, а отдельных персонажей и объекты, которые можно будет комбинировать друг с другом.
  • Содержание: что именно рисовать
    По статистике, людям более интересны люди, а не статичные объекты. Значит, нужны персонажи. Так как иллюстрации для блога — тематика должна быть связана с агентством.
    Решение: Персонажами иллюстраций будут специалисты агентства: дизайнеры, разработчики, менеджеры. С них и начну.
  • Цвета
    Берем из логотипа. Готово.
  • Стилистика: никаких ограничений, никаких подсказок.
    Решение: «добавить» их себе самостоятельно. Выбирала линейную стилистику с небольшим количеством пятен в духе современных трендов. Это позволит изображениям не так перетягивать на себя внимание от текста, как это могло бы быть с залитыми иллюстрациями, да и в целом сделает их менее грузными.

    Учитывая, что в основном иллюстрации будут использоваться в вебе, это показалось мне верным стилистическим решением.

Шаг 3. Разрабатываю стилистическую концепцию

Даже после того, как я определилась с основными моментами, остался очень большой выбор в стилистике персонажей. Поэтому начинаю играть с пропорциями и плавностью линий.

Отрисовываю один из эскизных вариантов с персонажем. Начать решила, конечно, с персонажа-дизайнера.

Как работать дизайнеру, если в задаче вообще нет ограничений

На этом этапе возникла идея, как добавить изюминку в проект: использовать элементы с прозрачностью. Это дает возможность разнообразить иллюстрацию с помощью фоновых пятен.

Цвет, линейность, сочетание прозрачных элементов и фона было решено оставить, а вот над пропорциями еще поработать. В итоге пришла к более «серьезной» стилистике, которую еще немного доработала, добавив частичную заливку.

Эту стилизацию и исполнение утвердила с коллегами из отдела маркетинга. И далее перешла к отрисовке остальных персонажей и обязательных элементов.

Шаг 4. Разрабатываю основных персонажей

По исходной задумке, иллюстрации нужны, чтобы отдел маркетинга и редакция собирали изображения без участия дизайнера. Значит необходим некий конструктор, который будет легко использовать самостоятельно и дополнять новыми элементами.

Я задала стандарты в пропорциях и расположении элементов целого, чтобы потом легче было дорисовывать новые и новые элементы. Так появились менеджер, заказчик, разработчик.

Как работать дизайнеру, если в задаче вообще нет ограничений

Когда все персонажи из придуманного мной «необходимого списка» были отрисованы, нужно было делать еще какие-то элементы, но.. Но какие?

Проблема была в том, что без четко поставленных задач на конкретные ситуации в иллюстрациях наступил ступор. Работа забуксовала на несколько дней.

Я решила пойти от обратного: не рисовать элементы, из которых можно будет собрать целую иллюстрацию, а рисовать иллюстрации, из которых я смогу вычленить части и добавлю их в конструктор.

Шаг 5. Приземляю задачу на конкретные кейсы

Раз иллюстрации будут использовать в нашем блоге, то за конкретными ситуациями использования отправилась туда.

Попросила у редактора дать статью для блога и нарисовала иллюстрации к ней. Когда у меня перед глазами оказался текст, к которому нужны будут картинки, процесс сдвинулся с мертвой точки.

Как работать дизайнеру, если в задаче вообще нет ограничений

После этого этапа кроме персонажей появились объекты вроде интерфейсов и офисных предметов. А также примеры использования элементов.

Все элементы скомпоновала по категориям и продублировала в зеркальном отражении, чтобы их можно было использовать для различных композиций.

Как работать дизайнеру, если в задаче вообще нет ограничений

Уже на этом этапе отдел маркетинга смог самостоятельно использовать конструктор иллюстраций для оформления статей и постов.

Но выявились некоторые проблемы:

  • Собирать иллюстрации вручную все еще было долго и сложно.
  • Элементов было недостаточно, очень быстро готовые иллюстрации стали походить одна на другую. Хотелось большей вариативности.
  • Добавление новых элементов все равно требуовало привлечения дизайнеров.

Казалось, что ходим по кругу.

Шаг 6. А что, если конструктор автоматизировать?

Я работаю в Figma, а в этом редакторе есть возможность настроить автоматическую подмену элементов с помощью компонентов. Отсюда родилась идея сделать конструктор, в котором можно не просто собрать иллюстрацию из персонажей и объектов, а конструировать самих персонажей. Причем сделать это в несколько кликов.

Задав определенные константы в положении головы или ног, я заложила возможность выбирать из общей базы различные детали персонажа начиная с бровей и заканчивая ботинками.

Добавить новое выражение глаз, прическу или наряд — вопрос пары минут для дизайнера. А для пользователя конструктора — это несколько дополнительных персонажей.

В итоге необходимый персонаж создается в несколько кликов, а множество его вариантов увеличивается в несколько раз. Кроме того, базу элементов можно неограниченно расширять, добавляя все новые и новые варианты в создание персонажа. Достаточно лишь отрисовать новый элемент, соблюдая заданные размеры, и поместить его в нужный фрейм к его аналогам.

Итого

Это история про то, что работа дизайнера в любом случае строится от задачи и бизнес-целей проекта. Будь то конструктор иллюстраций или разработка дизайна для сложного интерфейса.

В случае с иллюстрациями я в итоге пришла к тому, что формировала задачу и ограничения себе сама.

  • Определила с заказчиком проекта рабочие цели создания иллюстраций
  • Продумала требования к визуальной части, учитывая бизнес-задачу
  • После каждого этапа тестировала с заказчиком удобство решения, собирала обратную связь и улучшала продукт.
  • Получился продукт, который отвечает не только формальному требованию «сделать набор элементов для иллюстрации», но и действительно решает проблему скорости создания изображений без дизайнера.

Получается, неважно, есть ли жесткие требования к дизайну или ограничений нет. В любом случае дизайнеру должен обсуждать с заказчиком, что он хочет получить в результате.

  • Если ограничений нет, то дизайнеру нужно самостоятельно позадавать вопросы, уловить подводные камни, выяснить максимум информации и сформировать полное представление о проекте.
  • Если заказчик сразу сообщает требования, обсудить их, узнать, что за ними стоит. Возможно, некоторые ограничения не обязательны или эту задачу можно решить более эффективно.
4545
10 комментариев

Комментарий недоступен

11

Найдите противоречия в сделующих словах:
- Алена Юрьева, веб-дизайнер digital-агентства
- разработки корпоративных иллюстраций
- Алена Юрьева, UI/UX-дизайнер digital-агентства

1

Помогите Федору найти противоречия? :)

1