Ошибки, которые чуть не утопили мой бизнес. Кейс сети лазерной эпиляции

Что мотивирует сотрудников круче денег, стоит ли вести бизнес с мужем и почему делегирование не всегда полезно? Ответы - в этом тексте.

Зимой 2018 года открылась первая студия Laser Love . Мы сами накрывали праздничный стол, надували шары и орудовали шваброй после мероприятия. Сейчас - у нас 305 студий в России и Казахстане, а главная цель - стать международной сетью. Знаете, что самое интересное в этой истории? Закулисье.

Я не хочу рассказывать только об успехе - это нечестно. Путь от маленькой студии до лидера рынка не может обойтись без ошибок.

Мое правило - извлекать выгоду из каждой оплошности, ведь в маленьком факапе кроется потенциал большого успеха.

Мы говорим партнерам: берите наш опыт и зарабатывайте, не спотыкайтесь о камни, которые мешали когда-то нам. Предлагаю сделать так же читателям этой статьи - посмотрите на мои ошибки, проанализируйте и искорените их в своем бизнесе.

Итак, 5 ошибок, которые чуть не утопили крупнейшую франчайзинговую сеть в бьюти-сегменте. Поехали!

Команда

Предприниматели поймут: сотрудники — головная боль любого бизнеса. Мой просчет заключался в том, что на старте я отдавала много своих полномочий людям, которые с ними не справлялись. И это вопрос не только профессионализма.

Инсайт: если вы платите людям зарплату, то они не должны выполнять любое ваше требование. Они должны выполнять только ту работу, в которой разбираются. Каждый должен заниматься своим делом, а не выполнять все поручения, лишь бы не уволили.

Сейчас для каждого специалиста мы прописываем его роль в общем процессе, обязанности, должностные инструкции. Следующий шаг - карта развития для каждого сотрудника. Этот подход помогает команде чувствовать себя частью большого механизма - такая мотивация работает круче любых премий.

“Доверяй, но проверяй” - это не пустые слова. Вы должны быть в курсе всех процессов, даже если на 100% полагаетесь на людей.

Собственник не должен замыкать на себе кучу обязанностей - это неэффективно. Делегировать, не разобравшись в компетенциях людей - тоже плохая стратегия. Разделяйте, анализируйте, ищите потенциалы.

Ошибки, которые чуть не утопили мой бизнес. Кейс сети лазерной эпиляции

Масштабирование

Почему лидерами Forbes становятся компании эконом-сегмента? Все просто: для быстрого масштабирования достаточно всего лишь задать низкий порог входа в бизнес. Так сделали и мы, и ключевой ошибкой стала неподготовленность к такому масштабу. Мы горели мыслью открыть как можно больше студий, но столкнулись с тем, что количество - это не всегда про качество.

Я искренне верю, что наша управляющая компания отличаемся именно обучением и развитием сети. Мы реально много вкладываем во франчайзинг, потому что бизнес для нас - это образ жизни.

Резюмирую: масштабироваться через низкий порог входа можно только в случае, если вы к этому масштабу готовы. Если у вас есть достаточно ресурсов. Следуйте по стратегии - количество = качество, планируйте работу с последствиями на опережение. Не ждите момента, когда придется подключать экстренные меры. Регламенты и система обучения решает.

Семейный бизнес

Я строю свою компанию вместе с супругом. Конечно, я могу написать, что семейный бизнес - это в принципе ошибка, но мы не ищем легких путей. Я вижу в таком формате только плюсы, а ошибка - это не вкладывать ресурс в разделение ролей.

Не скрою, что бывает по-человечески тяжело. Вы не приходите к одному решению на работе, а от этого страдают и семейные отношения. В офисе я - партнер, дома - жена и мама, и это очень важная часть моей жизни. Выход - умение переключаться, хоть это и сложно.

Как переключиться на работе? Очевидно, что каждый из партнеров имеет свои сильные стороны и сильные компетенции - важно увидеть и принять это, чтобы усилить продукт. В идеале, каждый должен прописать свою зону ответственности. Наверное, в этом подходе и кроется секрет успеха нашего союза.

В ваших интересах работать сообща, и быть союзниками, объединяя навыки и умения. Любой продукт в партнерстве должен улучшаться минимум в два раза.

Маркетинг

Если предприниматель не готов выделять бюджет на продвижение, то у него не будет клиентов. Но тогда не будет и прибыли! Получается замкнутый круг: у вас не появятся новые заказчики, пока вы не выделите деньги на маркетинг.

Совет для тех, у кого пока этих денег нет: тратьте хотя бы 100 рублей в день на кнопку «Продвигать» в Instagram. Вы можете получить пачку клиентов по цене кружки капучино - выбор очевиден. Постепенно, когда пойдут клиенты, вы сможете тратить на маркетинг больше, наращивая обороты. Но ни один бизнес не совершит качественный скачок в развитии без статьи расходов на продвижение.

Делегирование

“Лучше меня никто не сделает” - установка, которая стопорит любое развитие. Действительно, лучше вас никто не поймет бизнес, но это не значит, что вокруг нет профессионалов, которые возьмут на себя часть задач. Скидывайте операционку и рутину - занимайтесь развитием. Пока вы не начнете перекладывать ответственность, люди не начнут ее принимать - а зачем, если вы делаете все сами?

У вас должно хватать времени и ресурсов на то, чтобы быть собственником - это большой энергетический и физический труд. Все рухнет, если у вас не будет сил, чтобы двигать бизнес, и времени, чтобы думать о стратегии, горизонте планирования, коммуникациях.

Мой совет — правильно делегировать. Не забирать работу у своей команды. Задайте себе вопрос: “Если они дураки, то почему я их нанял?”.

В этой статье я выделила 5 ключевых ошибок. Их совершила я, на эти же грабли наступает часть партнеров, об этих же проблемах я слышу из выступлений медийных персон. Посмотрите на свой бизнес через призму этих ошибок - минимум одна из них у вас 100% есть. Искореняйте!

Помните, что один исправленный факап - это +100 к вашему опыту. Главное - заметить ошибку и перевернуть игру.

Уверена, вам есть, что ответить на мой рассказ - готова к обсуждениям в комментариях или в директе в Instagram. Пишите - я открыта к общению.

66
2 комментария

Просто, понятно и полезно. Спасибо за материал! Отдельно выделю для себя момент про "зарплату и соизмеримые требования от руководителя" - это лично мной пережито на начале пути, согласна полностью.

1
Ответить

Очень во время прочитала эту статью, а главное в точку всё перечисленное! Сейчас сама решаю вопрос с персоналом и как пишет автор без внутренних регламентов и протоколов не возможно построить базу. Это как крепкий фундамент. Откладывала написание этих документов до последнего, припёрло в ярко выраженной форме на выходных. Ещё классно получить ответ от эксперта на так давно мучавший меня вопрос про бюджет на маркетинг, а то думала что мне уже кажется про замкнутый круг.  

1
Ответить