Как изменился e-learning: стандарты сбора данных об успеваемости, лонгриды и интерактивы вместо слайдов

Рекомендации по созданию курсов для компаний и университетов.

Как изменился e-learning: стандарты сбора данных об успеваемости, лонгриды и интерактивы вместо слайдов

Материал подготовлен при поддержке компании ЦРММ.

Учебные процессы стремительно меняются во всём мире: оффлайн частично переходит в онлайн, очная система образования превращается в смешанную.

Вместе с новыми стандартами появляются и новые проблемы: например, разработка и адаптация контента под онлайн-формат, его оцифровка и оценка результатов обучения.

Как создать вовлекающий курс и оцифровать его

Необходимы четыре компонента:

Качественный контент. Интерактивность и количество вовлекающих приёмов не спасут ваш курс, если его основной контент оставляет желать лучшего. Поэтому перед оцифровкой материалов убедитесь в следующем:

  1. Ваш контент подходит для целевой аудитории (например, не используйте незнакомую терминологию для ваших учащихся);
  2. Ваш материал легко воспринимается. Аудиторию не стоит перегружать большими объёмами сложной информации, потому что материал будет запоминаться плохо.

Инструмент для оцифровки контента. В этом случае у вас есть два пути:

  1. Отдать все материалы провайдерам. Они могут не только красиво оформить текст и иллюстрации, но и снять подходящие ролики, внедрить интерактивы и даже разработать симуляторы, как это сделала компания ЦРММ.

  2. Собрать курс самостоятельно — с помощью конструктора. Для этого вам предстоит разобраться в решениях, которые есть на рынке. Их в России их несколько: ниже мы расскажем подробнее о трёх наиболее популярных на наш взгляд.

Площадка для обучения. Портал (или СДО), на котором пользователи проходят обучение, имеет принципиальное значение: именно на этой площадке статистические данные по результатам курса считываются и приводятся к общему знаменателю. Считается, что СДО является центральным хабом, вокруг которого строится весь процесс электронного обучения в компании или в учебном заведении.

На самом же деле, качественное обучение нужно выстраивать вокруг конечного пользователя — ученика. Только в таком случае можно рассчитывать на получение высокого результата.

Аналитика полученных результатов. Основная трудность при создании электронных курсов — это неопределённость при оценке образовательного процесса.

Если при личном общении преподаватель может по реакции ученика понять, насколько легко воспринимается материал, то в e-learning определить уровень понимания куда сложнее. При этом, и компаниям, и учебным заведениям важно понимать прогресс сотрудников и студентов — даже на удалёнке.

Какие конструкторы электронных курсов популярны в России

Конструкторы слайдовых курсов. Слайдовые курсы — это обычная презентация, которую мы привыкли создавать в PowerPoint. Так, например, iSpring Suite позволяет верстать курс в виде презентации. Этот формат активно использовался несколько лет назад, сейчас ему на смену приходят более современные варианты — лонгриды и интерактивы.

Конструкторы в формате лонгрида. Лонгриды легко воспринимаются аудиторией и могут верстаться в течение нескольких часов, например, с помощью Course Editor. У пользователей этого инструмента в распоряжении функция автоматической вычитки на русском языке, подбор изображений с фотостоков и гибкие шаблоны.

Конструкторы с интерактивными приёмами. Такие курсы делаются дольше и сложнее всего: чаще всего провайдеры разрабатывают их вручную. При этом, на рынке есть конструктор Articulate Storyline, который позволяет создавать интерактивы самостоятельно. Правда, на изучение его функций придётся потратить 2-5 дней.

Пример создания дистанционного курса в Course Editor 

На что обратить внимание при выборе инструмента:

  1. Скорость реализации. Автоисправление и набор шаблонов для вёрстки элементов по умолчанию экономят время на вычитку и визуальное оформление материала. В среднем, на создание собственного курса на современном конструкторе должно уходить от 30 минут, если у вас есть вся информация под рукой.
  2. Удобный UX. Важно, чтобы платформа предоставляла необходимый набор функций для бесшовного онбординга новых пользователей.
  3. Широкий выбор дизайн-решений. На платформе должны быть либо необходимые инструменты для его реализации, либо возможность создания их по запросу заказчика.
  4. Наличие шаблонов в конструкторе. Наличие типовых блоков для работы с информацией существенно ускоряет вёрстку. Эта функция помогает быстро преобразовать 60 страниц фактуры и чётко прописанное ТЗ в элементы курса.

Какую площадку для обучения выбрать

После создания курса нужно выбрать площадку для обучения пользователей — систему дистанционного обучения (СДО). Всего существует два вида систем дистанционного обучения — коробочные и кастомные решения.

Коробочные решения. Главное отличие таких решений от кастома в том, что компания может ей пользоваться сразу после оплаты. При этом, коробочные решения могут отличаться по набору функций и стоимости.

Например, у Teachbase и Mirapolis есть встроенный конструктор для создания курса, а у PaLMS и ГиперМетод — нет. Наличие в СДО встроенного конструктора, с одной стороны, помогает хранить всю информацию в одном месте и не переживать за её целостность. С другой стороны, это навсегда привязывает создателей курса к одной системе: выгружать данные из такой системы просто нельзя.

Стоимость готовых систем также сильно варьируется: от условно бесплатных (Moodle) до многомиллионных. Первые нужно долго и серьёзно дорабатывать, вторые часто перегружены лишними функциями, поэтому многие обращаются к кастомным решениям.

Кастомные решения. Индивидуальная разработка позволяет создать продукт под свои задачи и дорабатывать его даже спустя 10 лет работы. На российском рынке разработкой таких СДО занимаются Imagespark и PaLMS. Такие компании берут всё на себя — от концепции и дизайна до поддержки пользователей. Это позволяет экономить ресурсы, если вы не хотите держать собственный штат программистов.

Как выбрать подходящую систему хранения и аналитики данных

Системы хранения данных

Есть несколько стандартов, которые позволяют собирать данные о процессе обучения учеников. Сейчас самые популярные из них — SCORM и xAPI (TinCan API). SCORM — это более старый протокол: он фиксирует около 50 показателей, из которых СДО отображают только 10. Чаще всего это вход на страницу курса, финальное количество баллов и факт прохождения курса («сдано» / «не сдано»).

Стандарт xAPI регистрирует гораздо больше информации и записывает разные паттерны поведения пользователей. Big data и подробная аналитика позволяют узнать, насколько внимательно участники смотрят видеоматериалы, какие вопросы они пропускают, кто из них списывает или подбирает ответы.

Пример работы с данными в OpenLRS

Для хранения big data нужны специализированные хранилища учебных данных — LRS (Learning Record Store). С большими объёмами данных, например, работает российская система OpenLRS: она обрабатывает 1500 действий учащихся в курсе за одну секунду. Такая скорость позволяет не только записывать данные, но и использовать их в дальнейшем как аналитику для принятия бизнес-решений.

Для разработчиков курсов также есть функциональные решения, которые позволяют загрузить в систему заархивированный курс, запустить его и, минуя СДО, увидеть, как протоколируются данные в режиме реального времени.

Аналитические решения

При этом LRS хранит данные, но не анализирует обучение. Чтобы отслеживать успехи учеников и выявлять проблемные участки внутри курсов, нужен дополнительный аналитический сервис. Например, российское решение «Курсометр».

С его помощью можно повышать качество учебных материалов и принимать управленческие решения (предоставлять данные для бизнес-аналитики). Данные в «Курсометре» отображаются по разным срезам:

  • в контексте всего курса («насколько легко проходит обучение, какие у него показатели по завершаемости»);
  • в отношении конкретного ученика («в каких разделах Антон Иванов испытывал наибольшие затруднения», «сколько времени ему понадобилось»);
  • в разрезе группы учеников («насколько успешно прошёл обучение отдел маркетинга», «сотрудники проходили тестирование сообща или индивидуально»).
Пример аналитических дашбордов «Курсометр»

На основе этих данных можно понять, насколько пользователю нравится или не нравится обучение, какие вопросы оказались наиболее сложными, а какие, наоборот, слишком лёгкими. «Курсометр» также оповещает администратора о подозрительных действиях во время обучения (подбор ответов на тестирование, списывание, пропуск теоретических материалов и т. д.).

С учётом того, сколько данных записывается на xAPI, система помогает настраивать и выгружать только релевантную информацию — с помощью конструктора отчётов. Аналитическое решение также подсвечивает параметры с негативной динамикой, позволяет ранжировать курсы по степени сложности и сравнивать разные их версии.

Таким образом, в результате прохождения курса ценные знания получают не только его участники, но и создатель. В его руках, в частности, оказывается аналитика, которая помогает увидеть недоработки в курсе, проблемные темы и сложные вопросы.

Компания ЦРММ поможет с решением любого запроса, связанного с e-learning.

  • Вам нужен курс под ключ? Команда возьмёт всю работу на себя и разработает электронный курс любой сложности.
  • Хотите сами разработать онлайн-программу? Воспользуйтесь удобным конструктором Course Editor.
  • Нужна простая СДО без перегруженной функциональности и с возможностью быстрого назначения обучения по ссылке? PaLMS к вашим услугам. Команда ЦРММ также готова разработать для вас уникальную СДО, которая целенаправленно решит все ваши бизнес-задачи.
  • Хотите понимать корреляцию обучения с итоговыми цифрами продаж или успеваемости выпускников? «Курсометр» предоставит необходимую аналитику, а OpenLRS поможет не потерять данные даже через 10 лет работы.

ЦРММ обладает полной технической и методологической независимостью. Продукты компании могут работать как отдельные решения и в формате единой экосистемы. Опыт работы на рынке электронного обучения с 2007 года.

77
9 комментариев

Думаю о том, чтобы запустить свой онлайн-курс. Спасибо за статью! Помогла структурировать мысли. Пока пыталась самостоятельно найти подходящие инструменты для запуска курса, успела 10 раз запутаться, что за что отвечает и что вообще может мне пригодиться, а что нет.

4
Ответить

Большое спасибо! Рады, что было полезно :) 

Ответить

«Например, у Teachbase и Mirapolis есть встроенный конструктор для создания курса, а у и ГиперМетод — нет. Наличие в СДО встроенного конструктора, с одной стороны, помогает хранить всю информацию в одном месте и не переживать за её целостность. С другой стороны, это навсегда привязывает создателей курса к одной системе: выгружать данные из такой системы просто нельзя».

— Здесь неточность. Сами материалы для курса создаются не в конструкторе, а на компьютере. И храниться могут в Teachbase.ru в файлехранилище, откуда их можно скачать. Поэтому точно также вы можете с этим набором материалов пойти на другую платформу и создать там курс. 

Кроме этого, у вас странные доводы про коробку и кастом. У нас есть коробочное решение, у нас есть облачное решение, у нас есть решение на основе приватного облака. Кроме этого у нас есть развитый API, с помощью которого клиенты могут использовать нашу платформу как базу для своих проектов. И есть отдельная команда разработчиков, PM-ов, дизайнеров, которые работают с клиентами, у которых есть индивидуальные запросы по обучению. Например, такие: https://teachbase.ru/learning/cases/kejs-korporativnogo-obucheniya-sberbanka/

Ответить

Ольга, в данной статье имелись ввиду не исходные материалы для курса, а возможность выгрузки из конструктора курс в форматах SCORM, xAPI или в виде HTML5 для его расположения в других решениях.

Статья не направлена на углубленное освещение всех технических решений, представленных на рынке. Благодарим вас за внимание к деталям.

7
Ответить

Прочитал заголовок и ожидал глубокую аналитику. На деле — довольно спорная статья, которая нативно пытается продать OpenLRS и Курсометр и при этом принизить остальных игроков рынка. Много грубых неточностей. Расскажу о трех:

1. Странная формулировка по iSpring Suite про то, что он позволяет верстать курс в виде презентаций. Для презентаций есть PowerPoint.

iSpring Suit позволяет прокачать презентацию до интерактивного курса с тестами, тренажерами, играми и видео. Получается не чуть не хуже, чем курс с интерактивными приёмами в Articulate Storyline. Поэтому градация между этими инструментами спорная. 

Вот несколько интерактивных курсов в iSpring Suite: 

Готовим омлет: https://www.ispring.ru/ispring_content/content/resources/demo/ru/kurs-idealnyj-omlet/index.html

Основы фотографии: https://www.ispring.ru/ispring_content/content/resources/demo/ru/ecourses/darya-seleznyova/index.html

Информационная безопасность: https://www.ispring.ru/ispring_content/content/resources/demo/ru/ecourses/elena-tolstyakova/index.html

2. Решение Teachbase с большой натяжкой можно назвать встроенным конструктором курсов. Да, там можно из видео из презентаций слепить программу обучения. Но это будет не курс, а просто сборник материалов. Тем более вы сами пишите выше, что для создания курсов есть профессиональные инструменты  — iSpring Suite и Articulate Storyline. Есть еще iSpring Page для лонгридов. 

3. Вы много пишите про систему хранения данных LRS, но ничего не сказали про комплексное решение — LMS или систему дистанционного обучения. В отличие о LRS, система не только хранит данные, но и анализирует их. Администратор системы в прямом эфире видит, как учатся его сотрудники, какие материалы проходят, какие ошибки в тестах допускают. 

1
Ответить

Павел, в PowerPoint нет возможности выгрузить презентацию в формате курса (SCORM, xAPI, CMI5) для размещения в СДО. Поэтому решение Microsoft для разработки слайдового курса не подходит.

Конструкторы курсов на рынке представлены не только в виде профессиональных инструментов. Многим читателям для решения своих задач может не понадобится отдельный продукт для разработки курса. В таком случае они могут воспользоваться коробочными СДО, в которых уже встроен конструктор для сбора учебных программ.

Анализировать данные можно и в LMS, и в LRS, и в сторонних решениях. Но достаточно ли представленных данных в LMS и отчетов в LRS для принятия объективных управленческих решений, каждый пользователь решает для себя сам.

Данная статья не несет в себе цели представить подробный аналитический разбор всех технических продуктов, представленных на рынке. Благодарим вас за внимание к деталям!

2
Ответить

Также как и Павел ожидал более глубокую аналитику, так как вы не учли некоторые крупные платформы, которые занимают значимое место на российском рынке. Я говорю о платформе Эквио, которая в функциональности не уступает рекламируемым здесь решениям. 

1
Ответить