Глобальные технологические тренды появляются каждые 3-5 лет. Корпорации вроде Amazon, Сбера или Яндекса умеют их улавливать. Amazon сумел поймать несколько волн: продажа книг, маркетплейс всего на свете и облачные хранилища. Сбер, помимо развития банкинга, поймал волну популярности маркетплейсов, онлайн-кинотеатров, телемедицины и многого другого, с разной степенью успешности. Успех такого серфинга не зависит от масштаба компании, просто у корпорации больше ресурсов для тестирования гипотез. Но стартапы быстрее — поймав одну волну, они могут масштабироваться достаточно, чтобы искать другую.
1. Вы уж определитесь, вам волна или океан? Волна это по определению круги на воде, которые не существуют долго. А голубой океан в нынешней экономике довольно быстро становится алым, сколько волн в нём не отлавливай. Вы же сами говорите, что от зарождения волны до пика проходит 3-5 лет, к этому моменту в любой нише уже много конкурентов: волны это никакой не голубой океан, а рябь на поверхности красного.
2. Пример с Теслой – это не только ошибка выжившего и когнитивное искажение, но и очень непохожий на стартап первого эшелона случай. И до Теслы были попытки создать и запустить в серию электроавтомобили, которые не увенчались успехом. А то что этому стартапу подвернулся именно Маск - вполне себе случайность.
3. Команда Дурова копировала уже проверенные успешные модели, это ничего общего с серфингом и тестированием ниш не имеет, это вход в проверенную нишу.
4. Сколько конкурентов Looksery и AI Factory никто не купил и что с ними сейчас?
На самом деле, долгосрочное преимущество заключается не в поиске удачных бизнес-моделей для других (читай, корпораций), чтобы продать и пойти искать следующую волну, а в создании системы управления, которая позволяет находить, захватывать и использовать такие модели. Чем собственно, Сбер Стартап и занимается. А стартапы без стратегии и системы управления являются очень недорогим (если также учитывать затраты неуспешных стартапов) кормом для корпораций.