Как написать идеальный сценарий для Reels: по просьбам трудящихся

Не так давно взял я на подряд видеооператора для выездного интервью у председателя районного суда. Дорога до точки съемок заняла около часа, и все это время оператор развлекал меня своими рилсами, которых наделал он примерно миллион.

Там было все: чудесные перевоплощения, гэги, скетчи, красивые девахи, дорогие тачки, фешенебельные интерьеры, даже какой-то кот, о котором рилсмейкер рассказывал отдельный спин-офф. Повторюсь, там было все. Кроме главного.

Смысла.

Древнее правило копирайтеров гласит, что спецэффекты нужны только тогда, когда вам нечего сказать. Это фундаментальное правило. Оно верно в любой момент времени и в любом формате коммуникации. В том числе, и в рилсах.

Видеоконтент — это очень адаптивный маркетинговый формат, которым может воспользоваться любой бизнес.

В чем главная проблема?

В контенте: его краткости, понятности и эффективности.

Именно хороший сценарий в рилс имеет решающее значение.

В этой статье я поделюсь советами, которые вам понадобятся, чтобы превратить маркетинговую стратегию в сценарий видеоролика продолжительностью в 1 минуту, способного заинтересовать людей вашим брендом.

Основы написания сценария для 1-минутного видео

Общее правило написания сценария — около двух слов в секунду, поэтому для минутного видео вам нужно уложиться в 120 слов.

При таких параметрах сценарий вашего видео должен быть максимально лаконичным.

Но это также должно быть интересно.

Если вам кажется, что это слишком сложно, не волнуйтесь.

У меня есть все необходимые советы, чтобы это осуществить.

Цель написания сценария видео

Помимо того, что сценарий помогает сохранить запланированную продолжительность видео, у него есть еще несколько преимуществ и целей:

  • Если вы хотите, чтобы пред- и постпродакшн-процессы прошли гладко, хороший сценарий имеет первостепенное значение. Он задает тон всему, от съемок до финального монтажа.
  • Хорошо написанный сценарий экономит время. Это означает меньшую вероятность повторных съемок или длительных правок, поскольку обеспечивает четкое видение с самого начала.
  • Такая ясность также означает, что ваши видеопроекты лучше подготовлены к эффективной доставке ключевых маркетинговых сообщений.
  • Написание сценария видео дает возможность отточить стиль и тон финального видео. Независимо от того, пытаетесь ли вы обучать, развлекать или и то, и другое, сценарий — лучший способ, чтобы закрепить эти аспекты.

Что нужно для написания сценария для видео

Основная подготовка перед написанием оригинального сценария для маркетингового видеоролика проста.

Все дело в ЦАИ:

  • Цель
  • Аудитория
  • Исход

В этом разделе я рассмотрю каждый из этих шагов, а также рассмотрю персонажа — еще одну определяющую черту хорошего сценария видео.

Определите цель вашего видео

Независимо от того, пишете ли вы сценарий фильма или что-то для TikTok, лучше всего начать с определения цели контента.

Чтобы вы лучше поняли, как это выглядит, вот несколько примеров:

  • Целью обучающих или пояснительных видеороликов будет демонстрация чего-либо аудитории, например, новых функций.
  • Обучающее видео посвящено образованию, поэтому его цель — информировать и обучать.
  • Цель видеоролика о запуске продукта обычно состоит в том, чтобы вызвать ажиотаж вокруг него.

Цель видео может быть разной, и от нее зависит стиль видео, которое вы создаете.

Цель может быть простой, например, заставить свою аудиторию смеяться и, как следствие, повысить вовлеченность.

Не пытайтесь слишком усложнить свое видео, преследуя сразу несколько целей.

Для минутного видео это особенно важно, ведь у вас нет времени на раскачку.

Определение цели даст понимание отбора информации, которую необходимо донести, чтобы вашей аудитории не пришлось прилагать больших усилий, чтобы понять все, что вы пытаетесь им сказать.

Выберите свою целевую аудиторию

Определяя основную цель вашего видео, не забудьте включить в уравнение вашу целевую аудиторию.

Это особенно важно для короткометражного контента, поскольку большая часть зрителей будет смотреть его пассивно.

Пользователи будут прокручивать ваши видео в ленте, а не выбирать их.

Как сделать так, чтобы они остановились и посмотрели ваше видео?

Ответ сводится к тщательному изучению вашего целевого рынка.

Понимание демографических характеристик и интересов поможет вам найти наилучшие способы привлечь внимание вашей аудитории.

Этот анализ также определит тон вашего видео и сформулирует его цель, чтобы рилс был актуальным для целевой аудитории.

Таким образом, цель и аудитория — это не отдельные этапы в написании хорошего сценария, а области, которые необходимо рассматривать в тандеме.

Разработайте главного героя

Даже когда вы пишете сценарии для коротких, минутных видеороликов, стоит понимать, кто является главным героем и что он говорит, если вообще говорит.

Это может быть генеральный директор вашей компании, влиятельный человек или закадровый голос диктора.

Знание своей цели и аудитории поможет выбрать наилучший путь.

Например, пояснительный видеоролик работает лучше всего, если за ним стоит авторитетный голос, вызывающий доверие аудитории.

Почувствовав характер голоса, которые будут одухотворять видео, вы сможете учесть его особенности и, как следствие, получить гораздо более естественное видео в целом.

Каков предполагаемый результат вашего видео?

Лучший способ понять «результат» применительно к маркетинговым видеороликам — это уравнение: цель + аудитория = результат.

Другими словами, это то, что вы хотите, чтобы зрители вынесли из вашего видео или что они сделают дальше.

Вот пример вымышленной производственной компании:

Цель: Продать уникальные возможности утюга для одежды – в данном случае технологию быстрого охлаждения.

Аудитория: Матери маленьких детей.

Результат: зрители покупают утюг, зная, что они могут обеспечить безопасность своих детей.

Исследование аудитории выявило уникальные потребности целевого рынка, которые затем были сведены к одной точке коммуникации.

Это привело к достижению желаемого результата.

Этот пример хорошо показывает, как можно структурировать несколько видеороликов с одной и той же целью, программируя аудиторию и ожидаемый результат.

Советы по созданию эффективного видео

То, что тормозит создание многих сценарии видео, — это попытки сделать слишком много и слишком быстро.

Даже предварительное создание быстрого структурного плана поможет организовать ключевые моменты и сделает написание оригинального сценария видео менее сложным.

Отличный план может стать вашим собственным бесплатным шаблоном сценария видео, к которому можно будет обратиться на любом этапе процесса написания.

Некоторые варианты шаблона сценария видео

В зависимости от вашего подхода к делу существует несколько простых способов структурировать план:

  • Если вы преобразуете в сценарий пост блога, начните с заголовков и подзаголовков из поста в качестве структурного плана. Если вы пишете с нуля, подумайте о введении, проблеме и решении.
  • Другой метод — ВВА: Внимание. Возбуждение (также известно как болевая точка). Активность (покажите, КАК решить проблему). Вы также можете рассматривать это как секретный соус или УТП вашего бренда. Действие (CTA). Включение правильного призыва к действию в конце имеет решающее значение, поскольку он направляет зрителей к активному взаимодействию с вашим бизнесом и даже к покупке. Он должен соответствовать вашему изначальному предполагаемому результату.

Какой бы метод вы ни использовали, план должен давать обзор основного повествования и тезисов сценария.

Он получится немного шероховатым, но не беспокойтесь пока о том, чтобы сделать его идеальным.

Напишите раздел за разделом

Еще один способ заложить прочную основу для сценария вашего видеоконтента — создать план по разделам.

Используйте шаблон из двух колонок, в котором сценарий разбит по сценам, в левой колонке — предполагаемые визуальные эффекты, а в правой — черновой вариант сопутствующих сообщений.

Создайте мощное начало, середину и конец

Если у вас все еще возникают трудности с планом, попробуйте сосредоточиться на том, какими должны быть начальные, средние и заключительные изображения или точки.

Это, по крайней мере, даст вам свободную структуру, с которой можно начать работать.

Однако самым важным аспектом является открывалка.

Первые 6 секунд видео определяют, будут ли люди его смотреть.

Если говорить языком сценария, это ваши первые 10–15 слов.

На этапе составления плана вам пока не нужно иметь идеальный зацеп.

Для начала будет достаточно приблизительного представления о том, как вы собираетесь привлекать аудиторию.

От плана к сценарию: дополнительные советы по написанию

Переходите к сути

Не ждите слишком долго, чтобы приступить к действию.

У вас всего 1 минута, поэтому причина, по которой зрители продолжат смотреть ваше видео, должна быть очевидна в течение первых 8 секунд или 16 слов.

Если у вас возникли трудности, рассмотрите возможность использования генератора сценариев на основе ИИ.

Пишите все подряд, редактируйте позже

Худший способ подавить свою креативность — это ограничить себя во время написания текста.

Запишите все, что, по вашему мнению, имеет отношение к теме вашего видео, используйте поток сознания, интеллект-карты или что-нибудь еще, что поможет раскрыть весь контент.

Редактирование происходит позже, поэтому постарайтесь не думать об этом слишком много во время написания.

Думайте визуально

В конечном итоге сценарий необходимо перенести в визуальный формат, поэтому помните об этом при написании.

Также необходимо учитывать, что визуально возможно с точки зрения вашего бюджета.

Пишите в разговорной форме

Диалоги и начитку пишите в разговорной форме.

Невероятные видеоролики не всегда отличаются яркими визуальными эффектами и броской графикой.

Иногда достаточно просто говорить со своей аудиторией естественно и увлекательно.

Пишите для аудитории и платформы

Видеоролики на Рутуб имеют другой тон и подачу, чем видеоролики в ВК, поэтому адаптируйте свой сценарий к предполагаемой платформе.

То же самое относится и к написанию текстов для вашей аудитории.

Помните, кто и где будет смотреть конечный продукт.

Держите бренд впереди и в центре внимания

Видеомаркетинг в первую очередь направлен на продвижение бренда, поэтому обязательно включите в сценарий моменты, где и как будет представлен бренд.

Это может быть сделано с помощью цветовых схем, или фирменных вступлений и заставок.

Приступайте к редактированию

Среднестатистический зритель может посмотреть минутное видео и решить, что для создания чего-то столь короткого не потребуется много усилий, но контент-маркетологи вряд ли с этим согласятся.

От планирования до самого сценария видео, я обычно обмениваюсь несколькими документами со своими заказчиками.

Что является самой важной частью на этом этапе?

Редактирование сценария.

Писать — значит переписывать

Отличный способ подойти к редактированию — вообще не редактировать первый черновик, а вместо этого создать второй черновик, глядя на первый.

Это часто помогает обрести свежий взгляд и не увязнуть слишком глубоко в уже написанном тексте.

Затем этот второй черновик можно разобрать и отредактировать, не беспокоясь о потере исходной задачи.

Вырежьте лишнее

В сценарии минутного видеоролика нет места лишним словам.

Обязательно удалите все повторяющиеся предложения или лишний контент и переходите сразу к сути.

Слушайте

Прослушивание вашего видеосценария вслух может помочь устранить проблемы с ясностью монтажа, а также выявить моменты, которые необходимо переписать, чтобы они звучали более естественно

Не пропускайте финальную проверку

Опечатки и орфографические ошибки могут быть очень коварными.

Не пропускайте финальную вычитку и воспользуйтесь плагинами/приложениями для проверки орфографии и грамматики.

Никогда не знаешь, что можно заметить, если присмотреться повнимательнее.

Планируйте повторное использование вашего контента

Подумайте о моментах из сценария, которые будут хорошо смотреться в качестве клипов на платформах за пределами основного места загрузки.

Немного доработав, можно сделать видеоролики более живыми и интересными на самых разных платформах.

Теперь вы готовы превратить свой сценарий в видео!

2 комментария

Как написать идеальный сценарий для Reels - много текста, вам бы снять обучающий ролик на ютубе наверно было бы легче воспринять информацию.

1

Спасибо. Дельный совет. Как-нибудь выложу наши продающие рилсы сюда