Кейс частного детектива Лилии Ананичевой. Как мошенники используют судебную практику для черного PR

Мы часто слышим истории о том, как компания предоставила недостаточно качественный товар или услугу. Но что если свои полномочия превышает клиент?

Кейс частного детектива Лилии Ананичевой. Как мошенники используют судебную практику для черного PR

Я – Ананичева Лилия Ильдаровна, профессиональный медиатор по досудебному урегулированию бизнес-споров (налоговых споров); частный детектив по экономическим (налоговым) вопросам. Создала детективное агентство «Шерлок».

Хочу поделиться кейсом, который произошел со мной: клиент оказался недобросовестным и решил отсудить выплаченный гонорар за проделанную работу. Удивительно точно с судами по этому делу совпала кампания по распространению ложных сведений обо мне в медиа.

Суть дела

Взаимоотношения с компанией ООО «НПО «ЭСП»» начались как с обычным клиентом: они обратились за помощью в споре о налоговых доначислениях. Такие задачи я решаю вместе с сотрудниками своего агентства «Шерлок»: мы помогаем бизнесу оспорить доначисления налогов в результате проверок. В данном случае речь шла о 86,7 млн рублей доначисленных налогов и штрафах на 15 млн рублей.

В ходе проверок налоговики, как правило, оспаривают сделки, проведенные компанией, и находят повод исключить их из налогооблагаемой базы. Таким образом, можно доначислить налоги. Моя методика предполагает сбор информации о сделках и доказательство их реальности. Для этого часто приходится прибегать к поиску компаний-контрагентов, их руководителей и бухгалтеров, поэтому я заключаю с клиентом договор об оказании детективных услуг.

С ООО «НПО «ЭСП»» мы заключили договор в ноябре 2022 года. В декабре я получила частичную оплату в размере 4 млн рублей, разработала план работы и начала реализовывать его. В течение месяца был проведен комплекс работ по договору с ООО «НПО «ЭСП»» : анализ финансов предприятия, консультации с руководством и налоговиками, поиск информации о контрагентах, составление документов для оспаривания выводов налоговой.

В конце месяца мы представили акт выполненных работ, где перечислили все проведенные мероприятия. Затем получили уведомление о том, что клиент подал в Арбитражный суд Москвы иск о взыскании неосновательного обогащения, требуя возврата выплаченного гонорара.

В суде представители ООО «НПО «ЭСП»» утверждали, что не нуждались в услугах частного детектива, при этом не смогли внятно объяснить, что заставило их оплатить мне по счету 4 млн рублей. Они рассказали суду, что заблуждались насчет сути оказываемых услуг, а также сослались на то, что компания находилась в процессе банкротства, и конкурсный управляющий не согласовал расходы по нашему договору.

Приняв во внимание представленные мной доказательства проведенной работы, суд принял решение отказать в иске. Но это было только начало. Первое судебное решение увидело свет в июне 2023 года, с тех пор ООО «НПО «ЭСП»» регулярно оспаривает все новые и новые судебные решения. Но и суды – это не все.

PR-кампания

Каждый процесс по иску ООО «НПО «ЭСП»» совпадает по времени с массированной кампанией против меня в медиа. Разберу здесь, какие признаки характерны для «черной» PR-кампании.

Кейс частного детектива Лилии Ананичевой. Как мошенники используют судебную практику для черного PR

1. Суд изначально инициирован как инфоповод

Скорее всего, сами суды изначально и планировались не для того, чтобы их выиграть, а просто чтобы дело появилось в картотеке, и можно было использовать его как инфоповод.

2. Информационные вбросы сопровождают каждый этап суда

После заседания на некоторых ресурсах в интернете, а в основном – в телеграм-каналах появляются заметки неизвестных авторов о том, что идет разбирательство, упоминается имя, а суть дела излагается без подробностей и крайне предвзято.

3. Искажение информации с точностью до наоборот

Публикации искажают суть дела и выворачивают реальную картину наизнанку. Мошенники не стесняясь, поливают грязью, используют размытые формулировки, единственная цель которых – бросить тень на мое имя и приписать мне мошеннические действия, которые совершала как раз не я.

4. Количество публикаций

Каждый вброс обычно оставляет несколько десятков публикаций. Количество их таково, что отследить каждую и потребовать законного удаления невозможно. Даже если заниматься этим конкретно, многие используемые телеграм-каналы просто невозможно идентифицировать и связаться с их администраторами.

Выводы

Как предприниматель, я еще раз подтвердила то, что, в общем-то, является основой деловых отношений, но в рабочей суете не всегда соблюдается. Работая с любым клиентом, необходимо иметь на руках договор и документировать каждый этап работы. В данном случае наличие акта выполненных работ и отчета дало возможность выиграть суды.

Как юрист, я прежде всего ориентируюсь на то, что свою правоту нужно доказать в суде. Что касается возможных уголовных дел по статье о клевете, в современных анонимных медиа доказать, кто конкретно написал и опубликовал материал, не так просто.

Но реальность медиа-войны такова, что мало отстоять свою позицию в суде. Необходимо донести ее еще и в публичном пространстве. Всегда существует риск, что кто-то другой намеренно исказит правду. Как ни печально, публикации явно заказного характера оказывают пагубное влияние на мнение аудитории.

33
1 комментарий

Ничего себе... Писать заказные статейки. Да уж, когда анонимность интернете закончится.

Как юрист, интересно, как думаете, имеет ли смысл куда-то обращаться за клевету?

Ответить