HR-бренд и HR-маркетинг - жалкая профанация вместо реальной пользы

Учитывая, как мне до смерти надоело жужжание корпоратов про HR-маркетинг, HR-бренд и всякую хренотень вокруг них (истерика пока не сравнима с аджайлом-бигдатой-блокчейнами, но стремится к ним), то самое время высказаться и разобраться в сути явления. И заодно сразу же наброшу про информационную безопасность в компаниях, потому что вся эта суета - вещи одного порядка и одной природы.

Заблуждение первое

HR-маркетинг - это не рюшечки и тимбилдинги и прочее. Это не влажные мечты отдела кадров о том, что они наконец сделают ЧТО-ТО ВЕЛИКОЕ, благодаря чему их шеф наконец оценит и перестанет вытирать об отдел ноги. Это не выигранная премия "HR-бренд", которая вообще никакого отношения к реальности не имеет! И это не идиотские замеры уровня счастья сотрудников, после которых все равно не меняется примерно ничего!

Это никак не помешает компании быть позорным дерьмом в лице дефицитных кадров, которые даже в кризис не так просто получить.

Заблуждение второе

Информационная безопасность - это не сношающие мозг по любой фигне безопасники. Это не чтение переписки сотрудников, камеры, мини-сота в офисе и не прослушка звонков. Это не прорва регламентов, которые запрещают примерно всё. Это не регулярная ругань, когда безопасники тендерную документацию превращают в молитву для вызова сатаны.

Всё это никак не мешает регулярно сливать клиентские базы за три рубля и обносить клиентские ячейки.

HR-бренд и HR-маркетинг - жалкая профанация вместо реальной пользы

С чего должно всё начинаться

HR-маркетинг и HR-бренд, равно как информационная безопасность, начинается с внятного менеджмента, систем мотивации, реалистичных карьерных лифтов и здоровой корпоративной культуры. Чтобы в конторе как минимум было не зашкварно работать. Чтобы рабочий день не был похож на пребывание в концлагере или психушке. Чтобы здравый смысл и компетентность были главной темой на всех уровнях, а не изредка и кое-где. И чтобы не хотелось контору вынести и продать по частям, а ДОБРОВОЛЬНО работать на общий профит, четко понимания ЗАЧЕМ И ЧТО каждый делает.

А это посложнее чем софт понавешать, запреты в инструкциях написать, прослушку устроить, а потом тренинги с коучами проводить, фасилитаторов приглашать и бег в мешках с бухлом в загородном отеле устроить.

HR-маркетинг по-русски

Возьмем два простых, понятных и одновременно классических примера типичного HR-маркетинга в его реальном российском исполнении. Где достаточно было включить сразу хоть немного здравого смысла - но естественно, здравый смысл противоречил замыслам руководства компаний.

ПРИМЕР 1.

"Роза Хутор" - ведущий горнолыжный курорт страны. Потенциально в нем работать могло бы быть престижно. Но вот история: их офис находится в поселке Новинки в Истринском районе Подмосковья. От ближайшей ж/д станции пешком не дойдешь. Регулярность автобусов от м. Тушинская можно посмотреть здесь. Кого в итоге-то хотят нанять в компанию - жителей Красногорска? Истры? Нахабино? Живущих сторого в Тушино работников, которые никогда не опоздают на не самый частый автобус? Да все проще. Кто-то из топов задолбался пилить в столицу по стоящему Новорижскому шоссе. И решил - а хрен ли, пусть холопы сами ко мне едут. И офис у себя в деревне подешевле сниму - профит! И смогу до работы пешком ходить минут за пять. Ну ок, маршрутку лохам организую с барского плеча.

И топу решительно положить, что таким образом он сужает первичную воронку набора персонала, и даже количественно он сможет посмотреть меньше людей. Не то что качественно. Потом этот же управленец будет удивляться, почему набрали опять не тех, и почему те, кто нужны, выставляют заградительный прайс или просто шлют сразу кадровиков на хрен. И почему "работать не с кем, одни кретины кругом". Так ты сам, товарищ, первый кретин в списке - потому что самостоятельно обрезал сам себе выбор. И заодно возможности для бизнеса. Всё ради того, чтобы жопу до машины не тащить, но при этом жить с комфортом за городом. Теперь можешь хоть обвыигрываться в HR-бренд и хоть сотню семинаров по HR-маркетингу посетить.

ПРИМЕР 2.

Пример с "Розой Хутор" не единственный. Таковых десятки только по Москве, где холопы сами должны в огороды к барину доползти, чтобы барская жопа имела опцию никуда себя не таскать. И тот пример еще относительно "нормальный". Но есть один агробизнес (жаль забыл название), где головной офис находится в лютой жопе на Калужском шоссе в коттеджном поселке, где барин от щедрот переделал пристройку к даче под офис. В округе естественно кроме дач ничего, еду рабам надо возить с собой, дорога к поселку и к даче раздолбана в лучших российских традициях. Корпоративная маршрутка ровно одна и уходит ровно в 9 утра до офиса. Не удивлюсь, если местный царёк яростно требует со своих кадровиков больше лидов и недоумевает, почему никого нормального нанять не могут.

HR-бренд и HR-маркетинг - жалкая профанация вместо реальной пользы

Почему HR-бренд вам не поможет

Вся эта суета с HR-брендом и с одноименной премией появилась примерно по той же причине, по которой в рашнбизнисе любят интернет-маркетинг и всякие концепции брендинга. То есть примерно ни хрена напрягаться, процессы не выстраивать, бардак не лечить, зато упаковкой прикрыть критические недостатки продукта, а то и попросту попробовать завернуть откровенное дерьмище в подарочную упаковку. А дальше надеяться, что конечный клиент запах кала не заметит.

Настоящий HR-бренд означает ровно несколько вещей: низкую текучесть кадров, быструю скорость закрытия даже дефицитных вакансий (потому что кандидаты хотят сами попасть в компанию мечты) и высокую долгосрочную финансовую отдачу на единицу персонала (что в нормальном маркетинге, а не эрзаце для кадровиков, называется модным словом LTV - life-time value). То есть компания в итоге должна быть более чем прибыльной. Опять же с перспективой прибыли на долгосрок. А не как WeWork, на который мастурбируют отдельные журналисты "Ведомостей", где прибыльность на пару с личным обогащением были за счет инвесторов. Итог - уголовное дело в США и головной инвестор (SoftBank) в дерьме с ног до головы.

А еще HR-бренд означает отсутствие крупных репутационных провалов, которые скорее всего устроит не HR-отдел, а кто-то другой в компании.

Например пиарщики или топ-менеджмент. Или все сразу - если посмотреть на "Аэрофлот", где Суперджет падает, а виноваты у компании чемоданы, а не пилоты. Где котиков ненавидят вместе с пассажирами вместо внятного объяснения, почему коту надо было сбросить 2 кг, а владельцу животного не заниматься цирком. Где срач с профсоюзом пилотов по оплате труда идет чуть ли не со времен СССР. Где вдове погибшего в катастрофе Суперджета оказывается надо доказывать моральные страдания в суде, чтобы получить компенсацию. Отличный работодатель "Аэрофлот" не находите? Прямо-таки их HR-бренд сияет над столицей Родины и все лучшие люди стремятся в нем работь.

Равно как и в аэропорте "Шереметьево", где нет отдельного быстрого досмотрового входа для сотрудников и никаких льгот на "Аэроэкспресс". То это плати 1000 рублей каждый рабочий день, чтобы уехать и приехать на работу, и стой в общей длинной очереди на досмотр. А за опоздание, конечно же, по жопе раздадим. Как видите, созданы все условия, чтобы лучшие люди страны работали в аэропорте имени нашего всего. Потом грузчиков на лето найти не могут и начинается бардак вокруг багажа.

Ну и, конечно, HR-бренд означает ОТСУТСТВИЕ выходов видео на канале "Все работы хороши" и им подобных. О чем уже успели пожалеть "Спортмастер", "Магнит", "Тинькофф" и прочие, где дерьмо внутри компаний вылезло наружу. Что конечно же прибавило желания у людей там работать, не так ли? Потому что в "концлагере" и "психушке" работать так весело и приятно!

Как видите, в России зашквар-конторой стать очень не сложно, а HR-брендом... Ну, как вам сказать... Проще премию купи... Конечно же выиграть в сложной и честной борьбе!

HR-бренд - влажные мечты о HR-величии и грязная убогая реальность

Чтобы понять что с HR-бредом в России на деле, достаточно посмотреть на номинантов и победителей премии "HR-бренд" и сравнить с тем, что в реальности. Чтобы в итоге увидеть, что это всего лишь очередная попытка купить себе кусочек репутации на рынке труда за три копейки вместо того, чтобы ее полноценно заработать.

Вот номинанты за 2019 год. "Пятерочка и "Эльдорадо" - уже неплохо. Как раз про "Эльдорадо" скоро выйдет выпуск на "Все работы хороши". После которого наверняка под их топ-менеджментов загорятся стулья так же ярко, как и у "Спортсмастера". Про "Пятерочку" - достаточно посмотреть на том же канале видео про "Магнит" и прикинуть, что Пятерочка - это "Магнит"-лайт. Отличные кандидаты. Мало того, там есть еще и "Oriflame". Вы что, серьезно? МЛМ в качестве HR-бренда?! Может еще и МММ с "Кэшбери" туда добавим? Или пирамиду PRIZM - Джигурда и присевший Дима Васильев были ей очень довольны!

Теперь смотрим за 2018 год. Аэрофлот со спецноминацией "Рабочий фокус" за наиболее интересные HR-проекты, направленные на повышение значимости работы на производстве, рост вовлеченности сотрудников рабочих специальностей и формирование уважения к людям труда в обществе. Уверен, пилоты Аэрофлота и пассажиры сгоревшего Суперджета оценили это. "Бургер кинг" с номинацией "Равные возможности", о которых (равных возможностях мыть пол в час ночи) более чем наглядно показано во "Все работы хороши". "Цифровую трансформацию HR" взял Рамблер, в котором бардак и перестановки уже кажутся вечными. И среди номинантов был МЛМ-ный Amway (а чо не сразу NL International?) и Luxoft, рассказами про зашквары и кидки которого полон Ebanoe.it. Где эту ИТ-компанию кроме "Лохсофт" никак и не зовут. В общем, все в этих компаниях хотят работать, потому что HR-бренд у них на недостижимой высоте.

2017-й год - "Евросеть" в качестве победителя премии. 2018-й год - видео про Евросеть на канале "Все работы хороши". HR-бренда хватило ровно на год. Скоропортящийся товар, не иначе. Тогда же снова оказался в победителях Орифлейм - не, ну а чо? Странно что не было Мавроди - он тогда был еще жив и давал возможность быть занятыми массе людей. И "Макдональдс" с "Бургер Кингом", про которые опять же можно посмотреть видео на канале у Олега Ассы. Ну и инфоцыганский универститет-банкрот "Синергия" в номинантах. Уверен, вы таки рветесь в эти компании на работу.

Дальше продолжать или вы уже понимаете, что премия "HR-бренд" это такая уже убогая попытка компания показать себя лучше, чем они есть, как и всякие "Товар года", "Народная марка" или "Бренд года"? И что эти все потуги не имеют никакого отношения к построению нормального HR-бренда и нормального HR-маркетинга. Просто классическое корпоративное биполярное расстройство.

HR-бренд и HR-маркетинг - жалкая профанация вместо реальной пользы

Одной рукой творим херню, другой - клянчим премии, и верим, что премии всё спасут и всё решат. И повысят менеджерское ЧСВ конечно же!

P.S. А что нынче кадровики понимают под HR-маркетингом - я покопаюсь отдельно. Если что, буду плакать кровавыми слезами и тошнить на ковер за вас.

55