По ту сторону кода: Как теория формирует медиаискусство.

По ту сторону кода: Как теория формирует медиаискусство.

Я просто хочу спросить вас, как вам помогает в практической работе вся эта теоретическая литература по новым медиа? Вот вы сидите перед пустым экраном с мигающим курсором. Чистый холст загрузочной страницы вашего проекта пуст, а в голове плавают лишь плохо усвоенные обрывки теории новых медиа. Наступает момент паники: концептуальная база должна превратиться во что-то реальное — программный код, инсталляцию, медийный опыт. Это момент истины, когда все теории и философские рассуждения о новых медиа кажутся оторванными от реальности, особенно когда требуется создать нечто конкретное, технически сложное и финансово обоснованное.

Сколько статей, книг и лекций вы уже изучили? Сколько часов потратили на бесконечный серфинг и просмотр видео в YouTube в поисках новых знаний?Многие талантливые люди «застревают» на этапе теоретических изысканий. Новые медиа развиваются с невероятной скоростью, открывая фантастические возможности. Но чтобы стать успешным в этой сфере, нужно не только понимать тенденции, но и уметь действовать.

Айсберг медиаискусства: Теория как скрытая основа

Однако, как ни парадоксально, именно эта «пустопорожняя болтовня» иногда открывают способ посмотреть на проблему под неожиданным углом. В практической работе медиахудожника философия и теоретическая литература, как правило, не дают прямых решений. Но они помогают расширить границы мышления, чтобы не увязнуть в чисто технических или логистических проблемах. Именно через понимание идей из экзистенциализма, постмодернизма или медиатеории приходит осознание, что проекты не должны быть просто технологическими демонстрациями. Они могут быть чем-то большим — отражением нашего времени, социальной критикой или исследованием человеческой идентичности.

Практика медиахудожника — это постоянный баланс между теорией и практикой. Теория может не решать задачу напрямую, но она определённо формирует контекст, в котором рождаются новые идеи. И хотя такие аспекты, как финансирование и организация, важны и могут казаться совершенно не связанными с теорией, я считаю, что комплексное понимание медиапространства, в котором ты работаешь, помогает находить новые способы донесения своих идей до мира, в том числе и до потенциальных инвесторов.Философские трактаты сами по себе не пишут код и не собирают инсталляции.

Можно представить себе медиаискусство как айсберг. Зрители видят только верхушку — захватывающие инсталляции, интерактивные перформансы, необычные цифровые артефакты. Но основа этого айсберга, скрытая от глаз, — это и есть та самая «пустопорожняя болтовня»: размышления о природе медиа, этические дилеммы цифрового общества, философия виртуального и реального.Именно эта теоретическая база придаёт смысл и глубину медиаискусству. Без неё останутся лишь технически сложные, но пустые по содержанию проекты.

Как теория помогает в реальной работе?

  • Генерация идей: Новые медиа постоянно эволюционируют, и только глубокое понимание этой динамики, отражённой в теории, способно порождать по-настоящему новые, актуальные идеи.
  • Поиск языка: Теория новых медиа предлагает инструменты для анализа и осмысления языка современных медиа. Это помогает медиахудожнику говорить с аудиторией на понятном ей языке, используя релевантные символы и образы.
  • Осознание контекста: Без понимания истории медиа, этических и социальных аспектов новых технологий медиаискусство рискует превратиться в технологический фетишизм.
  • Аргументация и позиционирование: Теоретическая подкованность помогает медиахудожнику отстаивать свои идеи перед кураторами, критиками и инвесторами.

Конечно, найти баланс между философскими идеями и практической реализацией проекта — задача непростая. Но именно в этом поиске рождается настоящее медиаискусство, способное не только поражать воображение, но и задавать неудобные вопросы, пробуждая критическое мышление.

И, конечно, часто за всеми этими рассуждениями стоит чисто практический вызов: найти компромисс между амбициями и возможностями, между концептуальностью и выполнением конкретных задач.
Мои курсы — это ваша возможность получить не только знания, но и ценный опыт, который поможет тебе стать востребованным медиа-специалистом.

Юрий Дидевич, медиа-художник, исполнитель, режиссер 2024 (с)

4 комментария

Медиахудожникам необходимо балансировать между теорией и практикой, это конечно понятно и в какой то мере даже правильно, но искусство оно всегда было чем то инстинктивным или связанным с каким то трансцендентным переживанием, не имеющим с теорией никакого отношения.

1

Вы правы в том, что искусство всегда тесно связано с интуицией, эмоциями и трансцендентными переживаниями, которые часто выходят за рамки рационального мышления. Искусство может быть инстинктивным и спонтанным, но когда это интуитивное понимание сталкивается с современными технологиями и сложными технологическими процессами, теория помогает не запутаться в хаосе возможностей, а целенаправленно воплощать идеи в сложных цифровых и мультимедийных форматах.