Оформление авто на ООО: нужно ли это вашему бизнесу

У предпринимателя есть два способа оформить авто: на ООО или на физлицо. Первый вариант выглядит разумным и выгодным, но готов ли ваш бизнес к неочевидным нюансам, которые идут в комплекте? Рассказываем, на что обращать внимание при постановке машины на баланс организации и как сделать это без лишних затрат.

Оформление авто на ООО: нужно ли это вашему бизнесу

Привет! На связи Альфа-Лизинг. Мы помогаем разобраться во всех тонкостях лизинга: подробно, наглядно и без сложных финансовых схем.

Когда дело доходит до покупки машины, предприниматели часто задумываются: «Стоит ли оформлять автомобиль на компанию?» С одной стороны, такой шаг сокращает операционные расходы. С другой — вводит ограничения на использование транспорта и добавляет бюрократии. Причем неважно, планируете вы брать авто в лизинг или покупать за собственные средства: из-за налоговых и правовых нюансов оформление на ООО кажется более сложным вариантом. В статье разбираем все плюсы и минусы такого подхода.

Плюсы покупки авто на компанию

Экономим на НДФЛ и взносах. Когда покупаете автомобиль как физлицо, но на деньги ООО, то сначала необходимо вывести деньги с баланса компании, что влечет необходимость уплаты НДФЛ и страховых взносов. При оформлении на ООО этих расходов можно избежать: деньги остаются внутри бизнеса, а вы экономите на налогах.

Пример. Если машина стоит 3 млн. рублей, при покупке как физлицу вам придется вывести из компании от 3,45 до 4,48 миллиона. Из них 3 млн, уйдет на оплату машины, 450 тысяч уйдет на уплату НДФЛ, а около 1,03 млн. — придется на уплату страховых взносов (кроме случаев, когда покупка осуществляется за счет дивидендов).

При этом покупая на ООО вы потратите ровно столько, сколько стоит автомобиль.

Снижаем налог на прибыль. Когда автомобиль оформлен на ООО, он ставится на баланс компании как имущество, которое приносит пользу бизнесу и учитывается как оборотный актив. Стоимость машины можно амортизировать, то есть списывать эту сумму в расходы по частям и таким образом снижать налог на прибыль. Кроме того, суммы расходов на содержание такого авто вы также можете учитывать в налогооблагаемых расходах компании (бензин, ТО, мойка, шиномонтаж, транспортный налог и т.д.).

Совет. Для беспроблемного учета расходов на содержание авто можно заключить прямые договоры с владельцами АЗС (топливные карты), автомойками и пр. Сохраняйте все путевые листы с маршрутом и учетом топлива. Они подтвердят налоговой, что машину использовали для корпоративных нужд.

Экономим при УСН. Если работаете на упрощенке, можно разделить стоимость транспорта на несколько частей и учитывать их в расходах компании. Получится разбить сумму на четыре квартала и списывать по 25% в конце каждого. Для машины, которую компания купила за 3 млн. рублей, сумма расходов будет равна 750 000 рублей ежеквартально. По аналогии с налогом на прибыль и при соблюдении определенных требований, вы имеете право учитывать расходы на содержание авто, если оно используется в предпринимательской деятельности по УСН. Главное - сохраняйте все первичные документы:

📃 Договоры купли-продажи и/или оказания услуг;

📃 Акт приема-передачи и/или оказания услуг;

📃 Платежные документы и/или фискальные чеки.

Чем тщательнее вы подойдете к оформлению документов, тем проще будет вести отчетность и избегать спорных ситуаций с налоговой инспекцией
Чем тщательнее вы подойдете к оформлению документов, тем проще будет вести отчетность и избегать спорных ситуаций с налоговой инспекцией

✔ Сохраняем оборотные средства. Если оформить автомобиль на ООО через лизинг, платежи можно распределить на несколько лет и включить их в затраты компании.

Пример. Если вы покупаете автомобиль за 5 миллионов рублей, придется сразу заплатить полную сумму. А если оформите лизинг, сможете вносить платежи в комфортном режиме. Допустим, по 300 000 рублей в месяц на протяжении полутора лет. Так получится распределить финансовую нагрузку на бюджет компании и направить часть средств на другие потребности бизнеса — например, на маркетинг или улучшение сервиса.

Лизинг позволяет получить вычет НДС на полную стоимость автомобиля и снизить налоговую нагрузку
Лизинг позволяет получить вычет НДС на полную стоимость автомобиля и снизить налоговую нагрузку

Минусы покупки авто на компанию

Нельзя использовать корпоративные авто в личных целях. Налоговая служба может квалифицировать нецелевые поездки как доход сотрудника в натуральной форме и потребовать с него уплаты НДФЛ и страховых взносов. Это касается случаев, когда компания покрывает расходы на топливо, ТО, мойку и пр. Такие расходы, включая амортизацию авто, могут быть оспорены, если будет доказано, что авто не используется для предпринимательской деятельности.

Если необходимость предоставить сотруднику транспорт для личных целей всё же возникнет, нужно оформлять доверенность. В ней важно указать, что водитель несет полную ответственность за автомобиль и все сопутствующие затраты, включая восстановление машины в случае ДТП.

Пример. Налоговая инспекция может легко установить факт личного использования авто по анализу путевых листов и данных GPS. Допустим, если сотрудник ездит на машине в нерабочее время или посещает места, которые не связаны с деятельностью компании, это послужит основанием для оспаривания всех прямых и сопутствующих расходов на авто.

Высокие страховые тарифы. Юридическим лицам страховка автомобилей может обходиться дороже, чем физическим. Это связано с несколькими факторами:

  • Интенсивное использование автомобиля. Корпоративный транспорт эксплуатируется чаще и с большей нагрузкой, чем личный. Из-за этого машины быстрее изнашиваются и риск поломок или аварий увеличивается.
  • Высокий риск повреждений и аварий. При некоторых видах деятельности, например коммерческих перевозках, корпоративный транспорт эксплуатируется в сложных дорожных и погодных условиях. Водители ездят в напряженном трафике и часто попадают в стрессовые условия, это повышает вероятность ДТП. К тому же сотрудники не всегда аккуратно относятся к транспорту: ответственность за ущерб ложится на компанию, а не на личный бюджет водителя. Это увеличивает финансовые риски для страховщиков и также влияет на стоимость полиса.
  • Сложности с возмещением ущерба. При страховом случае с корпоративным автомобилем зачастую требуется больше документов и формальностей, чтобы покрыть убытки. Это связано с тем, что к управлению машиной иногда допускается не один, а несколько сотрудников.
Изучите условия страхования корпоративного транспорта заранее — это поможет точно рассчитать затраты
Изучите условия страхования корпоративного транспорта заранее — это поможет точно рассчитать затраты

Налоговые нюансы при продаже. При продаже корпоративного автомобиля нужно учитывать, что деньги за него поступят на счет компании и с них придется платить налоги:

  • НДС. Если организация на ОСН (общей системе налогообложения), то выручка от продажи будет облагаться этим налогом. Продать выше рыночной стоимости авто вряд ли получится, а значит доход от продажи составит сумму за минусом подлежащего уплате НДС, что будет уже на 16,67% ниже рыночной стоимости.
  • Налог на прибыль или УСН. Часть дохода от продажи авто уйдет на уплату налога на прибыль юрлиц или на уплату налога по УСН. Льготы по периоду владения авто, а также каких-либо налоговых вычетов при продаже авто для юрлиц, увы, не предусмотрено.

Если вы захотите вывести транспортное средство с баланса компании и выкупить его в личное пользование, сделку придется провести по рыночной цене. Лучше не занижать стоимость машины: ФНС может увидеть в этом попытку уйти от налогообложения и потребовать доплатить налог и пени, а также наложить штраф в размере от 20 до 40% от суммы неуплаченных налогов.

Полная предоплата. При покупке авто на ООО придется вывести из оборота крупную сумму и выплатить полную стоимость машины. Для малых и средних предприятий это серьезные риски: может не остаться средств на зарплату сотрудникам, аренду помещений или закупку материалов.

Лизинговые ограничения. При оформлении авто в лизинг компания не может получить машину в полную собственность, пока не погасит все платежи по договору. До этого времени свободно распоряжаться автомобилем не получится: его нельзя перепродать или использовать в качестве залога.

Как оформить автомобиль на ООО: 6 советов для бизнеса

1. Проконсультируйтесь с налоговым экспертом. Перед тем как принять решение, обсудите нюансы с профессионалом. Это поможет избежать неожиданных расходов и оптимизировать налоговые выплаты.

2. Подготовьте документы. Убедитесь, что у вас есть полный пакет: договор купли-продажи, акт приема-передачи, чеки и выписки из банка. Так вы сможете подтвердить ФНС произведенные расходы на компанию.

3. Четко определите порядок использования автомобиля. Если планируете ездить на корпоративной машине в личных целях, заранее оформите доверенность и утвердите порядок пользования. Но учтите, что в этом случае рассчитывать на учет расходов на содержание и покупку авто в налогооблагаемых расходах компании не стоит.

4. Рассмотрите возможность лизинга. С ним удастся распределить платежи по комфортным срокам, снизить нагрузку на бюджет компании и получить налоговые вычеты.

5. Позаботьтесь о страховании. Обратите внимание, что страховщики рассчитывают стоимость полиса на основе характеристик автомобиля, условий эксплуатации и потенциальных рисков. Тарифы для юридических лиц могут быть выше, поэтому сравните предложения нескольких компаний.

6. Сравните расходы. Подумайте, что выгоднее для вашего бизнеса: оформить автомобиль на ООО с возможностью сократить часть налоговых расходов или купить авто на физлицо и иметь возможность распоряжаться им по своему усмотрению.

Если хотите узнать больше о возможностях лизинга для бизнеса, подписывайтесь на наш блог в Дзене. Там мы публикуем советы для предпринимателей, рекомендации по заработку, обзоры на авто и реальные истории наших клиентов.

Какой способ оформления автомобиля вы выбрали для своего бизнеса и почему? Делитесь в комментариях!

1818
33
11
18 комментариев

А как насчет упрощенки? 🤔

3

Плюсы однозначно впечатляют, но минусы тоже значительные. Стоит подумать

2

Как и с любым вариантом оформления в общем то

Всегда считал, что оформление на ООО - сложная бюрократия. Теперь немного понятнее.

2

Очень полезная информация, особенно по поводу амортизации и налогов - нужно будет обсудить это с бухгалтером.

2

Отличный совет про топливные карты и договоры с АЗС. Нужно взять на заметку!

2

Кстати да, не самая очевидная вещь