Дмитрий Калаев про стратегический серфинг

Как основателям ловить волну технологических трендов

Компании, которые первыми зашли на рынок доставки продуктов, сначала не встречали конкуренции и могли быстро развиваться. Все, кто зашел на него позже, тратили существенно большие средства на разработку продукта или поглощение стартапов.

В концепции «голубых» и «алых» океанов лидирует всегда тот, кто сумел первым поймать волну трендов.

О том, как фаундерам ловить эти волны, для СберСтартапа рассказал

Дмитрий Калаев
директор «Акселератора ФРИИ» и партнер венчурного фонда ФРИИ

Глобальные технологические тренды появляются каждые 3-5 лет. Корпорации вроде Amazon, Сбера или Яндекса умеют их улавливать. Amazon сумел поймать несколько волн: продажа книг, маркетплейс всего на свете и облачные хранилища. Сбер, помимо развития банкинга, поймал волну популярности маркетплейсов, онлайн-кинотеатров, телемедицины и многого другого, с разной степенью успешности. Успех такого серфинга не зависит от масштаба компании, просто у корпорации больше ресурсов для тестирования гипотез. Но стартапы быстрее — поймав одну волну, они могут масштабироваться достаточно, чтобы искать другую.

Мало распознать волну

Тренды распознают десятки команд, но становятся лидерами рынка единицы. Полтора десятка компаний почти одновременно взялись за разработку электромобиля. Из которых только Tesla очень бодро выросла: инвесторы вложившие тысячу долларов, в моменте IPO заработали 144 тысячи долларов. При этом десятки других стартапов в этой сфере или уже обанкротились, или после IPO потеряли 80-90% капитализации.

Задача технологического предпринимателя такие волны предсказывать и отрабатывать. Если вы хотите построить глобальную компанию, развиваться в долгосрочной перспективе, масштабироваться и зарабатывать, то придется научиться ловить эти волны одну за одной. И тогда рост компании не остановится.

Как тренировать предсказательную силу

  • Читать аналитику, смотреть, кто что предсказывает. Читайте бизнес-СМИ, аналитические каналы, экспертные блоги, смотрите отчеты крупных компаний. Кроме того, компании, которые выходят на IPO рассказывают о своих направлениях и делают прогнозы по росту рынка.
  • Инсайды рынка. Когда общаешься с людьми, которые работают на этом рынке, то так или иначе появляются сигналы — тренды, новости. Ходите на профильные конференции, общайтесь. Из этого можно сложить нужный пазл.
  • Самостоятельное прощупывание рынка и ставки. Важно научиться делать ставки, хоть маленькие, потому что это заставляет рефлексировать. Пока не проголосовал деньгами и, например, не купил акцию компании, будет казаться, что тренды угадываются почти всегда. Но как только проголосовал деньгами — ситуация меняется кардинально.

Нарабатывать нужный опыт долго

Должно пройти 3-5 лет, пока волна тренда дойдёт от момента зарождения до пика — циклы рефлексии достаточно большие. Негативное событие может случиться быстро, а вот большой успех получится подтвердить только на дистанции в годы. Чтобы быстро натренировать предсказательную мускулатуру нужно:

— делать ставки на несколько трендов;

— начинать раньше, не ждать, когда стукнет 60 лет, чтобы заниматься стратегией.

Навык стратегического серфинга непростой. Но есть люди, которые владеют им почти в совершенстве. Часто они смотрят на тренды максимально широко — на объединении трендов можно построить отличные гипотезы, которые дадут результат. Например Павел Дуров сперва попал в волну популярности соцсетей с VK, а чуть позже вовремя взобрался на волну популярности мессенджеров c Telegram.

Другой пример — Виктор Шабуров. Он оценил два тренда — рост мощностей процессоров для мобильных устройств и с другой стороны рост объема фото и видео, загружаемого в сеть. И на стыке двух этих волн Виктор создал продукты Looksery и AI Factory с фильтрами и масками, которые в итоге купил Snapchat.

11
11
1 комментарий

1. Вы уж определитесь, вам волна или океан? Волна это по определению круги на воде, которые не существуют долго. А голубой океан в нынешней экономике довольно быстро становится алым, сколько волн в нём не отлавливай. Вы же сами говорите, что от зарождения волны до пика проходит 3-5 лет, к этому моменту в любой нише уже много конкурентов: волны это никакой не голубой океан, а рябь на поверхности красного.

2. Пример с Теслой – это не только ошибка выжившего и когнитивное искажение, но и очень непохожий на стартап первого эшелона случай. И до Теслы были попытки создать и запустить в серию электроавтомобили, которые не увенчались успехом. А то что этому стартапу подвернулся именно Маск - вполне себе случайность.

3. Команда Дурова копировала уже проверенные успешные модели, это ничего общего с серфингом и тестированием ниш не имеет, это вход в проверенную нишу.

4. Сколько конкурентов Looksery и AI Factory никто не купил и что с ними сейчас?

На самом деле, долгосрочное преимущество заключается не в поиске удачных бизнес-моделей для других (читай, корпораций), чтобы продать и пойти искать следующую волну, а в создании системы управления, которая позволяет находить, захватывать и использовать такие модели. Чем собственно, Сбер Стартап и занимается. А стартапы без стратегии и системы управления являются очень недорогим (если также учитывать затраты неуспешных стартапов) кормом для корпораций.

Ответить