Финтех за МКАДом: как Екатеринбург и Казань стали центрами развития нового бизнеса QIWI

В начале этого года в контуре группы QIWI появилась компания «Биллинг Онлайн Решения». Эта компания развивает новое направление B2B-бизнеса группы – решения для сферы ЖКХ. Зачем QIWI этот рынок и почему новый бизнес развивается не в головном офисе в Москве, а в Казани и Екатеринбурге?

Финтех за МКАДом: как Екатеринбург и Казань стали центрами развития нового бизнеса QIWI

Почему ЖКХ?

QIWI не первый год развивает продукты для бизнеса на разных отраслевых рынках. К таким относятся наш интернет-эквайринг, дистанционное банковское обслуживание, массовые выплаты, white label-решения (например, когда компания из нефтяной отрасли хочет запустить собственный банковский продукт и таргетировать его на клиентов своих заправок), сервисы для работы с самозанятыми. Поиск новых рынков для финтех-компаний – непрерывный процесс. Одним из наших новых сегментов стало ЖКХ, наряду с сервисами для CPA-маркетинга, фудтеха, Big Data и других рынков.

ЖКХ – сложный и недообслуженный современными технологиями рынок. С другой стороны, во многих российских регионах осваиваются инновации, а немыслимая еще лет пять назад идея переноса коммунальных услуг в онлайн стала реальностью тысяч домохозяйств.

Финтех за МКАДом: как Екатеринбург и Казань стали центрами развития нового бизнеса QIWI

В начале этого года QIWI купила часть бизнеса и привлекла в штат сотрудников компаний «Биллинг Онлайн» из Екатеринбурга и «Открытый город» из Казани, которые занимались развитием сервисов для ЖКХ. На их основе появилась новая компания «Биллинг Онлайн Решения», объединяющая опыт платежных сервисов QIWI и экспертов рынка ЖКХ.

С одной стороны, биллинговый бизнес ЖКХ, связанный с тарификацией, выставлением счетов жильцам и обработкой платежей был качественно новым направлением для QIWI. С другой, наш многолетний опыт на платежном рынке открывал большие возможности. Нужна была база, основа для нового бизнеса, которая позволила бы развивать актуальные решения для этой отрасли. Исследуя рынок, мы нашли эту базу в Екатеринбурге и Казани.

Денис Грибков, Генеральный директор «Биллинг Онлайн Решения»

Финтех для «умного города»

Многие прорывные технологии развиваются далеко за МКАДом. Аудит рынка, проведенный QIWI в прошлом году, показал, что самую высокую экспертизу на рынке биллинговых услуг для рынка ЖКХ имела екатеринбургская компания «Биллинг Онлайн». Она и стала отправной точкой для нового направления.

У QIWI уже был опыт плотной работы с партнером из Екатеринбурга – банком для предпринимателей «Точка». После присоединения к QIWI команда в Екатеринбурге начала развивать биллинговую SaaS-систему «Биллинг Эксперт». Это личный кабинет для жильцов многоквартирных домов с возможностью передачи показаний счетчиков, оплаты и проверки начислений, а также учета всех платежей и задолженностей.

Второй площадкой для развития «Биллинг Онлайн Решения» стала Казань и ее проект «Открытый город», созданный для социального развития региона. Татарстан, который много лет шел к созданию технологичной городской среды, можно смело ставить в пример успешной программы развития региона. По данным исследования Института статистических исследований ВШЭ, республика занимает вторую строчку рейтинга субъектов РФ по индексу социально-экономических условий инновационной деятельности, а еще – второе место в рейтинге CNews Analytics по налоговым условиям для ИТ-компаний.

Финтех за МКАДом: как Екатеринбург и Казань стали центрами развития нового бизнеса QIWI

Команда в Казани продолжила развитие проекта «Открытый город» уже в рамках QIWI. Ее основным продуктом стала онлайн-система для приема и обработки обращений населения по коммунальным проблемам. Когда жильцу нужно, к примеру, вызвать сантехника, он не звонит на линию поддержки, а оставляет онлайн-заявку в личном кабинете своей УК, там же отслеживает ее выполнение и оценивает качество работ. Для этого система объединяет в себе управляющие компании, РСО, подрядчиков, администрацию регионов.

От Waterfall к Agile

Традиционному крупному бизнесу часто недостает гибкости процессов для интеграции внешней экспертизы, а стартапы не всегда готовы адаптироваться к структурам с высоким уровнем бюрократии. Намного эффективнее внешняя экспертиза интегрируется в технологичные компании. Финтех обладает необходимой гибкостью и адаптивностью – для компаний этого рынка это ключевые факторы существования и роста. Как изменился формат работы региональных команд, ставших частью QIWI?

Адаптация новых компаний в контур QIWI не была быстрой. Структурные изменения и переход к новой методологии работы – процесс, который требует времени и отдачи с обеих сторон. Тем не менее, за полгода в «Биллинг Онлайн Решения» была с нуля создана новая оргструктура, ушедшая от вотерфольной модели к agile-методологии по аналогии с тем, как работает QIWI. Появились спринты для разработчиков, зоны ответственности разделились не по должностям и почасовой работе, а по ролям и результату.

Финтех за МКАДом: как Екатеринбург и Казань стали центрами развития нового бизнеса QIWI

Сейчас в «Биллинг Онлайн Решения» работает 77 человек, из которых всего 10 новых, остальные – те, кто перешел из «Биллинг Онлайн» и «Открытого города». Штат разделился на 4 команды: разработчики, сопровождение, бухгалтерия и коммерция.

Большинство наших сотрудников позитивно восприняли переход в QIWI и новый формат, потому что намного проще работать, когда ты четко видишь цели и личные и командные результаты и понимаешь, что твои скилы действительно нужны – это основа здоровой корпоративной культуры.

Александр Костылев, Технический директор «Биллинг Онлайн Решения»

Изменения были и в формате коммуникации: раньше многие сотрудники общались с менеджментом на «вы» и по имени-отчеству, теперь же абсолютно со всеми общение перешло на «ты». Акцент в работе полностью перешел на горизонтальные связи, поэтому в офисах не стало руководителей, только тимлиды команд, который не дают указания, а направляют. Офисы из Екатеринбурга и Казани находятся в непрерывной коммуникации: для выполнения многих крупных проектов и задач создаются проектные команды из экспертов двух офисов.

Финтех за МКАДом: как Екатеринбург и Казань стали центрами развития нового бизнеса QIWI

Еще одно нововведение, которое биллинговое направление переняло у QIWI – это «Демо-дни», или открытые конференции для сотрудников, на которых команды делятся результатами своей работы за прошедший спринт и планами на ближайший период.

Демо-дни начали проводиться в Екатеринбурге сразу после основания новой компании. Команды из обоих офисов делились своими успехами и сложностями, рассказывали о реализованных кейсах. Сначала было непросто: для команд это был совершенно новый опыт, но со временем качество Демо сильно выросло. Ивенты стали полезным форматом для развития внутренних коммуникаций. Люди, которые до этого работали в разных компаниях и занимались разными проектами, смогли погрузиться в работу друг друга, получить представление о том, как развивается компания.

И в Казани, и в Екатеринбурге команды переехали в новые офисы. В Екатеринбурге – в феврале, в Казани из-за пандемии и удаленной работы переезд был отложен и случился в июне. В QIWI всегда обращалось большое внимание на условия работы сотрудников в офисе, где они проводят большую часть времени. Офисы для новых сотрудников были сделаны максимально комфортными, с удобными рабочими местами, переговорками, кухнями и зонами для неформального общения.

Финтех за МКАДом: как Екатеринбург и Казань стали центрами развития нового бизнеса QIWI

Что дальше?

Новое направления бизнеса QIWI занимается развитием «умной» городской и жилищно-коммунальной среды. Это digital-инфраструктура не только для ЖКХ компаний и региональных властей, но и для жильцов по всей России. Какой она станет?

Сейчас в «Биллинг Онлайн Решения» на базе биллинговой платформы параллельно развивается два продукта: личный кабинет жильцов с возможностью оплаты коммунальных услуг и система «Открытого города» для подачи и отслеживания заявок управляющим компаниям. В ближайшем будущем эти продукты будут объединены в единый интерфейс. Это значит, что жильцы смогут совершать все действия в одном окне своего личного кабинета. Без очередей, долгого ожидания на линии поддержки и нервов. В то же время бизнес ЖКХ получит автоматизированный сервис, который ускорит, в разы упростит процессы и поднимет уровень клиентского сервиса. На это будет нацелена работа команд в Екатеринбурге и Казани в ближайшем будущем. Так будет воплощаться подход QIWI к созданию сервисов для бизнеса и людей.

1212
23 комментария

надеюсь моя сотка, стыренная вами с моего киви кошелька помогла вам в развитии этого бизнеса

4
Ответить

Почему Казань олицетворяет мечеть? 

3
Ответить

Потому что эта мечеть находится в кремле?

2
Ответить

Наконец-то дождался. Это отличный и необходимый сервис: личный кабинет для оплаты всех услуг по ЖКХ. В данный момент , в Уфе, мне приходит пять разных квитанций и постоянная путаница.

Ответить

Вот бы ещё разные налоги туда в личный кабинет засунуть, было бы здорово.

Ответить

Удивительно, как это ТинькофБанк, Яндекс и Сбер пропустили такую золотую жилу, как навести порядок в системе оплаты ЖКХ

Ответить

Абсолютные кидалы. НИКОГДА не пользуйтесь киви, если переживаете за сохранность своих средств.

Ответить