Теперь вы — дизайн-лид. Как выжить и начать перформить

Всем привет! Я Александр Букин, дизайн-лид в «Магнит». В дизайне цифровых продуктов я уже более семи лет, но лишь с недавних пор решил начать делиться знаниями в паблике, посчитав, что мой опыт может кому-то пригодиться.

Это моя дебютная статья на vc, которая может быть полезна как для дизайнеров, планирующих расти в менеджмент, так и для уже действующих дизайн-лидов с небольшим опытом. В ситуации, когда меня повышали до руководящей должности внутри компании, я оказывался дважды за карьеру. Оказавшись в ней второй раз, и, применив аналогичные первому методы и практики, я обнаружил подтверждение их работоспособности и эффективности, чем и собираюсь поделиться в статье.

Путей в лиды примерно два: либо вы приходите в компанию сразу на руководящую должность, либо вас повышают внутри компании. Приходя в новую компанию вы начинаете с чистого листа, вам требуется завоевывать авторитет и признание, параллельно разбираясь в людях, процессах и особенностях. Вы знакомитесь с людьми, а люди узнают вас. Вырастая же в рамках компании, вы, с одной стороны имеете огромную фору в понимании компании и её устройства, знаете людей и процессы, а с другой — оказываетесь в новой для себя и окружающих роли. В той роли, в которой вас ещё не привыкли видеть ни руководство, ни ваша команда. У каждого из путей существуют нюансы, преимущества и недостатки. В данной статье будет рассматриваться второй путь — повышение в рамках команды и компании.

Итак, руководитель позвал вас на разговор, в ходе которого предложил стать лидом. Предпосылок к этому событию может быть множество — от увольнения или перехода прошлого лида на другую должность до изменения и расширения штатной структуры внутри компании. Вам предлагают новую роль, а вместе с ней и повышение ответственности, полномочий, увеличение объёмов и сложности работы. Деньги здесь лишь приятный бонус, не стоит сразу на них фокусироваться.

Многое будет зависеть от того, двигались ли вы целенаправленно в лиды, работали ли над этой карьерной задачей для себя или нет. Если да — поздравляю, вы достигли цели. Если же нет — предложение руководителя может стать для вас сюрпризом, причём не всегда приятным. Я знаю немалое количество дизайнеров, не испытывающих желание уходить в менеджмент. Их всё устраивает в текущей роли (обычно это опытные синьоры) и ребята развиваются «вглубь», становясь специалистами экстра-класса. Уходить в лиды, а значит в менеджмент, просто не входит в их планы. Есть и колеблющиеся. Если вы один из них — имеет смысл взять таймаут чтобы взвесить все пункты «за» и «против», соотнеся их с личными целями и планами на ближайшие несколько лет.

Если повезёт, то в ходе разговора руководитель подробно расскажет вам обо всём, что придётся делать в новой роли, покажет карту зон ответственности, поделится ссылками на необходимые ресурсы и прочим. Если нет — вас условно «похлопают по плечу» и пожелают удачи.

Главное — люди. Именно люди являются основной ценностью и двигателем любой компании

Вы соглашаетесь. Теперь вы — дизайн-лид. Ещё вчера вы были сами по себе, а уже сегодня на вас лежит ответственность за других. Мы не будем рассматривать компании, в которых лид-дизайнер — это дизайнер в вакууме без подчинённых. В рамках статьи интерес представляют компании, в которых лидерство предусматривает руководство отделом из нескольких человек. В моём случае это были коллективы от двух до двенадцати человек в разное время.

Перво-наперво нужно проинформировать ваших непосредственных подчинённых о вашей новой роли. Хорошим тоном со стороны вашего руководителя будет сделать это в той или иной форме. Это может быть общая видеовстреча в зуме или пост в общем канале мессенджера, где обычно проходит вся корпоративная коммуникация. В случае, если вы работаете в офисе — ещё лучше, можно собрать всех на встречу и заказать пиццу.

Вас представили и ваша роль задекларирована. Сразу стоит отметить психологические аспекты. Наверняка найдутся те, у кого начнут появляться такие мысли, как «кто он такой, где работал до этого?», «почему повысили его, а не меня», «да он же не справится, пора увольняться отсюда» и прочее. Вряд ли эти мысли кто-то вам озвучит, но некая напряжённость может возникнуть там, где её до этого и близко не было. Ваша задача — доказать команде, что вы на их стороне, а руководству — что вы с командой будете действовать в интересах бизнеса и приносить пользу так, как никто до вас. И доказывать это предстоит не словом, а делом.

Несмотря на то, что вы не первый день в компании, кредит доверия к вам в роли управленца пока на нуле. При этом, доверия к вам мало и со стороны подчинённых (не люблю этот термин, лучше его заменить на «дизайнеры») и со стороны руководства. Как и чем можно наработать кредит доверия?

Кредит доверия команды

  • Софты и коммуникация. Вежливое, конструктивное и уважительное отношение — прежде всего. В этом ключ к доверительной коммуникации как на старте, так и в перспективе. Важно задать положительный вайб и поддерживать его дальше. Я твёрдо убеждён, что без этого не построить эффективную команду. Критика тоже необходима, но она должна аргументироваться и формулироваться в вежливой форме. Не забывайте, что вы работаете с дизайнерами, людьми, сочетающими в себе качества инженеров и творцов, часто являющимися тонкими и ранимыми людьми, даже если это не видно на первый взгляд. Очевидно, что проектировать дизайн-решения комфортнее в дружественной атмосфере, лишённой токсичности и стресса. Безусловно, существуют разные методы управления и все они по-своему эффективны. Хотите быть тираном и получать при этом высокие результаты — это ваш выбор, но не удивляйтесь, если постепенно растеряете всю команду и о вас поползут дурные слухи в мире диджитал, где все знакомы через одного.
  • Дизайн. Трудно будет поспорить с тем, что для дизайнеров максимальным подтверждением ваших скиллов будут ваши дизайн-решения. В этом пункте всё понятно — время от времени по возможности делайте и показывайте на общих синках те или иные задачи по дизайну. Это могут быть не обязательно большие флоу, углубляться в которые вам скорее всего теперь не будет удаваться в силу отсутствия времени, но могут быть концепты или отдельные фичи.
  • Повышение мотивации. Мотивация может быть не только зарплатной. Мотивировать могут и развитие скиллов и расширение зон ответственности и изменение штатной структуры. Но самое главное — это конечно понятная карта компетенций. Если в вашей компании нет карты компетенций и регламентированного пути развития дизайнера, завязанного на зарплатных вилках в рынке, этим стоит начать заниматься.
  • Работа в качестве связующего между бизнесом и дизайном, превращение абстрактынх хотелок стеков в понятные для дизайнеров цели и задачи с метриками и отстаивание авторитета дизайнеров, защита и помощь в защите дизайн-решений там, где дизайнеры не справляются.
  • Улучшение процессов, помогающих делать работу проще и приятнее. Автоматизировали заведение задач в Jira, разработав и согласовав с бизнесом шаблон? Отлично! Задекларировали дизайн-процесс по double diamond, что снизило хаос в команде? Супер. Всё, что касается улучшения дизайн-процесса и в конечном счёте повышает скорость и удовольствие от работы будет оценено командой дизайнеров.
  • Получение бонусов и плюшек для отдела — это и финансы на обучение, посещение выставок, конференций и семинаров и прочее тоже играет существенную роль в формировании доверия и уважения к вам со стороны вашей команды.

Кредит доверия руководства

  • Софты и коммуникация. И снова, как и в случае с вашей командой, очень важны софты. Это и банальная вежливость и субординация и конструктивное обсуждение проблем, целей и задач. Если для дизайнеров вы становитесь неким мостиком между ними и бизнесом, то для бизнеса это также актуально, только наоборот. Дизайнеры и бизнес частенько говорят на разных языках и ваша задача в том, чтобы стать не столько переводчиком, сколько связующим звеном, синхронизирующим бизнес и дизайн.
  • Предоставление стабильного результата, а лучше — результата, превышающего ожидания. Вы и дизайнеры из вашей команды круто перформят и все довольны вашими результатами. Вы поставляете результаты качественно, вовремя и самое главное — метрики меняются в лучшую сторону.
  • Улучшение процессов, помогающих делать работу проще и приятнее. Здесь главное не переборщить и правильно подать те или иные процессные инициативы чтобы они не вызывали ощущение, будто вы мешаете бизнесу. Подумайте, как простыми средствами можно повысить эффективность тем, кто вокруг вас — бизнесу, продактам, разработчикам. Это может быть единый проект в jira или доска в Miro, описывающая процесс и структуру департамента дизайна и многое другое, что в конечном счёте будет помогать всем тем, с кем вы работаете.

В начале будет тяжело. Очень. Со временем станет легче и вместо постоянного стресса появится драйв

Первое время будет невероятно сложно. За вами будет тянуться шлейф ваших текущих задач, вместе с чем добавятся и новые. Вы будете не понимать, что и кому вы должны, а что нет. К вам будут идти по любым вопросам с обеих сторон — и со стороны руководства и со стороны дизайнеров. Ваша команда и смежники. Ваши продакты и разработчики и возможно продакты и разработчики из смежных команд. Начнёт казаться, что вас разорвёт на части и уровень стресса временами может зашкаливать.

На этом этапе можно выделить два ключевых вопроса: «что делать?» и «как себя вести?».

Зоны ответственности дизайн-лида или «что делать?»

В большинстве случае никто не объясняет вам, что вы должны делать как дизайн-лид. Никто не описывает свои ожидания от вас в новой роли и не ставит цели на испытательный срок. Не существует единого регламента обязанностей дизайн-лида. В компании могут существовать должностные инструкции, но часто они не имеют ничего общего с реалиями вашей компании, поэтому опереться на них вряд ли получиться.

В открытых источниках существует несколько версий зон ответственности дизайн-лида. Я предлагаю следующую, состоящую из девяти блоков:

  • Работа с UI/UX
  • Дизайн-команда
  • Коммуникации
  • Процессы
  • Метрики
  • Исследования
  • Стратегия и тактика
  • Операционная работа
  • Промо
Зоны ответственности дизайн-лида. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.figma.com%2Fdesign%2Flbl9AyWvdqugF9AqjGj5KF%2FDesign-Lead-area-of-responsibility-%28Community%29%3Fnode-id%3D1-182%26amp%3Bt%3Dxgt61pQI54JXMEv3-1&postId=1558154" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Смотреть в Figma</a>
Зоны ответственности дизайн-лида. Смотреть в Figma

Как видно на схеме, спектр обязанностей внушителен. Но не стоит пугаться, вы не будете выполнять все эти обязанности одновременно. Постепенно все они распределятся вами по слотам и будут автоматизированы.

Как себя вести в новой роли?

Период становления дизайн-лидом психологически очень непрост. Адаптация по моим наблюдением и опросам коллег, которые его прошли в других компаниях, может занимать до шести месяцев, но чаще проходит быстрее.

Вот некоторые рекомендации, которые помогут пройти этот период:

  • Смиритесь с тем, что вы не успеете все сделать. Вам поможет приоритезация — сосредоточьтесь на самых важных и весомых делах, отодвинув в бэклог остальные. Можно воспользоваться методом ICE для приоритезации дел.

  • Делегируйте. Научитесь отпускать и передавать ответственность. Добейтесь того, чтобы ваш отдел работал автономно и независимо от вас выполнялись все задачи. Примите факт того, что вы не получите тот, результат, который ожидаете, но это не значит, что он будет плохим. Доверяйте вашим сотрудникам или наймите им на замену тех, кому будете доверять.

  • Научитесь принимать критику, требования и жалобы одновременно со всех сторон — и от дизайнеров и от руководства.

  • Планируйте квартал, месяц, спринт, неделю и день, без этого вы рискуете упустить многое и получить проблемы.

  • Продолжайте соблюдать баланс работы и жизни, чего бы вам это не стоило, иначе рискуете выгореть и получить огромный стресс вплоть до проблем со здоровьем.

Вы больше не Figma-дизайнер. Баланс работы сместится от 70% с макетами и 30% на коммуникации в противоположную сторону

Постарайтесь как можно скорее завершить или делегировать ваши прошлые задачи над макетами и перейти к менеджерским задачам. Сейчас ваша цель — познакомиться и наладить связь со всеми, с кем вы так или иначе будете взаимодействовать. Коммуникации, коммуникации и ещё раз коммуникации.

Начните со встречи с бизнесом. Это может быть ваше прямое или непрямое руководство, но вам нужно добиться встречи с теми, кто принимает решения и формирует стратегию на длительный срок. Именно эти люди дадут вам наиболее верное понимание целей, которые вы с продактами сможете поделить на конкретные задачи.

Далее разметьте календарь — выставьте регулярные встречи, планниги, груминги, встречи 1:1 и прочее со всеми необходимыми участниками.

Сформируйте единую доску задач в таск-трекере, если до этого такой сущности у вас не было. Она поможет отслеживать занятость и распределять ресурсы внутри вашей дизайн-команды.

Теперь на вас ответственность за решения дизайнеров, в большей степени — за решения миддлов и джунов, так что уместно будет подумать о процессе ревью и перераспределении его на сеньоров. У нас в Магнит существует процесс кросс-ревью, позволяющий разгружать лида. Ревью может провести любой другой дизайнер, это очень помогает перераспределить часть работы.

Для работы руками в Фигме довольствоваться придётся оставшимся временем. Поэтому постарайтесь закрыть или распределить максимум задач по макетам чтобы освободить время на коммуникации и построение процессов — это позволит в перспективе автоматизировать большую часть работы и высвободит время на любые другие инициативы.

Ваша команда — это вы. Вашим результатом становится результат команды

Теперь к вам могут приходить продакты и жаловаться на дизайнеров и наоборот — дизайнеры на продактов. Вы станете тем самым связующим между ними и бизнесом, между смежными лидами и дизайнерами. Вы будете улаживать конфликты, синхронизировать задачи, цели и файлы в Фигме для наиболее эффективной работы всего департамента и бизнеса в целом.

Вопрос по тому или иному дизайн-решению могут задать не только автору, но и вам как его прямому руководителю. Вы становитесь неким информационным консультантом в части всего, что делает ваша дизайн-команда, а значит должны максимально быть в курсе всего. Конечно, речь не идёт о тонкостях работы над той или иной фичей между дизайнерами и продактами, всего знать просто невозможно. Но понимать, что у кого в работе и каков прогресс по тем или иным задачам должны.

В тех ситуациях, когда между продактом, разработчиком и одним из ваших дизайнеров будут появляться споры или конфликты вы должны будете приходить на помощь и улаживать их.

Тоже относится к найму. Теперь, если кто-то из команды решит идти дальше или же ваша команда будет расширяться, вы станере тем, кто будет принимать непосредственное участие в найме. А найм — это отсмотр cv и портфолио, проведение собеседований, обсуждений, возможно тестовых заданий. В целом довольно обширный и трудозатратный процесс, о котором я отдельно уже рассказывал на своём канале в YouTube. Отдельная история — увольнения, но этого касаться в данной статье мы не будем, ибо опыта такого у меня нет.

Ваша команда должна научиться работать без вас. В идеале вы должны выстроить процессы так, чтобы после вашего ухода ничего не сломалось.

Ни вы, ни команда не вечны. Рано или поздно вы захотите покинуть компанию по тем или иным причинам, но к тому моменту вы должны быть идеальным менеджером. Идеальный менеджер тот, без которого всё работает само. Конечно, это весьма популистское заявление на грани фантастики. Но, думаю, суть вы уловили. Если вам удастся выстроить процессы и работу вашей команды так, что в ваше отсутствие вам никто не будет писать и звонить, а задачи будут выполняться так же эффективно как и в вашем присутствии — вы достигли цели.

Больше контента у меня в Telegram-канале:

1919
33
4 комментария

Доверили вести маленький проект, над которым кроме меня еще работают дизайнеры. Фраза "Примите факт того, что вы не получите тот, результат, который ожидаете, но это не значит, что он будет плохим." - пригодилась мне в самом начале бы. Но, к сожалению, пришлось идти до нее самой =)

2
Ответить

пол года для адаптации это как то слишком долго.Ваша команда — это вы. Вашим результатом становится результат команды-когда твой результат зависит от других ммм ну мёд

Ответить

Ожидания от вас как от лида лучше обговорить с руководством сразу, чтобы потом не возникло недопонимания.

Ответить

В идеале да, но часто руководство само не понимает до конца, кто такой дизайн-лид. И все ожидания сведутся к «делай хорошо, а плохо не делай».

Ответить