«Рынок SEO сильно дискредитирован»: Роман Шатунов, руководитель агентства HotHeads
Принцип антиконвейера. Тарифы как необходимое зло. Чёрное и белое SEO. Образованные заказчики. 100% качественных лидов из рейтингов.
Начинал в крупном агентстве, где вырос из SEO-оптимизатора в руководителя отдела внешней оптимизации.
В 2013 основал агентство Dream Team, а в 2019 превратил его в HotHeads.
Принцип антиконвейера
— Роман, у вас на главной странице большими буквами написано: SEO АНТИКОНВЕЙЕР. Что это такое?
Мы считаем, что нельзя делать одно и то же для разных заказчиков без привязки к специфике проекта.
Уже на первой встрече мы стараемся выяснить, какие товары или услуги важны, какие есть боли — это могут быть, допустим, негативные отзывы или отсутствие таковых — и пытаемся, как в классической продуктовой схеме, понять позиционирование, уровень конкуренции, преимущества продукта и ожидания аудитории. Это помогает понять, какие активности и каналы подойдут заказчику.
А дальше намечаем спринты минимум на три месяца и фиксируем промежуточные результаты, чтобы понять, как всё идёт, и корректировать стратегию.
И это заказчикам очень нравится, потому что в целом на рынке сейчас происходит совсем другое.
— А что происходит на рынке?
Понимаете, SEO — это чёрный ящик для заказчика, он не понимает, что там происходит.
И часто отсутствие результата закрывается аккаунтингом, красивыми отчётами и обещаниями. В результате заказчик через полгода уходит без результатов и уже не верит сеошникам.
Мы пытаемся победить это. И клиенты, кстати, начали это понимать. Раньше мы даже не лезли в крупные тендеры, где нас могли просто разорвать крупные игроки. Я могу ошибаться, но сейчас заказчики стали больше обращать внимание на средние и небольшие компании, где им смогут уделить больше внимания, подстроиться и встроиться в их процессы.
В больших командах работа часто поставлена на конвейер. Оптимизатор ведёт 30-40-50 проектов и не всегда успевает уследить за результатами. Часто в таких командах многое автоматизировано и порой очень круто, но отрасль и профессия таковы, что результат всё равно зависит от профессионализма и опыта специалиста, постоянного анализа ситуации, понимания, что именно нужно клиенту. Когда ты ведёшь столько проектов, вряд ли сможешь уделять много времени каждому.
— Откуда вы знаете, что в крупных агентствах оптимизатор ведёт 30-40-50 проектов?
Я в отрасли с 2008 года, общаюсь с представителями многих компаний, мы встречаемся с ними на мероприятиях и никто не скрывает эти показатели.
— А у вас сколько проектов на специалиста?
Не больше 10. Так он может не спешить и погрузиться в специфику конкретного проекта, качественно проработать сайт.
— Что лучше с точки зрения заказчика?
Индивидуальный подход — это не хаос и не решение проблем в формате «давайте подумаем вместе, как быть». Мы просто подбираем инструменты для решения конкретной задачи конкретного бизнеса.
В крупных студиях проект часто попадает на конвейер. Получается, что любую боль заказчика — и зубную, и головную — там лечат одинаково. А мы сначала устанавливаем причину боли, а потом подбираем лекарство.
С моей точки зрения, агентство не имеет права начинать активную деятельность до того, как полностью поймёт своего заказчика: его мотивы, боли, ожидания и приоритеты. Мы не подкручиваем гайки, просто потому что «обычно это помогает». Вместо этого собирается консилиум специалистов, и каждый из них на своём уровне начинает решать конкретную проблему клиента.
По глубине погружения в процессы мы находимся где-то посредине между инхаус-специалистами и конвейерами.
— А с точки зрения подрядчика?
У агентств есть понятие «проект не нашего формата». Он может проходить по стоимости, для него могут быть все необходимые специалисты, но он вываливается из существующих бизнес-процессов. И агентству проще передать его, чем перестраивать свою махину под одного клиента.
Когда мы говорим «конвейер», нужно понимать, что речь идёт не о бизнесе агентства, а о подходе к проектам. Компания должна быть масштабируемой. Никто не хочет, чтобы она навсегда осталась камерной лавкой, на которой сидят несколько бедных художников.
— Снова смотрю на ваш сайт. Как такой индивидуальный подход сочетается с тарифами?
В какой-то момент мы все тарифы убрали, но сильно просело количество лидов. Заказчик всё равно хочет понимать, как формируется стоимость и с чего она стартует. Так что пришлось тарифы вернуть.
Когда мы называем стоимость работ после брифинга клиента, в неё включено всё: максимальное ядро, все необходимые услуги, которые часто продают допом, работа всех нужных специалистов с необходимым количеством часов. Это честнее, чем классическая схема продать минимальный тариф, а потом сказать, что этого недостаточно, и продать более дорогой тариф, а потом ещё указать на необходимость еще 3-5 услуг, «без которых никак».
SEO: продуктовое, чëрное и белое
— На рынке появилось такое понятие — «продуктовое SEO». Что это такое?
Это или нишевое SЕО, или какая-то инхаус-история.
Я знаком с командой, которая специализируется на стоматологии. Они настолько глубоко погружены в эту специфику, что работают просто за чеки — деньги только с продажи их услуг. Представляете? В SEO за чеки.
Они настолько интегрированы с клиниками, что врачи могут запросто прийти к ним в офис, чтобы объяснить какие-то медицинские нюансы.
— Я ещё слышал про интенты. Это когда по словоформам и другим параметрам определяется, что и зачем люди ищут, какие у них потребности. Похоже на методику JBTD (прим: Jobs To Be Done). Кажется, раньше это называли коммерческими и информационными запросами — купить или просто спросить. Это разделение ещё осталось?
Разделение осталось, но есть разница в работе с ними. Когда продвижение было простым и им мог заниматься любой школьник, на информационку просто не тратили время, а сразу били в коммерческие запросы, которые дают продажи. Сейчас алгоритмы сложнее, и нужно работать с обоими кластерами, вопрос только в грамотном разделении работ по ним.
Если совсем упростить, коммерческие запросы группируются и размещаются на страницах разделов интернет-магазина, карточек продуктов и услуг и т.д. А информационные — на страницах блога, например. И у них разные правила использования.
— Некоторые эксперты говорят, что слово «трафик» надо запретить, потому что это не бизнес-метрика, а обман, которым пользуются недобросовестные агентства. Они продают трафик, хотя должны продавать качественные лиды. Что думаете об этом?
Нужно понимать источники трафика. Если недобросовестное агентство нагоняет нецелевой трафик, тогда да. А белый поисковый или коммерческий трафик — это основа для работы с конверсией.
Понимаете, есть разные стадии зрелости проектов. Допустим, есть молодой или не слишком прокачанный сайт. Его конверсию нужно генерить из посетителей. Посетители — это трафик.
— Ещё слышал мнение, что SEO и контент-маркетинг если уже не стали синонимами, то сливаются друг с другом.
Я бы все же эти понятия разделил. SEO предполагает создание контента для продвигаемых страниц, а контент-маркетинг — это отдельная большая работа с максимальным охватом ниши и своими метриками.
В SEO у нас может быть 20 страниц продукции, а в рамках контент-маркетинга мы развиваем, допустим, блог компании, делаем публикации на тематических ресурсах, где есть нужная аудитория. Всё это для того, чтобы охватить запросы всей тематики. А дальше уже начинаем думать, как это конвертить.
Контент-маркетингу сложно существовать без SEO, а SEO может существовать без контент-маркетинга. Но лучше им всё-таки вместе, потому что это позволяет привлечь дополнительный качественный трафик.
— Расскажите про чëрное и белое SEO.
Белые методы подразумевают полноценное развитие структуры и контента сайта с исследованием конкурентов. Без накруток и методов, которые могут загнать сайт под санкции. Это всестороннее, честное и долгое развитие.
Первые накрутчики появились в 2012 году, и сегодня многие пользуются этой штукой на клиентских проектах. Яндекс в какой-то момент массово выкосил накрученные сайты, сделав свой фильтр. Но я не слышал, чтобы за накрутки стали наказывать. Многие этим пользуются до сих пор, и во многих темах это работает.
Если вы сейчас наберёте в Яндексе запрос «продвижение сайта», вы увидите много странных компаний, о которых никогда не слышали.
— И как вы относитесь к чëрному SEO?
Я всегда топил и буду топить за полноценное и плановое развитие ресурса, за долгую инвестицию, которая 100% окупится, если всё делать правильно.
Но есть заказчики, которые рассуждают так: пусть нам за 3-4 месяца поднимут сайт, накрутят, мы начнём получать заказы, а если что-то случится и сайт зафильтруют, мы перенесём его на другой домен — и опять всё по-новой.
Если смотреть историю изменения поисковых алгоритмов, то это может произойти внезапно. Возьмут и выкосят всех накрутчиков в одну ночь. При этом в сообществах накрутчиков давно никто не жаловался на фильтры.
— Но ведь это работает.
Да, согласен. Наверное, я идеалист.
Заказчика тоже понять можно — он хочет быстрее получить результат.
Но если у агентства целый пул клиентов на накрутках, то высок риск, что все они однажды попадут под фильтр. И что тогда? Всё?
Заказчики стали образованнее
— Поговорим о выборе подрядчика. Российские заказчики умеют покупать их услуги?
Уровень образованности заказчиков вырос. Чаще всего они понимают, что им нужно, и имеют опыт взаимодействия с подрядчиками.
Ещë 7-10 лет назад прежде чем выйти на заказчика с предложением нужно было объяснить ему, что такое SEO и зачем оно нужно. А сейчас заказчики более-менее в теме.
— При покупке услуги нужно правильно определить проблему, а потом правильно выбрать того, кто её решит. Владеют заказчики таким навыком?
По моему опыту, чётко сформированный запрос — это обычно тендер крупных компаний.
Если мы говорим про небольших клиентов — например, про интернет-магазины средней руки, — то здесь с формированием запроса есть сложности. Тут уровень образованности я бы оценил в 40%. Правда, это решается хорошим брифингом и выводом заказчика на то, что он хочет и что мы можем ему дать.
Чаще всего заказчики смотрят на цену или красоту презентации.
— А на что нужно смотреть?
Если бы я выбирал подрядчика, я бы смотрел на его позиции в рейтингах. И взял бы не топовых ребят, а тех, кто на 10-20 месте. Это часто молодые, амбициозные агентства, которые уже добились хороших результатов.
Дальше я бы полез в кейсы и отзывы. Плюс было бы интересно послушать про методики работы.
— А в кейсах на что нужно смотреть?
Я бы хотел увидеть истории сайтов (пусть и не в моей тематике), которые подняты с нуля или со стартовых позиций. И хотел бы понять, за какой период и какими методами они подняты.
В кейсах всегда очень красивые графики и цифры, но иногда берётся промежуток времени, который удобен подрядчику.
Поэтому мне интересны небольшие сайты, которые достигли хороших результатов. И я бы задал вопрос, за счёт чего они были достигнуты: насколько клиент откликался на рекомендации, какие работы проводились. Важен не только номинальный результат.
— А как узнать, что именно работа агентства принесла результат, а не что-то другое?
Я бы анализировал метрики. Если показатели растут по отношению к предыдущим периодам, то работа специалистов приносит результат.
Важен опыт конкретных людей, а не агентства
— Что такое опыт агентства?
Это совокупный опыт команды.
— Важно, как давно агентство на рынке?
По моему мнению, нет. Экспертиза и опыт команды важнее, чем официальные годы жизни агентства.
— Число проектов является показателем опыта?
Да, определённо. Но бывает так: собираются люди и наполняют своими кейсами портфолио агентства. Получается много проектов, хотя само агентство реализовало не более 20% из них.
Так что это тоже не совсем показательно, так как, по моему мнению, важен именно опыт работы слаженной команды, а не конкретного специалиста.
— Что скажете про опыт работы подрядчика с разным бизнесом?
Это не принципиально важно. Если команда разбирается в SEO и предлагает правильные механики развития проекта, то и без опыта работы с конкретным бизнесом она выстроит правильную стратегию.
Условно, если у команды есть хорошие кейсы в других отраслях, с большой вероятностью, они могут сделать кейс и в вашей отрасли, даже не имея релевантных кейсов в ней.
— А если подрядчик работает или работал с конкурентами?
Эта проблема решается NDA (прим: договор о неразглашении). Подрядчик обычно в таких случаях обязуется немного развести команды, которые работают с конкурентами. Ничего плохого в этом нет.
— Звучит так, как будто на опыт агентства не надо смотреть.
Я бы не смотрел на этот критерий как на определяющий, если команды нет опыта конкретно в вашем направлении бизнеса. но в целом есть хороший опыт выводы проектов и кейсы.
— А как оценивать команду агентства?
Сложно сказать. Допустим, мы открываем раздел «Команда». Там фотографии, фамилии, имена, должности. Возможно, я слишком подозрительный, но на сайте можно написать что угодно.
Большие компании в тендере часто запрашивают чуть ли не сканы трудовых книжек. Но средние заказчики так не поступают, и я на их месте тоже не стал бы так делать.
Тем более, что количество лет в отрасли не всегда показывает уровень и знания. Можно быть по трудовой книжке динозавром, но при этом так себе специалистом, а можно за два года достичь больших высот.
— Нужно ли заказчику на этапе переговоров знакомиться с людьми, которую будут с ним работать?
Обязательно! Познакомиться, поговорить с ними про проект, планы и ожидания.
— Текучка в агентстве имеет значение?
Конечно, интереснее брать сплочëнную и устоявшуюся команду.
Но как это проверить со стороны? Я не видел сервисов, где можно посмотреть текучку.
— Важны ли сертификаты, дипломы?
Я бы смотрел на сертификаты Яндекс.Метрики и Гугл.Аналитикса. А дипломы каких-то курсов — ну, не знаю. Мы с такими дипломантами пару раз общались. Основы они знают, но, чтобы дотянуть их до нормального уровня, нужно много работать.
Опытный специалист скорее возьмёт какие-то более продвинутые курсы, например, Михаила Шакина или других известных в отрасли ребят. А там, насколько я знаю, сертификаты не дают.
Как смотреть на цену
— Как правильно смотреть на стоимость услуг подрядчика?
Я бы выбрал «золотую середину».
Маленькая цена смущает: возникают подозрения, что люди сэкономят на количестве или качестве работ, или это начинающая команда, готовая работать на портфолио.
Мой ответ — средний ценовой сегмент, при условии, что порядок и объём работ сопоставимы.
— Допустим, два одинаковых агентства с похожими командами предлагают сопоставимый результат за одни и те же деньги. От чего в таком случае отталкиваться при выборе?
Посмотрите состав работ. Одни включают в стоимость разработку и продвижение сайтов, а другие бонусом SERM готовы сделать.
Чего хотят заказчики?
— Как думаете, чего на самом деле хотят заказчики? У нас принято думать, что результат для бизнеса.
Для собственника главная задача — сделать инвестиции грамотно, чтобы они принесли деньги. Они хотят, чтобы вложенные деньги стали не статьёй расходов, а инвестицией в будущие доходы. И боятся отдать деньги непрофессионалам, которые, прячась за красивые отчёты, просто потратят их время.
Также бывают следующие ситуации. Мы пишем рекомендации, вносим предложения по развитию сайта, предлагаем работы по проекту, в ответ - тишина. Так бывает когда на проекте сидит менеджер со стороны заказчика, которому дополнительно вверили взаимодействие с нами и он не может уделять ей много времени.
И пока по нашей работе не задаёт вопросов руководство этого сотрудника, с его стороны практически ничего не происходит. Зато, как только вопросы появляются, сразу «давайте всё актуализируйте», «а почему вы ничего не говорили?». Начинается бурная деятельность. Но её причина — пинок сверху.
Если мы сталкиваемся с заказчиком «я вам денег дал, работайте», мы говорим, что не можем двигаться без вводных. И либо мы делаем всё сами, ничего не согласовывая, либо давайте нам регулярную обратную связь. Если не удаётся договориться, прощаемся, потому что репутация дороже денег.
— Один известный на рынке человек рассказывал мне про работу с большими заказчиками следующее: «Мы к ним приходим и заводим речь про продуктовые метрики, эффективность, юнит-экономику. А менеджер в ответ: "Какие метрики? Вот бюджет. Сделайте красиво и отстаньте”».
Мы тоже с этим сталкиваемся. Таких заказчиков много. Даже, наверное, большинство.
И ещё есть бюрократия. Приведу пример. До санкций мы работали с одним брендом одежды. Менеджер сидел во Франции. Мы ему писали правки, хотели сделать большую реструктуризацию магазина, а он говорил: «Это всё круто, но нереально из-за наших согласований. У нас собираются 20 специалистов и начинают читать каждую вашу правку и за каждую голосовать. Это ничем не заканчивается».
В итоге мы забрали работы, которые точно могли делать без согласования. Они не лезли, и нам удалось дать результат. Таких заказчиков тоже много.
Но есть и позитивные примеры. Мы недавно выиграли тендер Мегафон и Yota. Мне понравилось, как там налажена работа. У них на каждом направлении стоит свой менеджер, который реально вовлечён и заинтересован.
— Как для вас выглядит идеальная постановка задачи? С чем заказчик должен к вам прийти, чтобы вы всë правильно оценили и поняли, что ему нужно?
Для меня идеальная схема постановки задачи — SMART. Для этого нужны максимальная конкретность показателей и одинаковое их восприятие всеми сторонами.
При этом задача должна быть измерима не только по конечным результатам, но и по промежуточным спринтам.
Про ответственность агентства и оценку его работы
— За что вы готовы взять ответственность в работе?
Мы отвечаем за прописанный в договоре результат, состав работ и своевременность их выполнения.
Результат всегда ставим ближе к пессимистичному, но в голове держим тот, который реально можем дать. То есть мы его умышленно немного занижаем.
— Заказчик должен оценивать работу только по показателям в договоре?
Я бы ещё обратил внимание сервис и качество коммуникации.
У нас оценка сервиса поставлена на поток. После того, как мы отправляем клиентам отчёт о ежемесячной работе, идёт рассылка с просьбой оценить по пятибалльной шкале работу аккаунт-менеджера, качество внесения рекомендаций на сайт, качество контента и общую удовлетворенность проектом.
— У вас на сайте есть список частых вопросов. Один из них: по каким KPI мы можем проверять эффективность продвижения бизнеса в интернете? Какие метрики используются у вас?
Всё зависит от зрелости проекта. Если сайт запущен позавчера, то достаточно сложно ему обещать бизнесовые метрики. Или придётся подключать быстрые контекстные каналы. В этом случае можно говорить только о посещаемости, а следующим этапом уже будет работа с конверсией и количеством лидов.
Вот пришёл к нас проект из Венгрии — аналог нашего YouDo. Они очень сосредоточены на контент-маркетинге, пишут много статей, которые хорошо ранжируются, но никаких конверсионных действий это не даëт. Здесь метрикой было повышение конверсии.
Или взять тот же «Технониколь». У него и так огромная посещаемость, предлагать ему вывести 100 позиций в топ — так себе метрика, если честно. Здесь должен быть упор на повышение конверсии, увеличении продаж, повышение динамики роста небрендового трафика.
Поэтому я и говорю про антиконвейерный подход. Нельзя всех стричь под одну гребёнку
— Когда нужно менять подрядчика?
Я бы поменял подрядчика, если бы увидел стагнацию — в результатах и в подходе. Условно говоря, мы топчемся на одном месте, но подрядчик ничего не предлагает, чтобы исправить ситуацию, или предлагает то, что очевидно не поможет.
Что такое хорошие отношения с заказчиком
— У вас есть принципы в работе с заказчиками?
Мы на старте часто даём честный прогноз результата. Заказчикам это не всегда нравится.
Если человек приходит с ожиданием сильно увеличить продажи, многие агентства, чтобы заключить сделку, говорят: «Окей. Вот требования, которые ты должен выполнить». И в списке требований может быть, например, «переделать весь сайт». Естественно, клиент на это не идёт. Задача в итоге не решена, но по контракту агентство — молодец, это же заказчик требование не выполнил.
Мне не нравится такой подход. И мы часто проигрываем тендеры и упускаем заказы как раз потому, что даём только те прогнозы, за которые ручаемся.
Следующий принцип — это прозрачность. На каждом этапе должно быть ясно, что происходит, в какой месяц какие работы выполняем и какой результат ожидаем. Есть контрольные точки: раз в три месяца мы сверяемся с заказчиком, что сделано и к чему пришли, и каждый месяц делаем вручную отчёты и проводим презентацию результатов, чтобы всё объяснить и исключить двойные трактовки.
Последний принцип — качественный аккаунтинг, который не транслирует вопросы, а закрывает их.
— Как бы вы характеризовали хорошие отношения с заказчиком?
Это, во-первых, отношения, которые оговорены на берегу: что он ждёт от нас, что мы ждём от него. Плюс постоянная обратная связь.
А во-вторых, это человеческие отношения.
Если вы общаетесь позитивно, с юмором — это хорошие отношения.
— Неформальные отношения — это хорошо?
А что плохого сходить в бар или на мероприятие? Если разделены границы: здесь у нас работа, а здесь околорабочие отношения, не вижу в этом проблемы.
— Что заказчик должен контролировать в работе подрядчика? И где граница между здоровым доверием и потерей контроля?
Контролировать нужно результат, а в работе — доверять. Как в медицине: выбрал клинику, доверился врачу, получил услугу. И если потом ничего не болит и нормально функционирует, значит, врач сделал работу хорошо.
Чтобы контролировать процесс, в нём надо разбираться.
— Расскажите про главные проблемы в отношениях с заказчиками.
Есть ребята, которые молчат и не реагируют на наши рекомендации. С ними мы не можем показать результат даже теоретически, а потом обычно начинается негатив.
Или обратное: когда заказчик заваливает вопросами и лезет в микрозадачи. Стоит понимать, что здесь речь именно о заказчиках, которые не разбираются в нашей предметной области
У нас были прецеденты увольнения клиентов. Таких практик не много, но они были и связаны они в основном с откровенно хамским или неадекватным поведением в сторону наших специалистов. Мы довоели с ними отчётный период до конца и завершили отношения.
— А что вас радует?
Радует благодарность и любая позитивная обратная связь, когда заказчик доволен и не скрывает своих эмоций.
У нас был заказчик, которому мы дали очень классный результат. Получив наш отчёт, он заказал нам в офис пиццу. Это было здорово!
— А за что заказчик должен хвалить подрядчика? Вроде отношения деловые: договор, деньги.
За хороший результат, за выполнение договора. Это на рынке не так уж и часто происходит :)
100% качественных лидов из рейтингов. Как?!
— В каких рейтингах вы участвуете?
Мы на хороших позициях в SEOnews (прим: рейтинг известности компаний) и у вас.
В прошлом году в «Рейтинге Рунета» мы были за первой сотней, сейчас на 34 месте. Это не топ-10, но охват и переходы всё равно сильно выросли.
— Я смотрю в вашу табличку с лидами (прим: сейчас идёт исследование полезности рейтингов) и вижу 0 некачественных. Так не бывает.
Некачественный — значит не прошëл скоринг и нецелевой. Получается, из «Рейтинга Рунета» у нас все лиды качественные. Все хотят наши услуги и за нормальные деньги.
Лиды были и с баннера генерального спонсора, и со строчки, и органические с позиций в рейтинге.
— Если были органические лиды, зачем вам наша реклама?
Получили предложение поучаствовать в аукционах и решили попробовать :)
В 2021 году мы купили баннер генерального спонсора, и с него сразу пошли хорошие лиды. Сейчас мы в неделю получаем 2-3 заявки.
Нам нравится выкупать размещение с кем-то пополам (прим: когда два агентства выкупают размещение за 50% стоимости). В последний раз так именно и было.
— Можете сравнить нас с другими каналами по окупаемости, числу лидов и их качеству?
Сначала скажу, что мы пробуем всё: и сторонний телемаркетинг (очень плохой канал), и контекстную рекламу.
Лучший канал — сарафанка. Потом партнёрка. А дальше «Рейтинг Рунета».
Что рейтинги показывают заказчику
— Как думаете, что рейтинг показывает заказчику?
Место компании на рынке и насколько можно ей доверять.
— Зачем заказчику знать место подрядчика на рынке?
Это знак качества. Если компания в топ-10, значит, у неё есть хорошие кейсы и наработки, и велика вероятность, что она выполнит заказ качественно.
Хотя вот вспоминаю разговор с клиентом. Он сказал, что первые 10 строчек пропускает, поскольку там все дорогие. Получается, кто первое место занял — молодец, а те, кто рядышком, тоже молодцы, но у них можно купить услуги подешевле.
Про кайф в работе, успех и книги
— Давайте напоследок о личном. Зачем вы всем этим занимаетесь?
Знаете, как говорят: «Я счастливый человек, потому что не работал ни дня». Моё хобби совпадает с работой. Мне просто нравятся технологии, и весь этот движ.
Я получаю кайф от командной работы. Здорово, когда видишь, что люди начинают заражаться твоими идеями и принципами, что у них горят глаза и они каждый день делают вещи, которые позволяют им расти, развиваться.
— Что такое успех для вашего агентства и для вас лично?
Для меня это уже давно не деньги. Мне интереснее цели и их перевыполнение, когда хотел дойти до одной планки, а получилось её перепрыгнуть; когда заслужил авторитет эксперта или похвалу бывшего учителя; когда твою работу высоко ценят заказчики.
А для агентства это планомерный, качественный рост. И профессиональный, и финансовый, и развитие сотрудников внутри компании. У нас некоторые ребята из оптимизаторов вырастают в руководителей, и вот это, наверное, главный успех и для меня, и для агентства.
— Можете вспомнить самый счастливый и самый печальный моменты в агентстве?
Мы два месяца назад выиграли тендер «Мегафона», очень крупный. Когда мы пришли на первую встречу, увидели 25 конкурентов. Я сказал тогда техническому директору, что шансов ноль. Но мы не сдались, проделали большую работу, и вот в один день пришло письмо: «Поздравляем, вы выиграли». В этот момент мы сильнее поверили в себя, как будто открыли портал в новый уровень игры.
А самый печальный момент — когда в 2022 году начались санкции, а у нас было много европейских компаний в клиентах и на стадии подписания, и мы их в одночасье потеряли.
— Что вы читаете для работы и для души?
Чаще всего статьи в профессиональных изданиях и профессиональные же телеграм-каналы.
Из последнего мне очень зашла «Теория каст и ролей» Алекса Кролла. Это инструкция к жизни и план по переходу на более высокий уровень. У меня даже план на столе лежит в виде блок-схемы.
Следующее в очереди — «Наркономика. Преступный синдикат как успешная бизнес-модель». Говорят, из неё можно многое взять в легальный бизнес.
Это четырнадцатое интервью с агентствами. Остальные тут.
Чтобы не пропускать наши статьи, подпишитесь на этот блог, наш Телеграм-канал или сообщество ВКонтакте.
Сегодня, 4 декабря, в 14:00 начинаются наши рекламные аукционы на 1-й квартал 2024 года:
Подробнее о рекламных форматах, процессе и правилах проведения аукционов, порядке оплаты и скидках
На прошлой неделе мы написали важный пост про нашу рекламу:
Как понять, нужна ли вам реклама на «Рейтинге Рунета». Прочитайте, пожалуйста, если захотите участвовать в аукционах.
Спасибо за статью! Было интересно прочитать мнение коллег о том, как работает реклама в уважаемом всеми рейтинге.
Позволю выразить своё личное субъективное мнение специалиста в сфере продаж, касающееся некоторых терминов.
Лично для меня категория "качественный, но нецелевой" Лид звучит, как парадокс. Потому что в первую очередь определяется Целевой Лид или нет. И только Целевые Лиды можно квалифицировать и решить для себя Качественный он или нет. Я постоянно встречаю примеры того, как менеджеры "хоронят" Клиента в категорию "Нецелевой" или называют "Некачественным", только потому что лично им тяжело общаться с Клиентом, либо Клиент предъявляет завышенные требования. Еще бывает, что Клиент находится на стадии принятия решения, с которой менеджер не готов или не умеет работать.
Добрый день, здесь следует пояснить. Например, у нас есть сильные компетенции в области продвижения сайтов, однако, что касается разработки, она у нас есть, но мы не беремся за сложные и долгие проекты, с теми технологиями, по которым у нас нет экспертизы. При этом, лид хороший, Заказчик заинтересован. В этом случае, нам ничего не мешает передать лид партнерам. Вот именно это и имелось ввиду под "качественный, но не целевой".
Поскольку чёткой классификации нет, мы еë сделали такой, поговорив с десятками агентств и узнав, как они квалифицируют лиды.
Качественный лид — это лид, проходящий по части параметров, позволяющих не считать его спамом. Дальше включаются критерии подходящести.
20 лет прошло, а в SEO ничего не поменялось. Всё так же заказчики хотят перевалить ответственность на агентство, ничего не делать, дать денег и получить результат, а агентства, вместо того, чтобы просто осметить список работ — хотят какой-то результат выдать, хотя это не в их власти.
А что должно было измениться? И как?
10 проектов на человека - это таки поток. А если речь про офисную пехоту - то таки сайгонская потогонка. Можно, конечно, предположить, что у вас на спеца - не одна компьютерная пишущая машинка, а свой сервак неслабый, а то и не один. Но что-т я сомневаюсь.
А что же тогда не поток? 1-2 проекта? Кажется нереалистичным для экономики агентства.
Хорошая статья. Интересное интервью с Романом Шатуновым, где он деликатно раскрывает принципы своего агентства HotHeads, подчеркивая важность индивидуального подхода к каждому клиенту в SEO-оптимизации.
Хороший комментарий, в котором деликатно раскрывается содержание хорошей статьи, в которой Роман Шатунов деликатно раскрывает принципы.
Спасибо!
Комментарий удален модератором