«Нянькой мне быть не хочется» — бывший сотрудник Google и Apple о работе в стартапе

На сайте проекта «Большие планы» от системы «Мегаплан» вышел рассказ Максима Матузова, шесть лет назад переехавшего в Сан-Франциско. Автор рассказал о своем опыте работы в Google и Apple, а затем в стартапе, и дал советы тем, кто хочет работать в Кремниевой долине.

Редакция vc.ru публикует материал с разрешения авторов.

«Нянькой мне быть не хочется» — бывший сотрудник Google и Apple о работе в стартапе

Мой переезд в Штаты начался в 2009 году, когда я приехал на лето на Восточное побережье по программе Work & Travel. Особого желания остаться не было — хотелось просто провести лето в компании таких же, как я, студентов, кататься по городам и ни о чем не думать.

Вернувшись через полгода в родной Мурманск и испытав сильнейший шок от увиденного, я твердо решил поменять туристическую визу на рабочую и уже летом 2010 года снова оказался в Штатах. К тому моменту у меня уже было несколько друзей, которые жили в Кремниевой долине на Западном побережье и работали в хай-теке.

По статистике, в хай-теке в нашем регионе занято около 10% населения. Мне эта цифра кажется очень заниженной, поскольку почти все мои друзья и знакомые так или иначе связаны с ИТ: ИТ-маркетинг, ИТ-финансы, ИТ-инженеры и так далее.

Найти работу в Долине несложно. Необязательно быть хардкор-программистом, главное — быть специалистом и уметь себя правильно продать. Я всегда интересовался системным администрированием, мог собрать и разобрать компьютер, но к софту никакого отношения никогда не имел. Зато с английским проблем не было: я его изучал с первого класса в гимназии, параллельно был языковой колледж, а потом уже иняз в гуманитарном университете.

Карьеру я начал с небольшой компании, которая занималась проектами для разных больших клиентов (HP, Microsoft, Cisco). Платили там немного, $30–35 в час, но на жизнь хватало, и для меня это был в первую очередь опыт.

Там я впервые окунулся в проектный менеджмент в сфере программного обеспечения. Начал изучать методологии, как устроен бэкенд, как работает отчетность в больших компаниях и так далее. Было много работы в Excel, тогда же я начал изучать SQL и R.

Большую часть работы составляла локализация (переводы софта на разные языки). Все переводы выполняются вендорами, которые находят переводчиков, а те, в свою очередь, уже переводят. Переводчики чаще всего сидят где-нибудь в офшоре, а вот руководитель проекта находится в офисе компании, которая заказала перевод.

За это время появились какие-то знакомства, я набрался опыта и начал подыскивать новую работу. Я проработал в маленькой компании три года, а потом меня позвали в Google. Найти такую работу несложно — нужно просто много общаться, отслеживать вакансии в онлайне, время от времени закидывать резюме.

В Google я занимался проектным менеджментом. Системную аналитику, то есть работу с базами данных, решил оставить: это очень скучный рутинный процесс. Мне хотелось больше общаться с людьми, а не заполнять таблицы.

В мои задачи внутри Google Analytics входили все те же управление локализацией и работа с вендорами, но масштабы были уже совершенно другими. Большее количество вендоров (в моем случае около 500), больше стран. Меня определили заниматься Латинской Америкой, и к моему происхождению это не имеет отношения.

Американцам вообще все равно, откуда ты приехал. У них даже нет разделения Европы на Восточную и Западную: для них это все просто Европа.

В Google я понял, что одни и те же методы в разных компаниях не работают: то, что в небольшой конторе применяется успешно, в корпорации не годится. Нужно уметь подстраиваться. Даже одинаковые должности в разных компаниях означают совершенно разное: одно дело вице-президент Google, а другое — вице-президент какого-нибудь стартапа, где вообще непонятно, кто за что отвечает.

Вообще-то, это был серьезный переход, опыт предыдущей компании был тут практически бесполезен. Структура компании, объемы работ и цифры были абсолютно другими.

Как и в любой большой компании, в Google много времени занимает организация и пропихивание проектов. Любое изменение процесса занимает гораздо больше времени, чем в каком-нибудь агентстве или в стартапе.

Через год работы в Google я ушел в Apple. Предложение получил, честно говоря, случайно. На одной из вечеринок я узнал, что они набирают команду для нового проекта. Проект был интересный, к тому же я всегда был фанатом Apple и ненавидел Android. Проблема с компаниями такого уровня — попасть на интервью.Открытых позиций всегда сотни — другое дело, что количество резюме измеряется тысячами.

Поэтому либо нужно быть очень крутым специалистом, либо надо пытаться попасть «по направлению» (когда работник компании советует специалиста, это называется referral) сразу в короткий список претендентов. Ты в любом случае должен пройти кучу раундов интервью и тестовых заданий, в зависимости от позиции. Но через рекомендацию шансы получить позицию гораздо выше.

Наша сфера — одна из самых мультикультурных, поэтому здесь много специалистов из разных стран. Очень важно, чтобы у вас совпадало мировоззрение. Если ты понравился команде, но у тебя не хватает каких-нибудь технических навыков, тебя обучат. Гораздо проще научить человека пользоваться каким-нибудь рабочим инструментом, чем бороться с его тяжелым характером.

Такие вещи, как рабочий график, не особо важны. Главное — результат, а где ты его добился: дома, в Starbucks или в офисе — всем по барабану. Я, например, начинаю работу часов в 7–8 утра дома, и к тому моменту, когда добираюсь в офис (10–11 утра), куча работы уже переделана. Зачем стоять в пробке просто так, когда можно это время провести с большей пользой?

В Apple я стал менеджером по продукту. Отвечал за один из поисковиков на сайте. Новый проект включал в себя переход на новый движок, запуск 50 новых стран, полный редизайн бэкенда. Работы было навалом, скучать не приходилось. К тому же в это время начался переход с одной методологии на другую.

Если раньше все делалось в Waterfall, то сейчас большинство проектов переходят на Agile. Для софта это очень круто: ты получаешь частый фидбэк, расставляешь приоритетные задачи, постоянно что-то выпускаешь — и на выходе получаешь качественный софт. Но для создания оборудования это не очень подходит. С Agile есть небольшая проблема: на него очень сложно перейти. Особенно гигантским компаниям, где проекты запланированы на годы вперед.

Олдскульные программеры и бизнес-работники к этому очень плохо относятся. Они люди консервативные, привыкли действовать определенным образом, их сложно переключить на новые методы. А рынок постоянно меняется: то, что было популярно еще полгода назад, сейчас уже не работает.

Нет смысла девять месяцев разрабатывать софт, потом выпустить его и понять, что людям это уже не надо. Или им это еще нужно, но уже с другим набором фич. В этом и прелесть Agile: ты очень быстро адаптируешься, подстраиваешься, и в то же время твои клиенты тебя любят (то есть покупают твой продукт).

Конечно, Apple крут. И Google крут. Работа над лучшими на рынке продуктами многому тебя учит. Ты по-другому начинаешь видеть рынок, начинаешь понимать, почему именно эти компании доминируют. Компании очень разные — по крайней мере, так было на моем опыте.

Мой департамент в Google был очень открытым: мы обсуждали любые проекты и вообще строили процессы как хотели. В Apple все было наоборот. Все процессы закрытые, чтобы что-то поменять, нужно 250 раз получить разрешение, нельзя ни о чем говорить за пределами здания, и так далее. Короче, Северная Корея.

Раньше, когда Apple активно воевала с Google, людей увольняли, если кто-нибудь на совещании с топ-менеджерами ляпал: «А вот в Google по-другому сделали».

Сейчас рынок мирный, больше позволяется. Джобса больше нет, а Кук работает по-другому, это заметно и по последним продуктам. Надо понимать, что внутри, за ширмой, все оказывается не таким, как виделось со стороны.

Фильм про Google («Кадры», 2013 год) ничего общего с реальностью не имеет. Ну, может, 10% правды, в основном это момент про маффины. Мы работаем на новейшем оборудовании, но на старом софте. Оно и понятно: когда в департаменте 10 тысяч человек, переходить на новый инструмент приходится полгода. Пока потестируешь со всеми системами, пока все научатся пользоваться, пока запустишь его на все страны... На все требуется время.

Многие удивляются, почему я ушел из Apple в стартап. А мне просто стало скучно: когда я пришел, в проекте было задействовано 8 стран, я запустил еще 50, автоматизировал все процессы, поднял KPI, а когда с этапа развития мы перешли на поддержку, мне стало не хватать событий. Если до этого каждые две недели мы что-то выпускали, меняли и снова строили, то потом я понял, что, если не приду на работу, ничего не изменится.

Мне хотелось строить рынок, поэтому я ушел в стартап. Да, я понимал, что статистика против меня, что выстреливает один проект из ста. Но это хороший опыт, и навыки, которые я получил в топ-компаниях, были бы очень полезны в любом стартапе.

Проработав несколько месяцев, я возвращаюсь обратно в большую лигу. Если коротко, то потому, что стартапы — это дерьмо. Если подробнее, то там никто не понимает, чем занимается, это сплошной хаос, где ты, вместо того чтобы работать, должен объяснять людям, что им нужно делать. Нянькой мне быть не хочется.

Когда какой-нибудь выпускник с годом опыта работы гордо называет себя вице-президентом по маркетингу, а потом спрашивает «Что делать дальше?», это не дело. Именно поэтому 99% стартапов провальны.

Вернулся бы я в Россию? Пока не знаю, зависит от предложения. Продукт должен быть интересным.

Правила созданы для того, чтобы их нарушать. Но перед тем, как их нарушать, их надо знать. Долина хороша тем, что работы тут навалом, а вот людей не хватает.

  • Учите английский. Желательно начиная с детского сада. Обязательно по современным учебникам. Если к 20 годам вы еще не будете владеть деловой лексикой и не сможете отличить английскую идиому от американской, эти проблемы вы решите на месте. Главное — иметь сильную базу. И смотреть американские сериалы без перевода и русских субтитров.
  • Начинать работу лучше в небольшой компании. Там вы получите необходимый опыт и узнаете, кто такие вендоры на аутсорсе и чем фидбэк отличается от бэкенда. Только следите за тем, чтобы небольшая компания не была стартапом с амбициозными целями, шикарным офисом, пятью вице-президентами и полным отсутствием представления о том, кто и что должен делать. В таком стартапе вы ничему не научитесь.
  • Верьте в себя: в Мурманске, в Вологде, в городе Камешково Владимирской области, в московской квартире в Грохольском переулке — где угодно. Американцам все равно, где вы родились. Им неважно, с каким акцентом вы говорите и кто ваша бабушка по маме. Важно, что вы умеете делать и насколько легко с вами работать (а также есть ли у вас рабочая виза).
26 комментариев

Типичный гуманитарий.

9

Типичный пиздобол будет точнее

8

Запишу пожалуй себе куда-нибудь сии шаблоны крутости(как только решу тупо пропиариться)
"Платили там немного, $30–35 в час"
"Отвечал за один из поисковиков на сайте"
"Было много работы в Excel, тогда же я начал изучать SQL и R"
"Системную аналитику, то есть работу с базами данных, решил оставить: это очень скучный рутинный процесс"
"запуск 50 новых стран"
Нет
Я всю статью скопирую все-таки.

9

30-35 баксов в Калифорнии - копейки, столько платят юниорам, это около 60к в год. Если хочешь жить в трёхкомнатной - на еду вообще не останется денег)

3

каждый раз после статьи про работу в США одни и те же комменты. Сколько можно считать и сравнивать зп в Штатах и в России. В долине на 30-35 ты будешь жить на одном хлебе с водой. Я вообще не понимаю, как он три года смог продержаться.

3

Очень смешной персонаж, постоянно недовольный всем: "Ненавижу то, противно это, а там вообще дерьмо". Самое занятно как он вообще получил рабочую визу, если не был специалистом, а "просто покататься".

9