Как мы поменяли 3 бизнеса, чтобы найти идеальный

Меня зовут Игорь Голиков. Я владелец франшизы химчисток «Хозяюшка». С детства я мечтал о своем бизнесе, возможно, потому, что мои родители тоже были предпринимателями. Для меня бизнес-одиссея была лишь вопросом времени. Моя жена Мария тоже всегда хотела запустить свое дело. В 90-е она видела, как живут дети предпринимателей. У них были личные водители и радиотелефоны, и для Марии это было символом классной жизни.

На пути к собственному бизнесу нас поджидали сирены и циклопы. Из трудностей мы извлекли уроки, которые помогли найти свою нишу и развиваться в ней. Если вы тоже в поиске своего дела, прочитайте статью и проживите этот опыт вместе с нами.

Содержание:

1. Прачечная самообслуживания

2. Магазин подарков

3. Бренд одежды «Кукла»

4. Перекресток

5. Заключение

Подписывайтесь на мой тг-канал «IGolikov | Дневник предпринимателя». В нем я делюсь актуальными новостями бизнеса химчисток и рабочими лайфхаками для предпринимателей. А на сайте франшизы выложил актуальные финансовые показатели бизнеса.

Игорь Голиков с семьей
Игорь Голиков с семьей

Прачечная самообслуживания

Мы с Марией начинали свой предпринимательский путь как франчайзи. В 2012 году купили по франшизе прачечную самообслуживания в Иркутске. Тогда у нас еще не было опыта в предпринимательстве. Как и многие, мы побаивались начинать бизнес с нуля. Поэтому получить готовую бизнес-модель показалось хорошим решением.

Прачечную нам продавали с идеей, что это источник стабильного полупассивного дохода: открылись, привлекли клиентов, деньги полились рекой. Больше делать ничего не нужно. Мы поверили. Но на деле все оказалось не так радужно. Чистая прибыль составляла в лучшие времена 10 тысяч рублей. Чаще всего мы работали либо в ноль, либо в минус. Только со временем ситуацию стабилизировалась в легкий, но все-таки плюс!

Мария Голикова

Прачечная находилась рядом со студгородком. Поэтому основными нашими клиентами были учащиеся ВУЗов. Они стирали в складчину, приносили свой порошок и не заказывали дополнительные услуги. Мы поняли, что, работая в эконом-сегменте, в плюс не выйдем.

Мы продержались в прачечной 1,5 года и подумали, что ниша не рабочая и параллельно нужно искать другой способ заработка. Время показало, что мы ошиблись. Проблема была в выборе целевой аудитории. Но об этом позже.

Хочу отметить: пока мы пробовали себя в других бизнесах, то не особо занимались делами прачечной. Но все это время она приносила небольшой доход, пусть и нестабильный.

Вывод: Франшиза — неплохой способ начать собственное дело. Однако не стоит верить в то, что бизнес будет приносить средства, пока франчайзи сидит сложа руки. Кстати, этот опыт помог нам избежать многих ошибок при создании собственной франшизы химчисток «Хозяюшка».

Открытие прачечной самообслуживания в Иркутске
Открытие прачечной самообслуживания в Иркутске

Магазин подарков

В поисках новой ниши я решил попробовать что-то кардинально новое. Мы с Марией взяли в рассрочку уже работающий магазин посуды и подарков. Прежние владельцы устали от бизнеса и решили продать его. Честно говоря, мы не очень тщательно анализировали рынок, его особенности и риски. Магазин был прибыльным, все внутренние процессы отлажены. А нам просто было интересно попробовать себя в чем-то кроме прачечной.

Мария Голикова

Нам с Игорем было по 24 года. Мы скорее играли в предпринимателей, и не относились к бизнесу слишком серьезно. В сложностях мы видели какую-то романтику. В кармане 2 тысячи рублей? Не беда! Закупимся на оптовом рынке. При этом работали с полной отдачей. Игорь сам пилил бревна, а я на 8 месяце беременности украшала ими витрины. Нас вдохновляла вера в лучшее будущее. Мол, еще немного — и все получится.

Игорь Голиков пилит бревна для украшения витрины магазина посуды и подарков 
Игорь Голиков пилит бревна для украшения витрины магазина посуды и подарков 

Дела шли хорошо. Чтобы выплатить рассрочку побыстрее, мы взяли кредит и открыли вторую точку. Казалось, план надежный, как швейцарские часы. Долг планировали отдать к началу 2015 года. Но пришел 2014-й и резко изменил макроэкономическую ситуацию в России. Доллар подскочил с 30 рублей до 60, а у нас рассрочка и кредит — в валюте. Люди перестали покупать даже в канун Нового года, хотя обычно это было самое прибыльное время.

В итоге мы оказались перед выбором: погасить долги и остаться с пустыми полками или договориться об отсрочке платежа и закупить товар. Прежние владельцы не согласились отсрочить платеж, и мы вернули им два магазина вместо одного без каких-либо доплат с их стороны. Мы потеряли более $160 тыс.

Вывод: Товарный бизнес очень остро реагирует на спрос и общую экономическую ситуацию в стране и мире. В России иногда случаются крутые повороты. Как только начинает трясти, люди перестают покупать. Поэтому заработать на магазине может быть сложно.

Для сравнения, с прачечными и химчистками такого не бывает. В крайнем случае, если дело не пойдет, можно продать оборудование и выйти сухим из воды.

Витрина магазина посуды и подарков
Витрина магазина посуды и подарков

Бренд одежды «Кукла»

После того как мы продали магазин, у меня случилось кровоизлияние в мозг. Мысль, что я могу умереть и оставить жену с ребенком без средств, заставила переосмыслить подход к бизнесу. После выздоровления я вернулся к прачечной в Иркутске и решил вложить все силы в ее развитие. Что из этого вышло, расскажу чуть позже.

А Марии захотелось запустить собственный бренд одежды. Это было эмоциональное решение, желание убежать от рутины декрета. Но я поддержал жену и работал на два бизнеса.

В успехе не было сомнений, ведь до беременности Мария неплохо зарабатывала на продаже одежды собственного пошива. На заработанные деньги супруга подарила мне iPhone и портфель Ted Baker.

Коллекция бренда одежды «Кукла»
Коллекция бренда одежды «Кукла»

Да, мы снова наступили на те же грабли: зашли в новую нишу, не изучив рынок. Оказалось, что ниша моды невероятно конкурентна: все хотят быть дизайнерами, но не все понимают, насколько это сложно. Требовались большие вложения в продвижение из чистой прибыли, а также вовлечение во все процессы: от закупки тканей и разработки дизайна до маркетинга. Прибыль мы увидели только спустя два года. Но Мария к тому времени выгорела.

Вывод: Из-за большой конкуренции в нише очень высокая стоимость привлечения одного клиента (около 40 тысяч рублей). Кроме того, бренд требует постоянного вовлечения владельца и вложений. Такой «прожорливый» бизнес крайне сложно масштабировать. Когда в феврале 2022-го в стране начались очередные экономические потрясения, товарный бизнес снова «просел». Люди перестали покупать.

Мария Голикова

До декрета мы с Игорем вместе вписывались в разные бизнес-авантюры. После рождения сына нам пришлось научиться оставаться командой, занимаясь при этом разными бизнесами. К сожалению, помощь мужа я принимала как должное. В то время у нас было много споров.

Мария Голикова в одежде собственного бренда
Мария Голикова в одежде собственного бренда

Перекресток

Пока мы с Марией искали себя и удачную нишу, прачечная в Иркутске продолжала работать. После болезни я понял, что мне нужна стабильность, и решил остановиться на нише услуг. Рассматривал два пути: остаться в прачечных или попробовать франшизу медицинских лабораторий. Франшиза анализов требовала возвращать 50 % прибыли головной компании. Меня это оттолкнуло. Поэтому, кстати, при создании собственной франшизы химчисток «Хозяюшка» мы сразу отказались от таких требований.

Потенциал прачечных раскрылся, когда я начал уделять им время. Мы открыли еще две точки и переориентировались на другой сегмент целевой аудитории — b2b. Добавили новые услуги и часть из них отдавали на аутсорсинг. Мы вышли на оборот 400 тысяч рублей, а прибыль составляла 100 тысяч рублей. Среднедневная выручка — 5–7 тысяч.

Мария Голикова

Игорь очень много работал. Однажды наш сын попал в больницу. Я сильно перепугалась. Требовалась операция. Но Игорь не смог к нам приехать, потому что на стройке случился какой-то форс-мажор.

Чтобы масштабироваться дальше без потери качества, мы хотели внедрить CRM-систему и докупить оборудование, чтобы не отдавать услуги на аутсорс. Однако франчайзер нас не поддержал. Это стало толчком к созданию собственной франшизы. Сомнений в выборе ниши больше не было. В 2020 году мы запустили собственную франшизу химчисток «Хозяюшка».

Вывод: Чтобы бизнес показал хороший результат, нужно уделять ему время. Как только мы сфокусировались на прачечных, пересмотрели стратегию и ЦА, они стали приносить стабильную прибыль. Ниша услуг была стабильной даже в моменты экономических кризисов в стране.

Игорь Голиков закупает стиральный порошок для прачечных самообслуживания 
Игорь Голиков закупает стиральный порошок для прачечных самообслуживания 

Заключение

Поиски идеального бизнеса заняли у нас 8 лет. Вот какие выводы мы сделали за время поисков:

1. Перед выбором ниши проанализируйте рынок с холодной головой. Не поддавайтесь эмоциям. В каждом бизнесе есть свои сильные и слабые стороны. Например, рынок товаров реагирует на экономические встряски сильнее, чем рынок услуг.

2. В качестве первого опыта стоит выбрать франшизу. Франчайзи уже наладили внутренние бизнес-процессы и набили шишки при запуске. Вы можете использовать их опыт на старте.

3. Любой бизнес требует вашей вовлеченности. Сидеть под пальмами, пока на карточку капают деньги, не получится.

4. Вести шесть бизнесов одновременно может только Илон Маск. Рекомендую все же сфокусироваться на чем-то одном. Бизнес, в который вы полностью погружены, будет работать на вас, а не высасывать ваши ресурсы.

В итоге мы выбрали франшизу химчисток потому, что:

  • по сравнению с товарным бизнесом бизнес услуг стабильно приносит прибыль и не проседает во времена экономических потрясений;
  • рынок химчисток менее конкурентный, чем рынок брендов одежды, поэтому стоимость привлечения одного клиента ниже;
  • химчистки требуют меньшего участия от владельца, чем пошив одежды;
  • набив шишки при запуске первой точки франшизы, дальше можно масштабироваться, используя проверенные стратегии.

Надеюсь, эти советы помогут вам решиться на перемены и не сдаваться на старте.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой телеграм-канал. В нем я делюсь свежими данными о бизнесе химчисток и разными лайфхаками для предпринимателей.

Как мы поменяли 3 бизнеса, чтобы найти идеальный

Остались вопросы? Спрашивайте в комментариях — отвечу!

1919
1919
11
11
11
11
78 комментариев

Все с этого начинают предприниматели — не всегда первая идея взлетает !

3
1

У нас вышло так что именно первая идея оказалась самой стабильной, не без изменений, но все же 😅

3

А иногда даже не третья.

А порой и ничего не взлетает. Но в реальном секторе экономики есть плюсы в сравнении со стартами, где «умирают» 99%

У Вас был опыт в бизнесе?

3

Мы тоже поменяли три бизнеса, причем за полгода. Искали хорошую бизнес-модель

4

Похоже на важное качество предпринимателя - меняться и менять

3

Отличный пример того, как поиск идеального бизнеса — это не прямая дорога, а череда итераций и смелости менять курс. Главное — видеть возможности в каждой попытке, и отказываться от того, что не летит!

3

Отличный комментарий, спасибо большое за него. В точку

1