Как выбрать маркетолога на собеседовании. Часть 1

Собеседование на должность маркетолога зачастую превращается в стендап. Спорить и сомневаться в словах маркетолога без собственного опыта в маркетинге сложно. Даже низкопрофильный специалист может рассказать о себе много громких слов, которые у незнающего человека вызовут уважение, а у специалиста смех.

Агентство Цифры
Агентство Цифры

С начала своей карьеры я провел более сотни собеседований со специалистами в сфере маркетинга. Прошу обратить внимание, что я не учился рекрутингу в университете и не заканчивал курсы по HR. С самого начала моей задачей как специалиста было определение именно компетенций соискателя. О личностных качествах речи вестись не будет – даже блестящий специалист может оказаться «котом в мешке» и через месяц уйти, забрав половину клиентов с собой. :)

Евгений Власов, Руководитель агентства Цифры

Итак. Всех соискателей можно разделить на 4 типа:

  1. Я ничего не умею, научите
  2. Я маркетолог хоть куда, знаю всё
  3. Я маркетолог хоть куда, знаю всё
  4. Я маркетолог хоть куда, знаю всё

Научиться определять разницу между 2, 3 и 4 пунктом и есть задача специалиста HR, либо руководителя направления. Я выработал собственную методику выявления хорошего маркетолога.

«Ты вообще чего добился?»

Первое направление после первичного знакомства – вопросы о том, чем гордится соискатель в плане личных достижений. Вопрос стандартный, но нужный. Главное здесь — научиться правильно интерпретировать ответ.

Ответ с высокой долей вероятности разделит маркетологов на 2 типа.

Тип 1 - Творческий маркетолог

Агентство Цифры
Агентство Цифры

Если человек на этот вопрос отвечает историей о том, как он написал очень обсуждаемый текст, придумал идею презентации\продажи\упаковки продукта, или как организовал мероприятие или клуб по интересам то перед вами творческий маркетолог.

Творческий маркетолог бывает двух типов:

Творческий новичок. Люди, которые не понимают в профессии, всегда пытаются выглядеть как творческие люди. Они не знают, что сейчас маркетингом правят цифры, соответственно не могут подстроиться под другой тип соискателя.

Творческий новичок будет рассказывать вдохновляющие истории, но после озвучивания вопроса: «и какой был результат?», начнет нервничать и говорить о воздушных замках, либо просто не поймет, что от него хотят. Такого работника можно брать только в том случае, если он честно признался, что не разбирается достаточно хорошо. И если вам нужен именно новичок\помощник.

Творческий специалист. К этому типу относятся люди, которые любят в работе в первую очередь идеи и концепции. Это ценные кадры, которые могут действительно вдохнуть новую жизнь в повседневность компании. Такие люди довольно подробно рассказывают о проектах, которыми гордятся, со стадии разработки идеи до ее реализации. Далее на собеседовании с ними можно общаться на языке идей и гипотез, вместе пофантазировать о маркетинговых перспективах вашей компании на рынке.

Главное помните следующее: для таких специалистов сущий ад самостоятельно считать ROI, вести таблицу стоимости лида по всем каналам, сдавать большие отчетные таблицы, организовывать рутинные процессы. Для этих целей лучше взять ему помощника, который будет как бы его руками. Если возложить все это на творческого специалиста, он сначала утонет в рутине, а потом еще и перестанет хорошо выполнять задачи, о которых так идейно говорил на собеседовании.

Тип 2 - Цифровой маркетолог

Агентство Цифры
Агентство Цифры

Если человек говорит о цифрах и данных, о том, как снизил стоимость заявки, как нашел новые точки роста и использовал их максимально эффективно, как провел анализ разных когорт, нашел в них пересекающиеся сегменты и по ним настроил результативный таргетинг, — перед вами цифровой маркетолог.

Цифровой новичок в сфере — практически несуществующий тип соискателя. У новичков, как правило, слишком мало опыта, чтобы говорить о глубоких цифрах. Если они и вели какие-то небольшие проекты, то снимали только «верхние» показатели. А компании, где применяют мультиканальную аналитику и считают эффективность рекламы до выручки и прибыли, вряд ли что-то доверили бы цифровому новичку.

Если вы все же заподозрили, что ваш собеседник не специалист, вбросьте несколько намеренно глупых тезисов про цифры, например, «у нас CTR в контексте упал, из-за этого испортилась конверсия сайта». Опытный цифровой маркетолог или объяснит вам почему вопрос некорректен, или расскажет все подробно и понятно. Новичок в ответах будет запутывать вас еще сильнее, используя аббревиатуры (которые тоже можно попросить его расшифровать), или просто скажет, что он не знает («этим занимался мой коллега»).

Цифровой специалист на собеседовании выглядит скорее как математик, а не маркетолог. Числа, формулы, взаимосвязи – в вас полетит достаточно много самых разных измеримых величин. Его можно привлекать к сложным таблицам, к настройке контекстной рекламы (лучше, чтобы таргетированную рекламу он делал вместе с творческим маркетологом, а то получатся скучнейшие рекламные объявления). Его можно посадить решать самые сложные маркетинговые задачи внутри компании, например, «а посчитай нам, пожалуйста, как может изменяться цена на продукцию, исходя из маркетингового канала, по которому пришел клиент, так, чтобы наша маржинальность всегда оставалась примерно одинаковой». Такого рода задачи его скорее обрадуют. Отправьте его изучать Google Analytics, если он в нем не силен. Эффект может быть удивительный.

Следует помнить, что цифровой маркетолог любит тестировать, а не придумывать. Его сложно заставить написать классную концепцию продвижения нового продукта, потому что в такой задаче нет цифр, из которых можно исходить. Он искренне считает, что все, что не поддается расчету, не очень важно. По его мнению, лучше сосредоточиться на цифрах, чем заниматься глупыми концепциями.

Вы также можете поговорить со своими текущими специалистами, чтобы узнать, к какому типу маркетолога принадлежат они, и оценить, правильно ли вы выбираете приоритеты в расстановке задач между ними.

А если не хотите с этим сильно заморачиваться – всегда можете обратиться в Цифры. Я собрал и творческих, и цифровых маркетологов, чтобы максимально эффективно закрывать задачи комплексного маркетинга.

В следующей части напишу, какие еще важные вопросы можно спросить на собеседовании, чтобы правильно оценить потенциал соискателя.

33
9 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Весьма философски! :)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Вы абсолютно правы. Действительно у каждого частного направления разные скиллы. Если в компанию требуется SEO специалист, то глупо его будет спрашивать про творческие кейсы итд.
Но!
Позвольте мне творчески переосмыслить вашу фразу и сказать:
"В наше время называть человечество "Людьми" некорректно, ибо уже достаточно давно сформировались конкретные народности, со своими особенностями и менталитетом".
Либо вот еще пример
"В наше время называть книги "Литературой" некорректно, ибо уже достаточно давно сформировались конкретные жанры, со своими правилами и структурой".
При этом. Что литература бывает - говно, что люди - говно. И отличать их довольно важно в жизни.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить