Может ли нетворкинг решать задачи бизнеса?

Александр Пак, основатель Russian Business Community – онлайн-сообщества для предпринимателей, объяснил, как общение предпринимателя с себе подобными помогает решать задачи бизнеса и просто не сойти с ума.

Может ли нетворкинг решать задачи бизнеса?

Нетворкингом называют процесс поиска и укрепления деловых и личных связей, знакомства с профессионалами из разных сфер. Возникновение нетворкинга часто отсчитывают от 1960-х годов прошлого столетия, когда появилась теория шести рукопожатий – теория о том, что через цепочку из 6 человек любой из нас знаком с любым другим жителем Земли. Например, с президентом, голливудским актером, научным исследователем.

Для меня нетворкинг – это система по выстраиванию долгосрочных отношений с людьми. Причем выстраивать взаимоотношения нужно не так, как “правильно” или с теми, с кем “необходимо”, а так, как комфортно, с кем интересно и полезно лично тебе.

Чаще всего нетворкинг обсуждают в рамках решения каких-либо бизнес-задач, но на самом деле этот процесс способен охватить практически все сферы жизни, как пример:

Сфера профессиональных интересов. Создать сильное окружение со специалистами, к которым можно будет быстро обратиться в случае необходимости. Найти новую работу или нанять сотрудника для выполнения профессиональных задач. Найти контакты нужного человека через “сеть” знакомых. Узнать об опыте других компаний в решении задач.

Например, участники Russian Business Community получают возможность не только пообщаться с известными спикерами, которых мы приглашаем, но и поделиться опытом друг с другом. Для этого у нас есть закрытые тематические чаты: по спорту, книгам, личностному росту. Как в школах были кружки по интересам. В дальнейшем будут появляться также чаты по сферам бизнеса.

Сфера развития. Вебинары, митапы, конференции и встречи один на один с более опытными коллегами помогают более молодым специалистам искать дальнейшие пути развития, студентам – выбирать интересную для них профессию, да и просто увеличивать свой уровень саморазвития во всевозможных сферах жизни.

На онлайн-встречи мы стараемся приглашать людей с большим, подтвержденным опытом в своей сфере – например, у нас выступали участники списка Forbes: Давид Ян, Дмитрий Волков, Евгений Черняк, Сергей Солонин и другие. До них молодому предпринимателю самостоятельно дотянуться сложно.

Сфера личных интересов. Владельцы бизнеса несут на себе определенный уровень ответственности, которым не могут поделиться со своим обычным окружением – сотрудниками. Поэтому им проще наладить связь с другим предпринимателем, разделить с ним хобби, занятия спортом и при необходимости помочь друг другу найти новые идеи и механики во время застоя в бизнесе.

Чаще всего я вижу, что, вступая в бизнес-сообщества, многие бизнесмены преследуют не меркантильную цель, например, привлечь новых клиентов. А в основе лежит одиночество – одиночество предпринимателя, лидера.

Где может проходить нетворкинг? По сути, везде, но предпочтительнее выбирать места, где есть возможность сконцентрироваться на общении с собеседником, рассказать о себе, предложить взаимовыгодное сотрудничество. На мероприятиях, в коворкингах или в кафе.

Сейчас, в условиях пандемии предпринимательское сообщество открыло для себя онлайн-формат для встреч – это может быть не только вопросом здоровья, но и возможностью сэкономить время.

Интроверты в пролете?

Начать заниматься нетворкингом может любой человек. Процесс налаживания связей – это не только про личные встречи и большие конференции, на которых нужно познакомиться с как можно большим количеством людей. Есть онлайн-созвоны, вебинары, есть встречи один на один и мероприятия с небольшим количеством людей – каждый может подобрать то, что комфортно лично ему или ей.

Боты для нетворкинга – например, Uniter, Random Coffee и другие – помогают организовать встречи с рандомными людьми, которые могут быть полезны пользователю. Встречи назначаются как представителям одной сферы деятельности, так и тем, чьи профессиональные интересы на первый взгляд не сходятся – для расширения кругозора.

Как сделать нетворкинг продуктивным?

Сформулируйте запрос заранее: что вы хотите по итогу получить от этого процесса? Найти сотрудников, партнеров, инвесторов? Определить путь решения проблем в бизнесе? Расширить области знаний или найти единомышленников для общения? Формулировка цели поможет определиться, с какими людьми стоит искать встречи сейчас, где их можно встретить и как сделать общение взаимовыгодным. Нет цели – нет энергии, не будет и результата.

Когда сформирована цель, начинается, в некотором роде, эзотерика: в голове выстраивается цепочка действий, которая помогает находить нужные события и нужных собеседников. Один раз я посетил мероприятие, на которое изначально не собирался, просто оно проходило рядом с местом, где у меня была встреча. Там я познакомился c Артемом Key, которого пригласил стать спикером у нас, в Russian Business Community на митапе. Позже он стал участником нашего сообщества. И таких примеров десятки.

Будьте открытым к общению, проактивным. Полезные знакомства заводят не только на конференциях или запланированных встречах. Человек, который поможет вам решить задачи нетворкинга, может обедать за соседним столиком кафе или участвовать в том же кроссе.

Уделите внимание личному бренду. Соцсети, публикации в СМИ, сарафанное радио – заочно знакомят людей с вашей личностью, навыками и экспертностью в профессиональной области. Позитивный и известный личный бренд упрощает первый контакт с собеседниками.

Соцсети могут заменить визитки и повысить уровень доверия к вам как к собеседнику или потенциальному партнеру. Пользователь видит круг ваших общих друзей, при необходимости может обсудить с ними опыт взаимодействия с вами.

У людей часто бывает плохо представлен личный бренд. Ты знаешь, что это крутой специалист, предприниматель, но заходишь в соцсети – и по ним нельзя понять, что человек делает, чем увлекается, какие у нас с ним могут быть точки соприкосновения. Для помощи ребятам из нашего сообщества мы организовываем мастермайнды, приглашаем эксперта для работы с личным брендом в онлайн-пространстве.

Найдите удобный для себя способ быстро передавать свои данные собеседнику – например, QR-код с контактами, который можно будет оперативно считать и не тратить время на запись номера телефона и email, или с помощью карточки с NFC-чипом, который сможет считать смартфон. Соцсети - например, ВКонтакте, Instagram - позволяют быстро обмениваться аккаунтами, с помощью своих внутренних QR-кодов.

Думайте о пользе для собеседника, а не о продажах. Прямые продажи – это не про нетворкинг. Люди ищут взаимовыгодные отношения, а не возможность стать “холодным” клиентом. Использование накопленной сети контактов в собственных корыстных целях превращает человека в спам-рекламу, от которой все быстро устают.

Знайте меру. Нетворкинг дает очень много возможностей для расширения кругозора. Если пытаться попробовать все, “распыляться”, можно потерять фокус со своей цели.

99
2 комментария

Отличная статья! Плюсом нетворкинга в тех же ботах идёт развитие навыков самопрезентации - очень полезно.

3
Ответить

рандом кофе для интровертов отличная идея!

1
Ответить