Не только ИП: как крупные производители организовывают работу с маркетплейсами

Один из сегментов среди продавцов на маркетплейсах — производители. Они продают товары напрямую и через посредников, а ассортимент может исчисляться тысячами наименований. Эффективность продаж в этом случае во многом зависит от слаженной работы разных отделов и грамотной аналитики рынка. Показываем, как это работает, на примере производителя бытовой химии LAB Industries.

Не только ИП: как крупные производители организовывают работу с маркетплейсами

Артём Красавцев — менеджер, управляет продажами в категориях бытовой химии и товаров для красоты на Яндекс Маркете. Он отвечает за ассортимент, планирует товарооборот и составляет стратегию продвижения товаров.

Что продаёт компания

С 1 января 2023 года компания ведёт свою деятельность под новым коммерческим обозначением LAB Industries. LAB Industries работает на российском рынке более 30 лет и занимает лидирующие позиции в потребительском секторе и клеевых технологиях. «Персил», Ласка, «Пемолюкс», «Сьёсс», «Глисс Кур», «Церезит», «Момент» пользуются заслуженным доверием потребителей: эти продукты есть почти в каждом доме по всей стране.

Она уже больше 30 лет производит и продаёт чистящие и моющие средства и товары категории «Красота», в том числе под брендами «Персил», «Лоск», «Сьёсс», «Ласка», «Пемолюкс» и «Вернель». По всей России у неё 12 заводов, а позиций — больше 700.

Каждый человек хотя бы раз покупал продукцию LAB Industries
Каждый человек хотя бы раз покупал продукцию LAB Industries

LAB Industries продаёт свои товары как в офлайне, так и в онлайне — в том числе на маркетплейсах, среди которых Яндекс Маркет.

Как выходили на Яндекс Маркет

Товары LAB Industries появились на маркетплейсах ещё в 2020 году. Вначале компания вышла на маркетплейсы с тем же ассортиментом, что и в офлайне. Со временем стало ясно, что структура потребления в e-com отличается от классической офлайн-розницы. Поэтому сейчас ассортимент для e-com шире — самые большие форматы представлены преимущественно на маркетплейсах.

Сейчас маркетплейсы — самые быстрорастущие каналы, а Яндекс Маркет входит в тройку самых эффективных интернет-площадок для бренда. Основная часть товаров продаётся по модели FBY — продажи со склада Маркета, потому что это позволяет поддерживать высокий темп продаж. Самая быстрая доставка происходит на следующий день после заказа.

Как устроен маркетинг

Над маркетингом компании работает несколько десятков человек. В продвижении брендов используют как внешние рекламные инструменты, так и механики самих площадок. Основную роль играют команды продаж и департамент развития канала электронной коммерции, а также отдел категорийного менеджмента, который анализирует тренды.

Департамент развития электронной коммерции занимается медиапродвижением. Его сотрудники изучают инструменты и подбирают стратегию продвижения. Также одна из его задач — обновление контента на маркетплейсах перед сезонными мероприятиями и инфоповодами. Например, перед Первым сентября обновились карточки товаров средств для стирки — в учебное время родители чаще стирают школьную и спортивную форму, и продажи порошков для детской одежды повышаются.

Помимо этого, департамент развития электронной коммерции анализирует механики продвижения. Например, при запуске новинки важно не только подключить акции Маркета, но и привлечь внимание к товару другими инструментами.

Отдел категорийного менеджмента отвечает за своевременную аналитику изменений рынка и покупательского поведения, выявление трендов: какие товары стали продаваться эффективнее, каким категориям нужно уделить больше внимания. За информацией по трендам к LAB Industries обращается и Яндекс Маркет, чтобы получить детальную аналитику по рынку или познакомиться с трендами других стран.

Достижение запланированных результатов — основная задача отдела продаж. Артём, как менеджер, отвечает за промостратегию на Маркете. Основная метрика — возврат инвестиций. Если инвестиции окупаются, значит, всё идёт хорошо. Если нет — нужно менять подход.

Также Артём с командой регулярно встречается с разными отделами Маркета, где коллеги делятся новостями об обновлениях платформы и планируют совместные активности. Иногда могут обсудить проблемы и найти варианты их решения.

Управление продажами в двух категориях помогает Артёму эффективнее внедрять механики продвижения. Например, сейчас в категории «Красота» появилась акция «Герои распродаж» — это блок, который появляется на главной странице сайта и приложения в каждой крупной распродаже. Можно предположить, что скоро её можно будет использовать и в категории бытовой химии. Если заранее составить стратегию, получится опередить конкурентов и первыми применить эффективный инструмент.

Также работа в двух категориях вдвое ускоряет обучение. Вызовы разные, но логика их решения одна: справившись с трудностью в одной категории, быстрее найдёшь выход из трудности в другой.

Ещё компания участвует в коллаборациях. Например, чтобы повысить узнаваемость и продажи специальных средств для стирки, команда Артёма организовала кампанию совместно с брендом постельного белья Urban Family. Покупатель получал скидку при одновременном заказе. Задачи кампании были выполнены — поэтому скоро будут коллаборации и с другими брендами.

Оборот Lab Industries на Яндекс Маркете стабильно растёт, и для сохранения этой тенденции важен стратегический подход: взаимоотношения между командами, управление ассортиментом, работа с промо, медиа, продвижение и экспертиза в категории.

По мнению Артёма, слаженная работа отделов продаж, маркетинга, департамента развития канала электронной коммерции и категорийного менеджмента позволяет создать именно такой стратегический подход. Простыми словами — одни предоставляют данные, другие планируют рекламные кампании и повышают узнаваемость новых товаров, а третьи делают так, чтобы эти товары было легко покупать. Это отличная модель продвижения не только для крупных компаний-производителей, но и для любого крупного бизнеса.

2626
25 комментариев

что то чем крупнее бизнес тем скучнее читать статью 🤪

2

Спасибо за статью про бренд, который есть у каждого на полке в ванной))))

2

много слов про стратегию, но что там на самом деле происходит, непонятно...👀

1