5 мифов об обучении, которые не подтверждают исследования

Оказывается, не всякая геймификация полезна, а общение с единомышленниками переоценено.

5 мифов об обучении, которые не подтверждают исследования

Рассказываем подробнее и с доказательствами — в материале Марии Ковалевой из Лаборатории образовательных технологий Яндекс Практикума.

Мария Ковалева
Руководитель Лаборатории образовательных технологий в Яндекс Практикуме

Привет! Мы каждый день исследуем учебный опыт студентов Практикума, чтобы выяснить, насколько успешно они осваивают новые навыки и как им в этом помогают те или иные образовательные практики.

Вокруг обучения IT-профессиям существует много мнений, которые принято принимать на веру. Сейчас я хочу разобрать некоторые из них и подкрепить разбор результатами наших исследований.

Миф №1. Кривая Даннинга — Крюгера существует

Слышали про кривую Даннинга — Крюгера? Согласно ей знания у человека растут последовательно, а вот уверенность в них меняется с определённой закономерностью.

Так принято смотреть на траекторию обучения по кривой Даннинга — Крюгера
Так принято смотреть на траекторию обучения по кривой Даннинга — Крюгера
  • Сначала идёт «медовый месяц», когда человек впечатлён своими успехами и ошибочно думает, что уже стал экспертом.
  • После человек сталкивается с первыми трудностями («скалой смятения») и попадает в «пустыню отчаяния». Сторонники теории говорят, что пребывание на этой стадии длится особенно долго, а выбираться из «пустыни» приходится с трудом.
  • Далее человек постепенно набирает знания, даёт себе всё более трезвый отчёт о своих умениях и медленно взбирается по «подъему благоговения».

А теперь самое главное. Нашими данными это не подтверждается. Ничто в наших результатах не говорит о том, что люди действительно проходят через эти стадии. Уровень уверенности колеблется, но «пустыни отчаяния» мы не видим.

Так кривая уверенности в знаниях меняется у студентов одного из курсов Практикума
Так кривая уверенности в знаниях меняется у студентов одного из курсов Практикума

Если студенты сталкиваются с трудностями и долго находятся в этом положении, то часто просто бросают обучение. Если вы думаете, что у вас ничего не получается, а долгов и трудностей всё больше, это не значит, что вы в пустыне отчаяния», из которой закономерно выберетесь. Это значит, что что-то пошло не так и стоит разгрести долги: сбавить темп, разобраться в теме поосновательнее и уделить больше внимания учёбе.

Миф №2. Чем больше энтузиазма, тем выше шансы доучиться

Энтузиазм — это необходимое, но недостаточное для эффективного обучения условие. То есть если представить двух одинаково горящих студентов, то мы не сможем с уверенностью сказать, что они оба дойдут до конца.

Всё меняется, если один из них видит рост своих знаний. Его шансы на успешное обучение резко возрастают.

Уверенность в росте знаний сильно влияет на успешное окончание учёбы, а энтузиазм (желание продолжать обучение) — не очень
Уверенность в росте знаний сильно влияет на успешное окончание учёбы, а энтузиазм (желание продолжать обучение) — не очень

Для тех, кому важны подробности: студенты отвечали на два вопроса: «Хотите ли вы продолжать обучение?» и «Уверены ли вы в своих знаниях?». Было пять вариантов ответов в диапазоне от «точно нет» до «точно да», за каждый из которых начислялось от −2 до 2 баллов.

Мы посчитали уровень значимости различий двух групп (закончивших и отчислившихся) и размер эффекта для каждого из этих параметров. Размер эффекта — это стандартизованная разность между средними значениями двух выборок. В данном исследовании мы использовали эффект D Коэна (Cohen’s D).

Уровень значимости — это вероятность того, что мы случайно обнаружим ненулевой эффект, который отсутствует в реальности. В данном исследовании мы выбрали стандартный уровень значимости p ≤ 0,05.

Чтобы чувствовать рост, мы рекомендуем добавить в обучение что-то, что будет привязывать новые знания к повседневному опыту, — придумывать себе челленджи, которые помогут на практике проявить навыки и покажут рост и развитие. Например, дизайнеры могут нарисовать логотип для кофейни у дома, а веб-разработчики сделать интернет-магазин для любимого овощного прилавка. Ограничения — только фантазия, специальность и окружение.

Предлагаем начать менять себя и мир к лучшему в ближайшую Чёрную Пятницу — пройдите первую тему любого курса Практикума до 30 ноября и получите скидку 20% на обучение.

Миф №3. Геймификация делает обучение эффективнее

Есть мнение, что игровые механики или яркая история, в которую вписан учебный материал, всегда помогают студентам достигать лучших результатов. На деле всё сложнее.

Если студента-разработчика погружают в рабочее пространство, придумывают ему вымышленного тимлида, который даёт задачки, и такого же тестировщика, который ждёт от студента закрытия багов, то геймификация будет эффективной.

Этого нельзя сказать про геймификацию ради геймификации — игровые подходы, которые уводят от практического применения навыка. Допустим, вы аналитик данных. Как история про то, что вы прилетели на Марс и делаете библиотеку данных для марсиан, поможет вам соотнести материал с жизненным опытом? Скорее всего никак.

Геймификация, которая помогает почувствовать, как знания применяются в жизни, помогает дойти до конца. А просто качественные игровые механики вызывают ощущение теплоты и заботы. Такие курсы приятнее проходить, и их с большей вероятностью захочется посоветовать друзьям, но с эффективностью обучения это не связано.

Миф №4. Зарплата — плохой мотиватор

Как думаете, какой мотиватор работает лучше — желание найти интересную работу или много зарабатывать? А может, что-то ещё? Как бы там ни было, есть расхожее мнение, что на одном стремлении к высокой зарплате далеко не уйти. Наши данные говорят немного другое.

Студенты, которые только зачислились и ещё не приступили к обучению, проходят мотивационный тест и делятся с нами тем, что вдохновляет их на движение к цели. Мы даём варианты: интересная работа, возможности карьерного роста, приятный коллектив и так далее. При этом мы предлагаем выбрать сразу несколько мотиваторов, сравнив их между собой по важности, и на больших числах изучаем, сколько «баллов» набрал тот или иной вариант.

Каким бы ни был мотиватор, его примерно одинаково активно выбирали и те, кто дошёл до конца, и те, кто бросил обучение
Каким бы ни был мотиватор, его примерно одинаково активно выбирали и те, кто дошёл до конца, и те, кто бросил обучение

Вывод однозначный: выбор мотиватора никак не влияет на то, окончите вы курс или нет. Любая ценность или потребность, к которой идёт студент, — работает. Конечно, хочется сказать, что мотивироваться деньгами плохо и без любви к профессии ничего не получится, но наши данные этому утверждению противоречат — по крайней мере на дистанции обучения.

Миф №5. Без комьюнити в IT трудно достичь успеха

IT-курсы так и зазывают примкнуть к сообществу единомышленников, чтобы заводить полезные связи, поддерживать друг друга, делать совместные проекты и вместе искать ответы на вопросы. Звучит здорово, и в какой-то степени всё это верно, но есть нюанс.

В отличие от ученика в школе или студента вуза взрослый человек может выбирать, какие методы и стили обучения подходят ему больше. Что это значит? Что если кто-то говорит, что учиться ему помогла поддержка сокурсников, это здорово, но это не значит, что всем обязательно нужна эта поддержка.

Например, утверждение о важности комьюнити справедливо примерно для 30% студентов. Для остальных поддержка единомышленников либо не так важна, либо она и вовсе отталкивает.

5 мифов об обучении, которые не подтверждают исследования

Мы выделили четыре мотивационных стиля — основных фактора, которые помогают студентам учиться и вдохновляют их дойти до конца.

  • Первый стиль: достижение и успех. Таких людей мотивирует образ результата и стремление быть быстрее, выше и сильнее. Им отлично подходят советы о целеполагании: поставь цель, напиши её на стикере и повесь над рабочим столом, придумай вызовы и дедлайны.
  • Второй стиль: общение и поддержка. Людям с этим мотивационным стилем важно делиться эмоциями и впечатлениями, вместе решать задачи, поддерживать друг друга и вести неформальное общение, часто за рамками обучения.
  • Третий стиль: стабильность и ритм. Таким людям помогает расписание: спринты раз в две недели, сдача проектов в конце этих спринтов, вебинары по четвергам и пятницам и так далее. Календарь активностей мотивирует таких студентов сам по себе — сначала им нужно выработать ритм, а увлечение новым делом придёт после.
  • Четвёртый стиль: познание и экспертность. Людей с этим стилем мотивирует интерес к новому делу, а больше всего увлекает сам материал. Им особенно важны хорошо написанная теория, чёткая структура, система закладок и суммаризация в конце тематических блоков — в общем, всё, что делает обучение последовательным и организованным.

Хорошее обучение — это то, которое подходит под ваш мотивационный стиль. Если вам нужны цели, ставьте и достигайте. Если поддержка, общайтесь. Если ритм, держитесь расписания, а если знания как таковые — структурируйте информацию. Наши исследования показывают, что любой из подходов эффективен и выбор того или иного мотиватора не влияет на успеваемость и доходимость до конца.

Коэффициенты основаны на том, как студент проходит задания: на количестве попыток и подсказок. Разница в 0,02 — в рамках погрешности
Коэффициенты основаны на том, как студент проходит задания: на количестве попыток и подсказок. Разница в 0,02 — в рамках погрешности

При этом стили могут сочетаться. Они не противоречат друг другу, и этим можно пользоваться, делая своё обучение сильнее и эффективнее сразу в нескольких направлениях.

Ну и да — лучше всё-таки не учиться в одиночку. Общение помогает людям с самыми разными мотивационными стилями: например, даёт чувство конкуренции «достигаторам», создаёт групповой ритм и помогает быстрее находить ответы на вопросы.

Мы стремимся дать подходящие инструменты людям со всеми мотивационными стилями. Помогаем работать с целями, создаём комьюнити, задаём ритм обучения и помогаем структурировать информацию, например, с помощью YandexGPT.

А в Чёрную Пятницу — дарим скидку 20% на все курсы, включая английский. Чтобы участвовать в акции, пройдите первую тему или консультацию до 30 ноября (это бесплатно).

1515
22
11
11
12 комментариев

Развенчивать мифы об обучении на очень узкой выборке части пользователей конкретно вашей платформы - это мягко говоря манипуляция)

8

Они прямо написали, что говорят про свою платформу и про свои собственные данные. Разумеется, у них нет всех данных на планете Земля для всех людей в мире 😃

Суть любого исследования в том, что оно так или иначе ограничено какими-то конкретными данными.

В данном случае, они рассказывают, что у них есть какие-то данные. Любопытно изучить. Но никто не говорит, что они вам рассказывают про всю планету и все исторические вехи и вообще делятся сокровенными знаниями мироздания

Есть какая-то информация – делятся, все на этом

Вы же тоже в своем блоге можете делиться наблюдениями или мнением или данными, никто вам не говорит, что вы должны исключительно научные труды публиковать которые проверены на всех возможных выборках

2

А теперь самое главное. Нашими данными это не подтверждается. Ничто в наших результатах не говорит о том, что люди действительно проходят через эти стадии.

Просто ваши выпускники дальше "медового месяца" не уходят.

7

Я бы взял выборку не только IT, но и другие школы профессий. На такой выборке, на мой взгляд, получился более релевантный показатель. А так, да, поддержу Сергея Шишкина - похоже на сову на глобусе.
Все же есть некая специфика в общении IT профессиям.

1

Так они и написали в исследовании, что разбирают именно IT профессии, они же не говорят что они этой исследования сделали про все в мире сферы

1

а общение с единомышленниками переоценено. - ну тут я не соглашусь, общение с единомышленниками, особенно если это мужчины, включает эффект соревновательной игры при которой ты пытаешься опередить в своих успехах приятелей) это проверено в 100 процентах случаев)))

1

Андрей, спасибо, что поделились! По нашим исследованиям, 30% студентов особенно важно комьюнити (разобрали в мифе №5) — видимо, вы в них попадаете :)