Переквалифицировали техподдержку в аккаунт-менеджеров: как ProctorEdu изменил подход к работе с клиентами в Kaiten

Компания ProctorEdu занимается разработкой сложного B2B продукта — системы прокторинга для онлайн-тестирований. Они выстроили уникальный процесс клиентского сервиса в режиме «одного окна»: переквалифицировали сотрудников техподдержки в универсальных менеджеров, которые ведут клиентов от первого контакта до заключения сделки и технического сопровождения. Все этапы взаимодействия они настроили и визуализировали в Kaiten.

Переквалифицировали техподдержку в аккаунт-менеджеров: как ProctorEdu изменил подход к работе с клиентами в Kaiten

ProctorEdu — это сервис, который помогает образовательным учреждениям, компаниям и производствам проводить онлайн-тестирования с помощью системы прокторинга. Программное обеспечение следит за ходом экзамена, протоколирует и оценивает поведение пользователя. Система позволяет выявлять списывание на тестировании, что мотивирует сотрудников и студентов лучше готовиться. Впоследствии это приносит квалифицированные кадры и снижает репутационные и финансовые риски предприятий и учреждений.

Услугами сервиса пользуются популярные университеты: ВШЭ, РУДН, ИТМО и крупные производства «НОВАТЭК», «РусГидро» и другие.

Ранее мы писали о том, как ProctorEdu оптимизировал работу службы поддержки с помощью Kaiten. Сейчас Марат Закиров, директор по развитию, рассказал, как компания выстроила процесс работы с клиентами в Kaiten.

Как пришли к тому, что нужна CRM

Мы работаем в основном с крупными компаниями и университетами, продаем годовую лицензию на использование нашего сервиса. Когда наша компания была небольшой, всю коммуникацию с клиентами мы вели через разные каналы: мессенджеры, почту и телефон. Однако с ростом количества заказчиков это стало проблемой. Чаты множились, контролировать письма и телефонные разговоры становилось сложно.

Мы пытались оптимизировать работу и использовали комбинации разных сервисов: AmoCRM и другие. Но столкнулись с тем, что приходилось тратить время на управление этими приложениями: отслеживать оплаты, продлевать доступы и следить за их работой, что для небольшой компании трудозатратно. В итоге стало ясно, что нужно перестроить процессы, выбрать и перейти на единый сервис для эффективного управления взаимодействия с клиентами.

Переквалифицировали техподдержку в многофункциональных специалистов

Наша команда работает в Kaiten с 2020 года. В нем мы настроили процессы разработки и управления продуктами, а также принимали и обрабатывали обращения пользователей через модуль Service Desk.

Со временем наш продукт стал настолько стабилен, что обращения в техподдержку практически исчезли и специалисты остались без рабочих задач.

Мы подумали о том, на что можно переключить менеджеров, чтобы они не остались без дела, и решили полностью поменять наш рабочий процесс. Специалисты техподдержки прошли обучение, мы разработали базу знаний и переквалифицировали их в аккаунт-менеджеров. Теперь клиенты взаимодействуют с менеджерами по принципу «одного окна»: один специалист занимается всем — от оформления сделки до решения технических и административных вопросов —, а также участвует в разработке продукта.

Процесс взаимодействия менеджера с клиентом теперь выглядит следующим образом:

  • Менеджер проводит этапы заключения сделки.
  • Затем он сопровождает клиента на протяжении всего периода использования сервиса по своим этапам.
  • По окончании года проводит процедуры по перезаключению контракта.

Выстроили два процесса взаимодействия с клиентами: заключение сделки и сопровождение договора

Мы настроили и визуализировали этапы работы с клиентами в Kaiten. Для этого выделили два ключевых процесса: заключение сделки и сопровождение договора.

Для заключения контракта у нас выстроен процесс, который мы отобразили в таск-трекере на отдельном пространстве «Deals». Он состоит из восьми этапов: от возникновения интереса до подписания договора.

На доске отражена работа с клиентом. 1 карточка — 1 клиент
На доске отражена работа с клиентом. 1 карточка — 1 клиент

Внутри каждой карточки есть чек-лист с подробным списком задач, который нужно выполнить, чтобы перейти на следующий этап. Например, связаться с клиентом, подготовить предложение, синхронизировать календарь событий.

Когда карточка перемещается на следующий этап, чек-лист с задачами обновляется
Когда карточка перемещается на следующий этап, чек-лист с задачами обновляется

После заключения сделки карточка попадает на следующий большой этап, который мы отразили на отдельной доске «Сопровождение договора». Внутри этого процесса менеджеры занимаются настройкой системы, обучениями и техническим сопровождением. Работа по каждой части отражена на доске, разделенной на шесть колонок, которые соответствуют основным этапам: от обучения клиента до сбора обратной связи и перезаключения.

На доске находятся карточки клиентов
На доске находятся карточки клиентов

Для обеспечения лучшего клиентского сервиса мы создали пул обязательных действий на каждом этапе. Они описаны в формате чек-листа, который автоматически появляется в карточке, когда она переходит на нужный этап.

На каждом этапе чек-лист обновляется
На каждом этапе чек-лист обновляется

Такие доски с этапами взаимодействия с клиентом позволяли верхнеуровнево следить за тем, как продвигается сделка, но при этом нам не хватало прозрачности в ежедневной работе менеджеров. У нас длительный цикл заключения контракта и карточки могут находиться на одном этапе по несколько недель, что затрудняет понимание занятости ответственного сотрудника.

Создали второй уровень визуализации процесса — операционный

Чтобы сделать процесс работы с клиентом более прозрачным, мы придумали второй уровень визуализации операционных задач — отдельную доску,где менеджеры фиксируют свою текущую ежедневную работу с клиентом.

Доска с операционными задачами менеджеров
Доска с операционными задачами менеджеров

Внутри верхнеуровневой карточки есть список задач по каждому этапу. Например, связаться с клиентом, подготовить предложение, договориться о встрече. Менеджер на основе этих подзадач создает связанные дочерние карточки на операционной доске. Таким образом, на каждом этапе задача сделки декомпозируется на несколько точечных задач с конкретными критериями выполнения.

Внутри родительской карточки можно посмотреть связанные дочерние задачи
Внутри родительской карточки можно посмотреть связанные дочерние задачи

Внутри дочерней карточки менеджер проставляет срок, чек-лист с критериями приемки и объемом трудозатрат, который потребуется для выполнения задания, а в комментариях фиксирует основные моменты сделки.

Пример заполненной дочерней карточки
Пример заполненной дочерней карточки

Задачи на операционной доске позволяют видеть, чем заняты менеджеры в конкретный момент, сколько времени тратят на работу с клиентом и как эффективно закрывают сделки. Мы можем снять отчет и посмотреть, сколько задач и какого объема сделал менеджер за определенный период.

С подробной визуализацией работы менеджеров процесс взаимодействия с клиентом стал более прозрачным и измеримым.

Парадокс такого подхода: чем больше прозрачности, тем меньше прозрачности

Мы стремились сделать процесс работы с клиентами максимально прозрачным, отражая все задачи, которые выполняют менеджеры. Однако это привело к тому, что сотрудники оказались перегружены рутинной работой, она отнимала большую часть времени. Каждый аккаунт-менеджер обслуживает около 30 клиентов. Мы посчитали, что на создание и заполнение одной дочерней карточки нужно совершить примерно 40 кликов — согласитесь, это много! Это вызывало недовольство: сотрудники не успевали, забывали правильно оформлять задачи или вовремя перемещать их по процессу.

В результате мы снова сталкивались с недостаточной прозрачностью, потому что информация часто была неактуальной. Мы понимали, что нужно упростить выполнение рутинных задач и снизить нагрузку менеджеров.

Упростили работу — настроили автоматизацию

Перед нами встала задача облегчить работу менеджерам в таск-трекере, снизить количество рутины, но при этом не потерять прозрачность. На помощь пришли автоматизации в Kaiten.

Настроили шаблоны карточек. Для автоматизации процессов мы определили и унифицировали задачи, с которыми сталкивается команда. В итоге получилось 8 типов: обучение, интервью, технические настройки, уточнения и другие. На основании этого мы создали шаблоны карточек в Kaiten. В таск-трекере они называются «тип карточки» и подразумевают заранее подготовленный шаблон задачи с предзаполненными или обязательными полями, чек-листами и подсказками. Когда менеджер создает карточку и выбирает нужный тип, внутри появляется чек-лист с перечнем обязательных задач для качественного клиентского сервиса.

Так выглядит карточка с типом «Interview»
Так выглядит карточка с типом «Interview»

Упростили создание операционных задач. В верхнеуровневой карточке есть чек-лист с задачами, которые нужно выполнить на данном этапе. Рядом с каждым пунктом мы сделали подсказку — указали тип карточки, которую нужно выбрать при создании новой задачи.

Еще мы поменяли процесс создания дочерней карточки: теперь менеджеры создают операционные задачи из чек-листа через конвертацию. Эта карточка появляется на операционной доске, в нее автоматически подтягиваются теги, связи, критерии приемки и другие обязательные параметры. Такая минимальная автоматизация сократила большое количество ручного труда.

Можно конвертировать чек-лист полностью в дочерние задачи или каждый пункт отдельно
Можно конвертировать чек-лист полностью в дочерние задачи или каждый пункт отдельно

Привязали автоматизации к определенной дате. В карточке клиента мы используем кастомное поле с датой. В нее мы записываем срок окончания лицензии клиента. К этой дате привязаны автоматизации, которые срабатывают в зависимости от количества дней до окончания контракта.

Например, у нас появился новый клиент в колонке «Онбординг». Менеджер выполняет обязательные задачи по знакомству и обучению партнеров в течение двух недель. Если спустя 20 дней он забудет передвинуть карточку на следующий этап — сработает автоматизация: карточка перейдет дальше по процессу, а на операционной доске менеджеров будет создана задача с подготовкой к следующему этапу и актуальной датой.

Такие автоматизации настроены на каждом этапе по всему процессу. Это исключает ошибки менеджера и сохраняет прозрачность работы, даже если он забудет передвинуть карточку в следующую колонку.

Настроили автоматизацию по комментарию. Если у менеджера нет времени на создание задачи, он может просто написать фразу «следующая задача» в комментариях карточки. Система автоматически создаст новую карточку с названием «Актуализировать сделку». Это удобно, так как менеджер может зафиксировать задачу, не отвлекаясь, например, от звонка. Задача будет расположена на операционной доске, что минимизирует риск ее потери. Когда менеджер приступит к выполнению, он сможет изменить название и тип карточки в системе.

Новая задача появляется на операционной доске в колонке «Очередь» 
Новая задача появляется на операционной доске в колонке «Очередь» 

Настроили распределение тикетов для техподдержки. Мы настроили автоматизацию так, что все обращения в техподдержку с сайта, почты или из Telegram попадают на операционную доску. Этим задачам присваивается тип, и они размещаются в колонке «To do», где автоматически назначается ответственный менеджер, проставляется срочность и другие метки. Это помогает менеджерам оперативно реагировать и выполнять обращения, чтобы соблюдать внутренний SLA.

Пример настройки автоматизации. Шаг 1
Пример настройки автоматизации. Шаг 1
Пример настройки автоматизации. Шаг 2
Пример настройки автоматизации. Шаг 2

Автоматизации помогают сделать процесс работы с клиентом прозрачным, исключают ошибки менеджеров, если они забудут передвинуть карточку на следующий этап, и экономят ресурсы сотрудников.

Мы создали «CRM на минималках», где мы разбили путь клиента на соответствующие этапы, определили список задач, которые нужно сделать на каждом из них. Настроили автоматизации, чтобы задачи сами создавались, а карточки продвигались по пайплайну. Тем самым мы сократили очень много времени, которое сотрудники тратили для поддержания всего этого процесса. Теперь они могут фокусироваться на самой работе, а не думать о том, что нужно создать карточку, чек-лист, сделать связь и так далее. В общем, ребята довольны.

Отказались от отдельной CRM для отображения процесса работы с клиентами

Мы отказались от отдельной CRM, чтобы избежать лишней суеты с настройкой, привыканием и миграцией данных.

Мы отобразили и настроили процесс работы с клиентами в Kaiten так, что он получился прозрачным, измеримым и частично автоматизированным. Менеджеры не тратят время на рутинное перемещение карточек из одной колонки в другую, а могут сфокусироваться на более важных задачах.

Сейчас процесс им нравится, они его больше не саботируют. Это еще и показывают опросы удовлетворенности сотрудников.

У нас небольшая команда, и нам неудобно вести процесс в разных системах: часть в CRM, Figma, Miro, Notion и Kaiten. Мы хотели объединить это всё в одном сервисе. А еще задача стояла максимально сократить рутину. Всё, что можно доверить машине.

Похожие статьи про работу в Kaiten

99
22
10 комментариев

Прикольно, что есть лёгкий доступ к отчётам и вся подробная информация о выполненных задачах, это конечно знатно упрощает жизнь. И как минимум, можно быть уверенным, что всё будет сделано вовремя, без задержек.

1
Ответить

"И как минимум можно быть уверенным, что всё будет сделано вовремя, без задержек". На самом деле здесь скорее речь может идти не столько про уверенность в том, что этого совсем не случится, а в том, что при возникновении каких-то проблем, узких мест, блокировок и пр. можно будет легко выявить причины на ранних этапах и устранить их.
А вообще да, видимость и прозрачность задач явно упрощает работу команды и коммуникацию внутри нее.

Ответить

столкнулись с тем, что приходилось тратить время на управление этими приложениями: отслеживать оплаты, продлевать доступы и следить за их работой

Но ведь за оплатами и процессами в Кайтен тоже надо следить... Смысл в том, чтобы избавиться от нескольких разрозненных сервисов и следить только за одним?

Ответить

Меньше сервисов - меньше расфокуса. Конечно, следить и продлевать нужно, но когда это нужно делать с 1 системой, то это гораздо проще.

1
Ответить

Интересный кейс. Особенно со стороны клиента круто, когда нужно взаимодействовать только с 1 человеком для решения вообще всех вопросов: и покупки, и продления, и технических моментов. Правда полагаю, что такой формат «одного окна» будет сложно реализовывать в компаниях с большим количеством клиентов (даже если говорить про b2b).

Ответить

О, топ. Не думали про customer success вместо аккаунтинга?

Ответить

Интересное решение переквалифицировать техподдержку в аккаунтов.

Ответить