Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

Если вы оказываете цифровые услуги в b2b (разработка, реклама, дизайн и т.п.), найдите результаты компаний с вашей специализацией, ценовым сегментом или размером и посмотрите, какая польза может свалиться на вас в наших рейтингах.

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

Методическая справка

  1. Исследование представляет собой опрос удовлетворённости участников рейтингов РР. Опрашивались руководители компаний и ответственные за рейтинги (пиар, маркетинг, продажи).
  2. Оценивалась удовлетворённость по 16 параметрам: лиды, пиар, допуск в тендеры и другие. Список параметров был получен в результате предварительного исследования (50+ компаний).
  3. Мы попытались, но не получили достаточно достоверных данных о количестве и качестве лидов (не удовлетворённость, а общее число и результаты скоринга), чтобы делать выводы про них.
  4. В опросе приняли участие 337 компаний разного размера и ценового сегмента, из всех регионов России, оказывающие услуги из следующих направлений: реклама и трафик, брендинг и дизайн, коммуникации, разработка, комплекс.

Данные о лидах нам предоставили всего 60 компаний. Были и фантастические, и грустные:

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

В любом случае шестидесяти таких табличек недостаточно, чтобы делать хоть какие-то выводы кроме «может быть очень хорошо или очень печально». В следующем исследовании мы постараемся вытащить репрезентативные данные о лидах и выручке, чтобы проследить всю цепочку полезности — от трафика до денег и, возможно, даже роста компании в целом.

Переходим к результатам. Краткое содержание отчёта:

Что важно для участников рейтингов с точки зрения развития (приоритеты)

Начнём с приоритетов. Их полезно знать, чтобы сопоставить с удовлетворённостью (подробнее в Разделе 8).

На диаграммах это выглядит так:

Оценки можно условно разделить на три сегмента.

Очень важно:

  • Целевые лиды — 96.1%
  • PR — 84.5%
  • Усиление позиции в переговорах с заказчиками — 80.4%
  • Мотивация команды — 71.1%
  • Оценка своего места на рынке — 70.8%

Просто важно:

  • Стимулы развиваться (конкуренты и своё место) — 65.5%
  • Понимание структуры рынка — 65.5%
  • Понимание своих сильных и слабых сторон — 53.9%
  • Пропуск в тендеры — 53.6%
  • Наём сотрудников — 53.3%

Не очень важно:

  • Направление для целей/стратегии развития — 43.2%
  • Информация, в какую нишу стоит идти, как развиваться — 40.2%
  • Систематизация данных о проектах и клиентах — 37.5%
  • Любые лиды — 36.9%
  • Порядок в документах (договорах, актах и т.п.) — 35.4%
  • Поиск субподрядчиков — 19.6%

Показательно: большинство считает приоритетными маркетинг и продажи.

А теперь посмотрим на эти же показатели в зависимости от характеристик компаний: размера (штат), возраста и ценового сегмента (стоимости услуг). Эти срезы кажутся нам самыми важными с точки зрения влияния на приоритеты. Мы можем сделать и другие, но остановились на трёх, чтобы не раздувать статью.

— Зависимость приоритетов от размера компании

Для анализа мы взяли пять сегментов (микро, небольшие, средние, большие и очень большие) и выделили по 3 главных приоритета и 3 самых неважных.

Что получилось:

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

Что мы видим:

  1. Целевые лиды, пиар и позиции и позиции в переговорах нужны всем.
  2. С ростом размера компании «любые лиды» уже не нужны, подавайте только целевые.

— Зависимость приоритетов от возраста компании

Здесь мы выделили уже 3 сегмента: 1-5 лет, 6-10 лет и 11+ лет:

Интересно, что молодым очень важны мотивация и оценка места на рынке.  
Интересно, что молодым очень важны мотивация и оценка места на рынке.  

— Зависимость приоритетов от ценового сегмента компании

Ценовой сегмент был рассчитан для каждой специализации отдельно: мы взяли часовые ставки всех участников опроса, посчитали медианы и разбили компании на три сегмента.

И снова целевые лиды побеждают.  
И снова целевые лиды побеждают.  

Переходим к оценке удовлетворённости.

Как участники оценивают полезность Рейтинга Рунета

Снова начнём с диаграмм:

Делим тех, кому мы помогаем, на 3 группы.

Очень помогаем:

  • Оценка своего места на рынке — 84.5%
  • Понимание структуры рынка — 83.8%
  • Стимулы развиваться (конкуренты и своё место) — 81.7%
  • Мотивация команды — 75.3%
  • Усиление позиции в переговорах с заказчиками — 72.6%
  • PR — 71.0%

Просто помогаем:

  • Любые лиды — 50.0%
  • Понимание своих сильных и слабых сторон — 49.4%
  • Корректировка целей/стратегии развития — 45.4%
  • Целевые лиды — 42.1%
  • Сбор и систематизация данных о проектах и клиентах — 41.8%
  • Пропуск в тендеры — 39.0%
  • Наём сотрудников — 37.2%
  • Информация, в какую нишу стоит идти, как развиваться — 35.7%

Так себе:

  • Порядок в документах (договорах, актах и т.п.) — 25.3%
  • Поиск субподрядчиков — 24.1%

Что можно заметить?

  1. Больше всего мы помогаем с пониманием себя и окружающей среды (ожидаемо: рейтинги — «зеркало рынка»).
  2. Дальше — с пиаром и в переговорах («мы классные, потому что такие-то в таком-то рейтинге»). Заказчики могут сколько угодно говорить, что «места в рейтингах для них не показательны», но мы-то знаем. И вы знаете.
  3. В середине идут лиды и помощь с выбором направления развития. И в конце несколько параметров, плохо связанных между собой.
  4. Перед началом исследования было много страшно, что лиды окажутся сильно в конце и что довольных будет сильно меньше половины, потому что по нашей же статистике основной трафик собирает 20-30% рейтинга (сверху и чуть ниже). Но результат — вот он. И это при том, что система аналитики у многих агентств такова, что часть ассоциированных конверсий в ней точно потеряна, и, мы надеемся, влияние РР на лиды чуть больше.

А насколько участники довольны качеством лидов?

  • Превзошло ожидания — 3,1%
  • Нормально — 35,4%
  • Не очень, ниже ожиданий — 34,8%
  • Не могу сказать — 26,7%

Если убрать ответ «Не могу сказать» и посчитать долю только среди тех, кто умеет считать, получится так:

  • Превзошло ожидания — 4,23%
  • Нормально — 48,3%
  • Не очень, ниже ожиданий — 47,47%

Мы считаем, что это победа: половина удовлетворена качеством лидов. Смеёмся в лицо мифу, что хорошие лиды получают только компании из топ-10.

И ещё любопытная статистика — как часто в тендерах встречается требование быть в рейтингах:

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

В целом картинка понятная: рейтинги нельзя назвать перформанс-инструментом, пусть участие в них (время на внос данных и прохождение проверки) и реклама окупаются при правильном подходе (кейс Умного маркетинга, кейс Пиробайта, пост Advertalyze), а при очень правильном и с толикой удачи могут давать фантастические результаты (кейс HotHeads).

Зависимость удовлетворённости от характеристик компаний, принявших участие в опросе

Посмотрим на зависимость удовлетворённости от услуг, размера и т.д. Готовьтесь — будет много табличек.

Чтобы материал не раздулся до неприличного размера, при анализе каждой характеристики мы взяли пять самых важных срезов (из 16) — лиды, качество лидов, помощь в переговорах, PR и мотивацию команды — и показали, какому проценту мы помогаем, а какому не очень.

* Важно: из анализа исключены сегменты, в которых оказалось меньше 10 компаний. Мы посчитали, что данные по ним не показательны (в следующем исследовании проследим, чтобы были представлены все сегменты).

По этой же причине — недопредставленности некоторых сегментов — мы не сделали вам интерфейс, где вы выбираете характеристики своей компании и получаете результаты по всем параметрам.

Зависимость удовлетворённости от специализации на услугах

Начнём с самой очевидной сегментации — по услугам.

Специализацию мы считали по выручке и числу клиентов в каждой категории (эти данные вносятся компаниями для участия в рейтингах).

— Любые лиды (число)

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Целевые лиды

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Позиция в переговорах

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— PR

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Мотивация команды

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

Что можно заметить:

  1. Меньше всего довольны участники самых конкурентных рейтингов — SEO, сайты, контекст и мобильные приложения. Что и понятно: на всех внимания заказчиков не хватает.
  2. Комплексные довольнее остальных. Возможно, получают понемногу из разных рейтингов или требования к лидам не такие строгие, как у узкопрофильных.

Посмотрим следующий срез.

Зависимость удовлетворённости от ценового сегмента

Напомним, что ценовой сегмент был рассчитан для каждой специализации отдельно: мы взяли часовые ставки всех участников опроса, посчитали медианы и разбили компании на три сегмента.

— Любые лиды (число)

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Целевые лиды

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Позиция в переговорах

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— PR

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Мотивация команды

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

Что мы видим:

  1. Приятный сюрприз: компании из верхнего сегмента довольны.
  2. Самые недовольные — компании из нижнего сегмента. Кажется, есть корреляция с местом в рейтингах и, соответственно, трафиком/лидами.

Зависимость удовлетворённости от размера компании

Под размером компании мы понимаем штат.

— Любые лиды (число)

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Целевые лиды

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Позиция в переговорах

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— PR

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Мотивация команды

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

По всем параметрам большие компании больше довольны, что может объясняться и позициями в рейтингах, с которыми приходят трафик, лиды, приглашения в тендеры и т.п., и тем, что в больших компаниях лучше с аналитикой и ожиданиями.

Картинка удовлетворённости в зависимости от годовой выручки (не будем её выкладывать) идентичная, что намекает на высокую корреляцию штата и выручки.

Зависимость удовлетворённости от размера бизнеса клиентов подрядчика

Мы объединили малый и средний бизнесы в одну группу, потому что они в нашей экономической ситуации очень похожи с точки зрения задач и бюджетов и подрядчики сами объединяют их в одну группу СМБ.

— Любые лиды (число)

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Целевые лиды

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Позиция в переговорах

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— PR

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Мотивация команды

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

И вот тут удивительное: самые недовольные, причём не в пределах погрешности, а кратно, — работающие с этим самым СМБ. Ужасно интересно, почему. Если у вас есть предположения, напишите в комментариях.

Зависимость удовлетворённости от продолжительности участия в рейтингах

Это важно, потому что с годами приходит понимание, как вносить данные и проходить проверку, что прямо и сильно влияет на позицию в рейтингах. Молодые и неопытные ошибаются, что-то недовносят и оказываются не там, где должны быть.

— Любые лиды (число)

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Целевые лиды

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Позиция в переговорах

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— PR

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

— Мотивация команды

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

Вывод №1: лиды можно получать даже в первый год участия.

Вывод №2: по прошествии времени, особенно со второго года, растёт и число, и качество лидов.

Корреляция приоритетов и удовлетворённости

Пора сравнить приоритеты (см. раздел 1) и удовлетворённость.

В таблице ниже приведены данные по всем опрошенным компаниям.

Зелёным выделены строки, где полезность выше важности.

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

Итого

Главный вывод: польза от участия в рейтингах — не только и не столько лиды, она намного разнообразнее и сильнее влияет на компанию, чем перформанс-инструменты .

Чтобы понять, что мы вам даём, нужно настроить аналитику и всё измерять. Только так вы сможете понять, насколько отбивается время, которые тратится на внос данных и прохождение проверки.

Вот, например, результаты опроса, который мы провели в августе для свежего обзора рейтингов подрядчиков (выйдет через пару недель):

Не только лишь пиар. Результаты исследования полезности рейтингов РР

И ещё несколько мыслей:

  1. Рейтинги — не канал, откуда лиды прилетают толпой с шампанским на голубом вертолёте. Они просто не могут быть таким каналом, потому что заказчики пользуются в первую очередь другими способами подбора подрядчика, о чём они постоянно говорят нам в интервью (надеемся, вы их читаете). Мы стараемся это изменить и стать как минимум способом №2 после запроса рекомендации или поисковика, но на это нужно время.
  2. Рейтинги нужно использовать: писать о ваших позициях на сайте, в соцсетях, КП, презентациях, представлении компании на мероприятиях и так далее.
  3. С рейтингами нужно работать, а не просто закинуть данные и сидеть ждать. Настраивать отдельную воронку, вносить изменения в процессы, возможно, делать отдельную посадочную под каждый рейтинг. Как, например, это делают Умный маркетинг или Атвинта.

Что дальше

В следующем исследовании, как мы писали в самом начале, мы постараемся получить достоверные и репрезентативные данные о лидах, контрактах и LTV. Они очень нужны, чтобы менять продукт в нужную сторону. Поэтому для нас очень важно, чтобы вы делились этими данными.

И напомним несколько материалов, которые помогут оценить пользу от наших рейтингов:

25 ноября начнутся рекламные аукционы, на которых можно купить рекламные места на нашем сайте на 1 квартал 2025 года.

Подробности тут.

Если вам нравится то, что мы делаем, подписывайтесь на наш Телеграм или ВК.

1313
44
4 комментария

Это самое пугающее исследование из всех, что мы пока делали. Одно дело спросить «Ну что, есть от нас польза?», и совсем другое — получить результаты и показать их.

4
Ответить

Да, а в итоге мы опровергли некоторые мифы, в которые я, например, верил очень долго. В частности, о том, что крупные агентства в среднем получают меньше пользы, чем небольшие

Ответить

Ребята, спасибо! Рейтинг Рунета двигатель нашей индустрии!

2
Ответить

Спасибо, приятно.

1
Ответить