Пандемия и локдаун - ищем позитив

Кратко: что хорошего в пандемии - про сложные решения, скорость, фокус и мотивацию на примере интернет-проекта Принтио.

Было много негатива по поводу пандемии, действий властей, упадка экономики и других гадостей. Хочется отметить и позитивные вещи, которые при обычном течении жизни вряд ли случились бы так быстро или не случились бы вообще. Речь не про крупные онлайн-сервисы, у которых и так хорошо развивались, но благодаря пандемии они ускорились на несколько лет. Я хочу рассказать свою историю на примере реального малого российского бизнеса с лёгкой ноткой технологичности.

Вообще, для рыночной экономики, кризис это не так уж и плохо: слабые умирают, остальные укрепляют иммунитет (Что нас не убивает, делает нас сильнее) - примерно как регулярное голодание для очистки организма. Для социума - кризис выглядит печальнее: падение личных доходов, потеря работы, невыплаченные кредиты, слёзы на приёме у президента.

До высокой социальной ответственности мой бизнес пока не дорос, поэтому дальше будет про выживание и укрепление иммунитета.

Первое, избавление от “управленческого долга”. Это те решения, которые в обычное время не очень хочется принимать. Как только стал понятен масштаб падения доходов, пришлось сразу же расстаться с несколькими сотрудниками. Я выбрал самых дорогих в своих отделах, потому что уже через месяц просто не смог бы платить им ЗП. Когда нет денег, то намного легче принимать “сложные” решения - увольнять, закрывать, менять отработанные процессы. До этого я думал “о будущем”, какую пользу принесут эти сотрудники. А без денег - нет будущего и можно о нём не думать. Кстати, один из сотрудников сам предложил отработать компенсацию за увольнение, сказав, что понимает ситуацию и хочет помочь компании.

Второе, увеличилась скорость решений. Обычно мы долго обсуждаем запускать новый продукт или нет, ищем поставщиков, добавляем на сайт, рекламируем. Весь процесс занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. В конце марта практически прекратились запросы от корпоративных заказчиков (примерно треть бизнеса) - в офисе непривычная тишина. Пара запросов на маски - тогда этот товар казался чистым приколом. У меня состояние близкое к шоковому. От безысходности операционный директор сама скроила маску, печатники напечатали, а я для смеха повесил фотографию готового товара в фейсбук и получил лайков и комментариев больше, чем другие посты за последние годы. Через неделю мы уже запустили маски в рамках обычного производства и продали несколько тысяч в первый же месяц.

Пандемия и локдаун - ищем позитив

Третье, максимальный фокус. Только на самом важном - на деньгах. В теории, бизнес должен приносить прибыль, иначе это не бизнес, а благотворительность. Эпоха технологических стартапов и относительно легкого доступа к венчурным инвестициям долгое время игнорировала это правило. Принтио - небольшой интернет-бизнес и пока не приносит ощутимой прибыли. Финансируя кассовые разрывы из своих накоплений, я жил в иллюзии светлого будущего, когда рынок оценит наш продукт и обороты сильно вырастут. В начале года я даже поговорил с десятком инвесторов, рекламируя стратегию роста в 5 раз. Локдаун был как прозрение - в обозримом будущем не ожидалось ни сказочного роста, ни инвесторов, ни кредитов, ни стратегических покупателей, а личный заказ ликвидности также оказался небольшим. Я сделал табличку основных каналов доходов и статей расходов. Часть удалось уменьшить (низко-эффективный контекст, аренда), часть - отложить или сделать в рассрочку. Но самый большой бонус оказался в доходах - в начале года мы начали интеграцию с Озоном. Не торопились, хотели потестировать, сравнить их комиссию со стоимостью контекста. В локдаун этот канал оказался самым быстрым для запуска и самым масштабируемым. Он покрыл большую часть потерянных доходов от корпоративных клиентов (В2В), которые до сих пор не восстановились до прошлогоднего уровня.

В этот раз нам повезло - из локдауна мы вышли с минимум долгов и небольшим запасом ликвидности. И, честно говоря, не хочется, чтобы такое повторялось в ближайшее время. Тем не менее, я вспоминаю свои ощущения полгода назад и понимаю, что это был очень полезный опыт и важно не забыть полученные уроки и перенести этот опыт в повседневную жизнь.

77
3 комментария

Хороший пример, как компания быстро адаптируется к кризису! Молодцы!

2