Хакатон внутри компании: как развлечение стало полезным

Меня зовут Ирина, я HR-менеджер в Programming Store. Расскажу, как мы превратили внутреннее развлекательное мероприятие в крутой инструмент для работы с сотрудниками, запустили несколько важных процессов и продвинули свой бренд.

Хакатон внутри компании: как развлечение стало полезным

Содержание

Ирина
HR-менеджер Programming Store

Что такое хакатон

Думаю, многие знают, но в двух словах поясню. Хакатон — это соревнование для разработчиков, где они в командах создают it-проект за ограниченное время и затем презентуют его.

Мы впервые запустили хакатон среди сотрудников в 2023 году, а через год повторили. Не ограничивали ребят конкретной задачей или темой: нужно было создать прототип девайса или программы, которые улучшают рабочий процесс, либо просто реализовать идею, которая давно не давала покоя. Состав команд тоже не регламентировали: участвовать могли не только разработчики, но и все, кто хотел внести свой вклад в проект.

Такой была креативная презентация для защиты одного из проектов в этом году: ребята разработали сервис для бронирования переговорок
Такой была креативная презентация для защиты одного из проектов в этом году: ребята разработали сервис для бронирования переговорок

Почему именно хакатон

У сотрудников был запрос на то, чтобы отчётливее видеть результаты своего труда, знать, как дальше «живут» проекты, на которых они работали. Это мы выяснили, когда собирали ежегодную обратную связь от сотрудников.

Дело в том, что Programming Store предоставляет разработчиков и других it-специалистов сторонним заказчикам. То есть наши сотрудники подключаются к проекту, решают необходимый пул задач, а потом выходят из проекта. В большинстве случаев им неизвестно, как плоды работы развиваются дальше. Хотя клиенты высылают видеотзывы и благодарности об успешном завершении проектов, такой обратной связи разработчику бывает мало, чтобы понимать и ценить собственный вклад.

Хакатон должен был помочь скорректировать такое положение дел. Ведь он предполагает идеальную модель работы: создать максимально интересный для себя проект с нуля и до видимого результата. При этом ребята смогли бы близко повзаимодействовать с коллегами, с которыми обычно не сталкиваются: команда у нас распределённая — 240 человек находятся более чем в 60 городах России, Казахстана, Турции, Грузии и Беларуси.

Наша команда прошлым летом встречалась в Питере 
Наша команда прошлым летом встречалась в Питере 

Что ожидали от мероприятия

Мы обозначили, что основная задача хакатона — улучшить рабочий процесс. Также ожидали, что:

- удовлетворим запрос сотрудников напрямую влиять на конечный продукт и самостоятельно контролировать процессы;

- сотрудники смогут ощутить собственную значимость и больше вовлечённости в работу;

- сотрудники укрепят уверенность в своих силах и навыках, потому что смогут реализовать собственную задумку;

- появится ещё одна возможность сблизиться с командой и ощутить свою причастность к общему делу.

Как всё организовали

После согласования бюджета, механики и деталей с исполнительным директором мы объявили о предстоящем хакатоне на общей еженедельной онлайн-планёрке. Сотрудники восприняли новость с воодушевлением, и у нас достаточно быстро появились и участники, и идеи.

Чтобы помочь ребятам сформировать команды, мы дали возможность каждому участнику публично рассказать об идее своего проекта на общей планёрке. Далее к нему присоединялись те, кто заинтересовался. Так у нас организовались команды с идеями от офисного робота до компьютерной игры.

У участников было примерно две недели, чтобы определиться с командой и распределить обязанности, и неделя — чтобы обдумать прототип проекта. Сама разработка происходила в последнюю субботу ноября, а уже в воскресенье ребята защищали свои проекты.

В жюри были сотрудники компании: тимлиды, разработчики, менеджеры проектов и собственники компании. Проекты оценивали по нескольким критериям:

  • актуальность идеи проекта;
  • соответствие поставленной изначально задаче;
  • практическая применимость, возможность внедрения и использования;
  • дизайн и функциональность (наглядность, понятность интерфейса);
  • качество представления информации и проведения презентации прототипа / решения;
  • законченность проекта.

Баллы по каждому критерию суммировалась в общий балл команды. Победители получили денежные призы.

Общую планёрку и также хакатон мы транслируем из ижевского офиса
Общую планёрку и также хакатон мы транслируем из ижевского офиса

Какие были проекты

Расскажу, какие идеи проектов участвовали в нашем первом хакатоне:

  • Робот-зануда, который озвучивает напоминания для офисных сотрудников и транслирует рабочую атмосферу для дистанционных сотрудников.
  • Система OKR (Objectives and Key Results): предлагалось ввести стратегию управления задачами — и мы внедрили её в компании.
  • Доработка по улучшению процессов в 1С:Документообороте — это наша внутренняя система.
  • Игра «Герои Меча и Магии» на 1С: ребята задумали перенести легендарную игру на новую платформу — и это у них получилось с абсолютным успехом. Проект не только победил в хакатоне, но стал популярен в 1С-сообществах и поразил всех на конференции INFOSTART EVENT 2024. Ребята также написали статью про создание игры.
Мы создали трейлер игры «Герои Меча и Магии» на 1С 

Как развлечение стало чем-то серьёзным

Мы запускали хакатон во многом как развлекательное мероприятие. На деле развлечение послужило развитию многих взаимопроникающих процессов.

  • Командообразование — ребята из разных городов смогли познакомиться, повзаимодействовать как профессионалы, но вне работы, узнать друг друга.
  • Мы вовлекли сотрудников в процессы компании — многие идеи касались улучшения внутреннего взаимодействия.
  • Скрытые лидеры смогли проявиться, заявить о своей потребности в публичности.
  • HR’ы смогли выявить лидеров, отметить активных сотрудников, готовых участвовать во внешних проектах, например, становиться спикерами или амбассадорами.
  • Руководители имели возможность оценить потенциал сотрудников, разглядеть тех, которые могут стать тимлидами, руководители направлений и новых проектов.
  • Компания получила проработанные идеи для улучшения существующих процессов и уже реализовала некоторые из них.
  • Сотрудники смогли реализовать свою идею, «мечту», удовлетворили запрос на то, чтобы видеть и контролировать жизнь проекта, и получили признание коллег.
Хакатон внутри компании: как развлечение стало полезным
Прототип робота-зануды и его создатели

Результат — безусловная взаимовыгода

Первый хакатон прошёл с большим и вполне измеримым успехом. Вот, что получили компания и сотрудники:

  • запрос ребят был услышан и отработан.
  • У сотрудников появилась дополнительная безопасная среда, чтобы испытать себя и свои профессиональные навыки в новом формате.
  • Некоторые идеи проектов с хакатона получили развитие, например:
  • мы внедрили систему OKR и продолжаем развивать её совместно с авторами проекта. С игрой «Герои меча и магии» провели масштабную пиар-кампанию для бренда Programming Store: опубликовали статьи на четырёх медиа-площадках и посты в соцсетях — получили почти 800 тысяч просмотров, возили доклад об игре на крупнейшую конференцию для 1С-сообщества INFOSTART EVENT 2024. Кстати, проект вошёл в программу конференции даже без конкурсного отбора, представил игру публике один из её создателей, наш 1С-разработчик Фёдор.

Хакатон оказался отличным форматом профессионального досуга для сотрудников, рабочим hr-инструментом и полезным мероприятием для бренда компании. Нам понравилось, с удовольствием проводим второй хакатон в конце 2024 года и надеемся, что это станет традицией.

В вашей жизни были хакатоны? Делитесь впечатлениями. Что думаете об идее хакатона внутри компании?

1212
11
11 комментариев

Участвовал недавно в подобном хакатоне внутри компании — это было одним из лучших опытов! Атмосфера непринужденная, есть возможность поработать над реальными задачами и при этом пообщаться с разными командами. Для меня это был не только способ развеяться, но и найти новые идеи для рабочих процессов. Круто, когда компании дают сотрудникам возможность выйти за рамки рутины и попробовать себя в креативной среде.

2

Спасибо за поддержку, нам тоже понравился такой тип мероприятий! Очень радостно, что у вас был такой удачный опыт. Если не секрет, над каким проектом работали?

У нас тоже вот хакатон начался - внедрить AI/ML (впервые) в бизнес-продукт. Весь призовой фонд (на 3 места/команды) - как себестоимость месяца тимлида.. Тут или школьный ML делать, или шнобелевский AI :)

1

В любом случае интересно! Надеемся, вы получите отличный опыт. :) А вдруг увлечёт так, что внедрите новый навык в свою профессию!

как извлечь выгоду из всего))

1

Стараемся :) Обожаем создавать мероприятия, которые полезны и сотрудникам, и компании

сотрудники не протестовали, что хакатон проходит в выходные?