Что нужно знать о товарных знаках, чтобы продавать товары на маркетплейсах и не попасть в суд, на компенсации и штрафы

Давайте сегодня разберём, что крупнейшие маркетплейсы пишут у себя в договорах о товарных знаках, а заодно посмотрим, что происходит у них в судах.

Небольшая неточность: товарный знак все-таки товарный, а не торговый. Но само требование сформулировано достаточно прямо.
3737

Спасибо за интересную статью Алексей!
А если мы продаём фильтры и мешки для пылесосов известных брендов Philips, Electrolux и др., но НЕ оригинальные. Можем ли мы указывать в карточке товара на изображениях и в текстовом описании, что фильтры подходят для таких то брендов и таких то моделей пылесосов? Или это будет нарушением?

1
Ответить

Пожалуйста, рад, что статья вам пригодилась :)

Про фильтры и мешки — если на самих неоригинальных фильтрах и мешках не стоит маркировка Philips, то продажа такого мешка не будет нарушением прав на товарный знак. Если вы на сайте указываете в описании мешка «Подходит для пылесосов X, Y, Z…», то на мой взгляд это не нарушение, т.к. вы по сути указываете таким образом только технические характеристики изделия, а не индивидуализируете его как товар названием фирмы, изготавливающей сами пылесосы, следовательно, не используете чужой товарный знак. 

Подводный камень №1: указание названия фирмы на сайте должно быть именно в характеристиках. Ни в коем случае не в названии, не в тайтле веб-страницы, не в ключевых словах в контекстной рекламе, не в обычной рекламе. Только в качестве характеристики, так, чтобы даже двусмысленно нельзя было трактовать указание названия фирмы как бренд самого мешка. Иначе могут все-таки найти нарушение, т.к. даже предложение к продаже товара под чужим товарным знаком или использование чужого товарного знака в рекламе — уже нарушение.

Подводный камень №2: не используйте логотипы компаний у себя на сайте, используйте только названия. Помимо того, что логотип зарегистрирован как товарный знак, на него еще как и на любую другую картинку действуют авторские права. Это значит, что графические логотипы по умолчанию нельзя копировать, не только для индивидуализации товаров, а в принципе. Поэтому только названия, без картинок.

Подводный камень №3: отсутствие нарушение товарного знака не исключает возможного нарушения других прав. Например, может оказаться, что сам мешок запатентован в качестве полезной модели. Или его дизайн запатентован как промышленный образец. В таком случае, даже при отсутствии нарушения права на товарный знак могут предъявить претензии в нарушении других прав. Если планируете заниматься этим делом ближайшие год-два, то лучше на всякий случай проверить все это дело по базам патентов и промобразцов. Тем более, что компании крупные, патентов у них сотни, кто знает — может быть на эти штуки у них тоже есть патенты.

И еще момент, который стоит учитывать — то, что мы с вами не считаем это нарушением, не значит, что производители тоже так считают. Тут штука такая: если производителям не понравится ваше участие на рынке, они могут присылать вам досудебные претензии, писать жалобы в госорганы и так далее — даже если на самом деле правы вы, а не они.

Правота поможет в конечном счете выиграть дело, но она не избавит от спора как такового. Поэтому если вы работаете в такой сфере, где возможно пересечение интересов с крупными компаниями, нужно морально быть готовым к тому, что однажды от них может прийти претензия. Я часто сталкиваюсь с такой историей, когда юротделы крупных брендов присылают претензии даже в таких случаях, где они очевидно неправы. Ничего чрезмерно страшного в таких делах нет, просто стоит понимать, что рано или поздно с этим можно столкнуться, даже если с точки зрения закона делаешь все правильно.

1
Ответить