Искусственный интеллект, говорите? У трети российских врачей нет подключения к медицинской информационной системе

Фото: агентство «Москва»
Фото: агентство «Москва»

Больше половины опрошенных врачей считают, что реальный уровень цифровизации здравоохранения не соответствует заявлениям властей и СМИ. У каждого шестого специалиста рабочий компьютер не имеет выхода в интернет, у трети — не подключен к медицинской информационной системе.

Только половина врачей (50%) заявили, что им в работе существенно помогает цифровизация, следует из опроса, проведенного Ассоциацией развития медицинских информационных технологий (АРМИТ) совместно с компанией «Медицинские информационные решения» (МИР) на платформе «Справочник врача». Каждый четвертый (25%) считает, что помощь от цифровизации медицины есть, но незначительная, а каждому шестому (18%) нововведения только мешают. Около 7% врачей также заявили, что об информатизации они в основном «только слышат».

Исследование проведено весной 2024 года среди 1660 врачей-специалистов.

Врачи также заявили, что уровень цифровизации, о котором сообщает телевидение и другие СМИ, не соответствует действительности — так полагают 58% опрошенных (из них 37% считают, что скорее не соответствует, а 21% — что совсем не соответствует). С тем, что транслируется реальная ситуация, согласны только 3,8%, скорее согласны — 16%. Большинство опрошенных (67%) заявили, что в СМИ по поводу цифровизации «мы видим и слышим одно, а в реальных медицинских организациях совершенно другое», еще треть (34%) видят по теме «слишком много восторгов и казенного оптимизма».

Почти 90% опрошенных врачей сказали, что используют при работе компьютер постоянно, но у 18% нет выхода в интернет, а треть не использует (или они не установлены) медицинские информационные системы (МИС).

Среди врачей, использующих МИС, только 17% сказали, что система удовлетворяет их рабочие потребности. Каждый четвертый (25%) заявил, что не удовлетворяет, 57% — что подходит лишь частично. На вопрос, как врачи оценивают качество МИС, с которыми они работают, 40% ответили, что негативно, еще 50% — что система неплохая, но есть претензии, и только 9% оценивают качество МИС как хорошее.

Врачей также спросили о реальном переходе на электронные медицинские карты (ЭМК) и использовании электронных рецептов. Только 17% респондентов сказали, что в их медорганизации произошел переход на ЭМК, а 78% по-прежнему пользуются бумажными картами. Только каждый четвертый врач (25%) работает в медучреждении, где перешли на электронные льготные рецепты. Еще 12% сказали, что все еще используются бумажные рецепты «от руки», еще 25% — что рецепты печатаются на принтере, после этого на них ставится подпись и печать. Еще 38% врачей не знают, как обстоят дела с рецептами, поскольку не выписывают их.

Врачей спросили, стала ли их работа легче с 2017 года, когда был принят закон о цифровизации здравоохранения. Только 17% отметили существенное облегчение. Каждый четвертый (24%) ответил, что работать стало легче незначительно, почти столько же (26%) — что работать стало только хуже. Еще у 18% с началом курса на цифровизацию в их работе ничего не изменилось.

По словам основателя мобильного приложения «Справочник врача» Константина Хоманова, исследование выявило необходимость наладить регулярный сбор обратной связи по работе МИС от врачей и затем корректировать имеющиеся недочеты. Он также указал, что врачи отмечают расхождение транслируемого и реального положения дел в плане цифровизации, и это «важный момент в коммуникации». «При этом большинство докторов отмечают помощь цифровизации в рабочей жизни», — пояснил он.

Президент АРМИТ Михаил Эльянов считает: главный сигнал состоит в том, что только очень небольшое количество клиник ушли от бумажного документооборота. «Это ключевой момент в создании ЕГИСЗ, Единого цифрового контура — и этот показатель абсолютно не выполнен», — рассказал он. Он напомнил, что к концу 2024 года все медучреждения должны были уже окончательно перейти с бумаги на «цифру», но цель не достигнута. «И на этом фоне власти говорят про искусственный интеллект и другие вещи, не сделав основную работу. Это также замечают медработники, поэтому получается такое отношение к транслируемому в СМИ».

Эльянов отметил, что даже в Москве при установленной ЕМИАС врачи не заходят иногда в систему, пишут направления на бумаге и делают много лишней работы (например, спрашивают о хронических заболеваниях и принимаемых препаратах, хотя эта информация есть в МИС). «При такой организации работы и отсутствии контроля, в том числе со стороны главного врача, никакого прогресса в цифровизации медицины и не будет», — уверен он.

В России скорость и широта внедрения цифровизации здравоохранения в значительной степени зависит от регионального финансирования и IT-зрелости сопутствующих отраслей, говорит эксперт MedTech Артем Николаев. Если обратить внимание на государственный сектор, то выделяется прежде всего Москва - большинство пилотных проектов и инновационных центров находятся в Столице. Аналогично и с коммерческим сектором - от акселераторов, развивающих стартапы, до лидеров рынка цифровой медицины - почти все находятся в Москве. Неравномерность использования МИС и иных IT-сервисов - одно из главных препятствий для развития современного здравоохранения.

Казалось бы дополнительный, но крайне важный барьер - практическая невозможность ведения исключительно электронного документооборота в большинстве клиник, связанная с необходимостью подписания пациентом добровольного согласия (ИДС) на медвмешательство. Эту проблему предлагает решить Минэкономразвития путем подключения медицинских организаций к эксперименту по подписанию ИДС электронной графической подписью.

Что можно сделать для более оперативного внедрения цифровых технологий в практику врачей? Обучать методологии цифровой трансформации всю управленческую вертикаль конкретных медицинских учреждений, показывать примеры успешных проектов и масштабировать их на всю отрасль, ответил Артем Николаев

По материалам https://medvestnik.ru

22
4 комментария

Тут ещё нужно упомянуть, что система эта работает через раз, сталкивалась неоднократно, потому врачи и пишут на бумаге - просто экономят время!

1
Ответить

Ооо, это точно, я так на рентгене провела в 3 раза больше времени, пока программа отвисла и меня смогли найти в базе, а потом сохранить результаты.

1
Ответить

Да, встречается такое (
Около года назад я участвовал в пилотном проекте в качестве консультанта. И у МИС был далекий от реальности интерфейс... Но что-то доработали, где-то приспособились, обучились и эффект был достигнут - врачи стали меньше времени тратить на заполнение карт и поиск информации

Ответить

во всех госполиклиниках у меня бумажные карты и пишут все тоже на бумажках. только в частных мне заводили электронную карточку

Ответить