Интуитивный дизайн: почему привычки пользователей определяют успех продукта

Интуитивный дизайн: почему привычки пользователей определяют успех продукта

Красивый интерфейс сам по себе не гарантирует успеха. Если привычки пользователей не учитываются, у них могут возникнуть затруднения при взаимодействии с продуктом и они в нем быстро разочаруются. В результате — раздражение, отказ от использования, и ваш продукт отправляется в список неудачных. В этой статье мы разберем, как работают привычки и какие законы мы применяем в своей работе, чтобы продукт был востребован у пользователей.

Кристина Перепечай
Cтарший бизнес-аналитик, команда продуктовой разработки ТеДо

1. Ментальные модели

Каждый пользователь знакомится с продуктом исходя из ожиданий, сформированных предыдущим опытом. Эти ожидания отражают ментальные модели, которые задают восприятие интерфейсов. Например, мы привыкли, что меню сайта располагается горизонтально в верхней части экрана или прячется под знаком «гамбургера».

А иногда встречаются гибридные подходы: часть функций доступна сразу, а дополнительные опции скрыты.

<i>Интернет-зоомагазин Четыре Лапы  https://4lapy.ru</i>
Интернет-зоомагазин Четыре Лапы https://4lapy.ru

Когда новый продукт соответствует ментальным моделям, пользователь взаимодействует с ним интуитивно, что снижает когнитивную нагрузку и экономит человеку время и нервы – сервис решает его существующие проблемы, а не создает новые. Именно поэтому знакомые функции и интерфейсы так важны — они отсылают к тому, что пользователи уже знают и чему доверяют. Даже если вы хотите придумать что-то нестандартное, важно помнить, что ментальные модели — не просто привычки, а основа быстрой ориентации в продукте.

Пример — рабочая платформа Miro. Она базируется на существующих привычках пользователей. Создатели изучили, как люди визуализируют идеи и процессы: используют стикеры, строят схемы. Эти привычные элементы они перенесли в цифровой продукт, сделав его интуитивно понятным.

<i>Using Miro board for trainings and people development: https://community.miro.com/inspiration-and-connection-67/using-miro-board-for-trainings-and-people-development-262</i>
Using Miro board for trainings and people development: https://community.miro.com/inspiration-and-connection-67/using-miro-board-for-trainings-and-people-development-262

2. Кривая обучения

Освоение нового продукта требует времени и усилий. Как показывает кривая обучения, чем проще и интуитивно понятнее интерфейс, тем быстрее пользователи смогут эффективно его использовать.

<i>Overcoming the product management learning curve: https://medium.com/@gonzalosoto7/overcoming-the-product-management-learning-curve-846a240ebfae</i>
Overcoming the product management learning curve: https://medium.com/@gonzalosoto7/overcoming-the-product-management-learning-curve-846a240ebfae

Посмотрим на Notion. Это универсальная платформа для управления проектами, объединяющая функции заметок, баз данных и Wiki в одном решении. Раньше компаниям приходилось использовать разные инструменты, что усложняло процессы. Производитель Notion устранил эту проблему, собрав все в одном месте, в результате чего повысились прозрачность и продуктивность команд.

У Notion отлично проработана кривая обучения. Новым пользователям может потребоваться время для освоения всех функций. Однако интуитивно понятный интерфейс и простота взаимодействия с элементами позволяют быстро освоить основные задачи. Платформа предлагает множество шаблонов и обучающих материалов, что облегчает адаптацию.

Пользователи могут начинать с простых задач и постепенно переходить к более сложным, настраивая интерфейс под свои нужды. Активное сообщество делится опытом, помогая новичкам быстрее освоиться.

<i>Choose from 20,000+ Notion templates | Notion Marketplace: https://www.notion.so/templates/category/school / </i>
Choose from 20,000+ Notion templates | Notion Marketplace: https://www.notion.so/templates/category/school / 

3. Поведенческая модель Фогга

Модель Фогга — одна из самых полезных концепций для создания увлекательных пользовательских интерфейсов. В ее основе лежит понимание того, что любое действие происходит при условии наличия трех факторов: мотивации, возможности и триггеров.

<i>Почему коучинг нужен, но не сработает для вас: https://medium.brainify.ru/почему-коучинг-нужен-но-не-сработает-для-вас-ab31b5bfc80e</i>
Почему коучинг нужен, но не сработает для вас: https://medium.brainify.ru/почему-коучинг-нужен-но-не-сработает-для-вас-ab31b5bfc80e

Duolingo наглядно показывает, как ее использовать:

  • Мотивация. Сильная внутренняя и внешняя мотивация пользователей поддерживается игровыми элементами. Прогресс измеряется очками и наградами, а элементы соревновательности, например таблица лидеров, усиливают желание возвращаться в приложение снова и снова.
  • Возможность. Duolingo делает изучение языков максимально доступным. Простые уроки разбиты на небольшие блоки, которые легко пройти за пару минут. Такой формат снимает барьер перед началом занятия. Интуитивный интерфейс и возможность учиться где угодно тоже играют ключевую роль.
  • Триггеры. Платформа не дает пользователю «забыть» про нее. Уведомления, награды за достижение целей, визуальный прогресс — все это стимулирует вернуться и продолжить обучение.
Интуитивный дизайн: почему привычки пользователей определяют успех продукта

Если мы будем создавать продукты, которые усиливают мотивацию, упрощают выполнение задач и предоставляют своевременные триггеры, мы поможем пользователям формировать новые привычки, связанные с применением нашего продукта.

Как мы применяем эти подходы в ТеДо

Мы верим в силу интуитивных интерфейсов и продуманного дизайна. Недавно для нефтегазовой компании мы разработали платформу для геолого-экономической оценки проектов. Сложные расчеты, которые раньше занимали сотни Excel-файлов, теперь выполняются на одной платформе. Мы провели исследования, чтобы понять ментальные модели пользователей и создать привычные и удобные интерфейсы.

Это выглядит примерно так:

Интуитивный дизайн: почему привычки пользователей определяют успех продукта

Затем ментальные модели прорабатывались и превращались в несколько вариантов интерфейсов (обычно от двух до пяти, в зависимости от сложности задачи и требований), чтобы совместно с пользователями протестировать их жизнеспособность. Подобный подход позволял выявить, какой дизайн лучше соответствует пользовательским привычкам и ожиданиям. Итоговое решение выбиралось на основе обратной связи, что помогало сделать интерфейс максимально удобным.

Например, мы сделали процесс настройки расчета таким же удобным, как в Excel. Для пользователей, привыкших к Excel, переход к нашему продукту оказался плавным, что сократило кривую обучения и улучшило продуктивность. Знакомый интерфейс позволил им использовать свои знания и быстро осваивать новые функции.

<i>Здесь пользователь начинает вводить название функции или параметра и система предлагает ему возможные варианты для выбора. </i>
Здесь пользователь начинает вводить название функции или параметра и система предлагает ему возможные варианты для выбора. 
<i>Здесь пользователь заполняет аргументы функции согласно тултипу, где подсвечивается текущий редактируемый элемент.</i>
Здесь пользователь заполняет аргументы функции согласно тултипу, где подсвечивается текущий редактируемый элемент.

Следовать привычке хорошо, но как ее создать?

Все начинается с эмпатии: глубокое понимание потребностей, мотивации и болевых точек пользователей позволяет нам создавать опыт, который не просто удовлетворяет, но и превосходит их ожидания. Для этого мы регулярно обновляем знания, опираясь на последние исследования, и непрерывно тестируем наши варианты дизайна, чтобы находить оптимальные решения.

Например, при фильтрации данных в Excel большинство сначала снимает галочку напротив опции «Выделить все», а затем вручную отмечает нужные пункты. В нашем решении мы решили сделать фильтрацию проще и убрали лишний шаг.

На первых тестах пользователи путались, так как доработка ломала их устоявшуюся привычку. Однако позже они оценили новый подход. Более того, функция «Выделить все» осталась полезной — мы связали ее с настройкой фильтров по нескольким столбцам сразу. Это пример того, как тесты помогают не только понять пользователей, но и найти баланс между привычным и удобным.

<i>Здесь пользователю для того, чтобы выбрать один или несколько отдельных элементов, необходимо сначала нажать «Выделить все», чтобы снять выделение.</i>
Здесь пользователю для того, чтобы выбрать один или несколько отдельных элементов, необходимо сначала нажать «Выделить все», чтобы снять выделение.
<i>Здесь пользователь сразу после нажатия на значок фильтрации может приступить к выбору отдельных элементов.</i>
Здесь пользователь сразу после нажатия на значок фильтрации может приступить к выбору отдельных элементов.

Без профессиональной интуиции тоже не обойтись. Когда Sony разрабатывала Walkman, многие в компании выражали сомнения в том, что людям понравится носить устройство исключительно для прослушивания музыки. Логика подсказывала, что это слишком узкий сценарий использования, но команда Sony доверилась интуиции и глубокой эмпатии. Разработчики Walkman понимали, что потребители хотят сделать музыку частью своей повседневной жизни, и предложили не просто продукт, а новую привычку — возможность слушать любимые треки где угодно.

Walkman стал настоящим культурным феноменом, изменившим наше восприятие технологий. Это пример того, как интуиция в сочетании с эмпатией и знаниями способна создавать инновации, которые становятся неотъемлемой частью жизни пользователей.

<i>The First Walkman Ads: https://stereo2go.com/forums/threads/the-first-walkman-ads.4479/</i>
The First Walkman Ads: https://stereo2go.com/forums/threads/the-first-walkman-ads.4479/
99
3 комментария

Изучать вопрос перед тем как многозначительно вставлять его в текст? Нее, скучно. Главное чтобы жирненько и с розочкой )
Sony, интуиция, революция, феномен...
Кому интересно - читайте историю первого плеера без соплей и натягивания на глобус:
https://trashbox.ru/topics/125445/40-let-walkman.-istoriya-razvitiya-kultovyh-pleerov-ot-sony?ysclid=m4gz0j0f34145262947
Спойлер: великие японские маркетологи облажались с первым плеером и только на втором поняли что надо удешевлять и прокачивать механику чтобы взлетело.

2

Пример с Walkman показывает, что иногда стоит довериться интуиции и понимать потребности людей, чтобы предложить что-то, что станет частью их жизни.

1