Как музыка в магазине одежды помогает посетителям настроиться на шопинг

Надоедливые поп-треки, которые играют из хрипящих колонок в торговом зале, — то, что легко отпугнет покупателя и заставит поскорее уйти в другой магазин. А как добиться обратного эффекта: направить внимание человека на ассортимент и дать почувствовать себя звездой подиума?

Как музыка в магазине одежды помогает посетителям настроиться на шопинг

Привет! На связи Артём Никалёв — руководитель Музыкального сервиса «Кубик Медиа». С 2013 года мы создаем музыкальное оформление для бизнеса. Наши плейлисты можно услышать в магазинах IDOL, 12 STOREEZ, Belle You и Namelazz. Сегодня расскажу, зачем музыка на самом деле нужна фешен-бренду и как с ее помощью привлечь и удержать клиентов.

Зачем беспокоиться о музыкальном оформлении, если на него не обращают внимания

На первый взгляд к музыке в магазине и правда мало прислушиваются. Но что будет, если она вдруг выключится? А если один трек заиграет громче другого? Или треки всё время будут сопровождаться шипением?

Музыкальное оформление служит приятным фоном для любителей шопинга, но это не единственная его задача. Вот что делает подходящий плейлист:

  • Усиливает бренд-идентичность. Музыка может поддержать образ и сформировать нужные ассоциации у посетителей. А еще она помогает отстроиться от других брендов. Всё это сработает, только если треки подобраны с учетом вкусов целевой аудитории.

Например, подростки запомнят магазин молодежной одежды, если услышат в нем k-pop. Они почувствуют знакомый вайб, присмотрятся к вещам на рейлах и, скорее всего, вернутся за покупками в будущем.

В люксовых магазинах покупатели обычно ищут атмосферу спокойствия, умиротворения и одновременно лоска. Создать ее можно с помощью легкого джаза или других инструментальных композиций.

  • Удерживает посетителя в магазине и мотивирует на покупку. Музыка влияет на поведение человека, и это можно использовать для управления клиентским потоком.

Исследование, опубликованное в Future Business Journal (2023), показывает, что эмоциональный интеллект влияет на принятие решений о покупках, в том числе импульсивных. Если воздействие на эмоциональный фон положительное — доверие и лояльность повышаются. А музыка, как инструмент сенсорного маркетинга, как раз способна создать комфортную атмосферу и улучшить восприятие бренда.

Если же посещение магазина сопровождается негативными эмоциями — это отрицательно сказывается на коммерческих результатах. Исследование, проведенное в торговых точках дизайнерской одежды Filippa K, показало, что неправильный выбор музыкального сопровождения может снижать продажи на 6%, особенно в категориях женской одежды.

  • Укрепляет эмоциональную связь. Люди часто идентифицируют себя с определенными музыкальными жанрами. Бренды могут использовать это, чтобы создать особое восприятие и сформировать вокруг своих продуктов сообщество.

Чтобы связь была крепче, нужно дать покупателям возможность «зацепиться» за треки в магазине и забрать их себе. В таком случае неплохо иметь брендовые плейлисты на стриминговых платформах или в соцсетях.

Брендовые плейлисты создают специально для продвижения компании в онлайн-пространстве. Они формируются на основе позиционирования, целевой аудитории и ее ценностей. Такие подборки помогают бренду шире транслировать свою философию через музыку.

Бренд IDOL публикует в «Яндекс Музыке» плейлисты, которые дополняют истории разных коллекций. Покупатели могут подписаться на них и видеть, когда в магазине появилась новая одежда 
Бренд IDOL публикует в «Яндекс Музыке» плейлисты, которые дополняют истории разных коллекций. Покупатели могут подписаться на них и видеть, когда в магазине появилась новая одежда 

4 приема, которые помогут управлять поведением клиентов

Если хотите, чтобы музыка решала задачи бизнеса, не получится просто включить подборку популярных треков на стриминге и крутить из одной колонки в углу зала. Нужно воздействовать на покупателей грамотно.

Подбирать треки с подходящим темпом. Быстрые композиции ускоряют клиентский поток: взгляд человека скользит по ассортименту, он стремительнее делает выбор и уходит. Медленные треки действуют наоборот — в спокойной обстановке хочется неспешно прохаживаться вдоль полок и дольше изучать одежду.

Используйте этот прием с учетом специфики бренда. В массовом сегменте покупателей обычно больше, поэтому для этих магазинов выбирают быстрые поп-треки. Например, массмаркет может звучать так:

Люксовые бренды относятся к музыкальному оформлению более избирательно, предпочитают размеренные композиции, которые обволакивают и успокаивают. Их цель — задержать клиента в зале надолго, а энергичная музыка для этого не подойдет.

Адаптировать плейлист. Продолжаем говорить про темп музыки: он может отличаться в зависимости от времени суток. Например, утром в магазинах играют плейлисты с быстрыми композициями, которые бодрят посетителей и сотрудников. Вечером уместнее расслабляющие треки — они задержат клиентов в зале.

Возможен и обратный сценарий. В некоторых торговых точках медленную музыку включают утром, так как в это время посетителей меньше, а в час пик ставят треки, которые ускоряют поток клиентов.

Адаптация — вопрос индивидуальный. Здесь нет готовой формулы, которая точно сработает в пользу бренда. Попробуйте отследить посещаемость ваших точек и на основе этой информации поэкспериментируйте с музыкальным сопровождением.

Еще можно пересматривать плейлист по конкретным поводам. Например, перед Новым годом часто включают легкий джаз в духе композиций Синатры. Эти мелодии помогают создать праздничное настроение — в такой атмосфере людям приятнее выбирать подарки.

Управлять громкостью. Музыка должна распределяться по помещению равномерно: тогда она захватывает всё пространство и всегда остается для посетителя ненавязчивым фоном. Чтобы добиться такого эффекта, важно учитывать геометрию магазина, высоту и тип потолка.

На что обратить внимание при настройке:

  • Громкость во всех магазинах сети должна быть одинаковой: не слишком давящей, но и не слишком тихой. Чтобы настроить одинаковый уровень громкости, можно воспользоваться технологией контроля звука.
  • Зону касс не нужно перегружать и ставить рядом отдельную колонку. Сотрудники и клиенты не должны повышать голос, чтобы слышать друг друга.

Еще мы не рекомендуем использовать в магазинах стереосистемы — это частая ошибка. Стерео делит музыку на два канала: в итоге покупатели в одной части помещения отчетливо слышат только гитару, а в другой — только пианино. Единое звуковое пространство искажается.

Зонировать пространство. Этот прием работает в больших магазинах, например с несколькими этажами. Включайте разные плейлисты в мужском, женском и детском зале, чтобы направить посетителя туда, где его заинтересует больше товаров. Но важно, чтобы композиции не накладывались друг на друга. Для зонирования обычно используют специальные процессоры или многоканальные устройства.

Особую роль играет музыка в примерочных. С помощью регулятора громкости здесь можно создать более спокойную атмосферу, чтобы покупатель не торопясь примерил одежду и посоветовался с другом.

На что обратить внимание при создании музыкального оформления

Неправильно подобранная музыка или ее плохое звучание может оттолкнуть потенциальных клиентов. А если забыть о соблюдении авторских прав — есть риск не только лишиться покупателей, но и получить штраф. Рассказываю, как избежать неприятностей.

Собирайте плейлисты, сочетающиеся с образом бренда. Когда подбором треков занимается один или несколько человек из команды, есть риск не собрать единый посыл. Каждый внесет свое видение, и в результате получится «франкенштейн». Например, если лаундж-треки будут сменяться внезапным хип-хопом, посетители точно обратят внимание на несостыковку и отвлекутся от покупок.

Прежде чем составить плейлист, мы в Кубик Медиа много общаемся с брендом, чтобы считать видение, которое закладывалось при создании и развитии. В итоге музыкальное оформление поддерживает общую концепцию.

Также нужно быть осторожными с радиохитами, такими как Despacito или Dance Monkey. Подобные треки набирают популярность, так как в них есть триггерные мотивы: легкий заедающий припев, искаженная манера исполнения, цепляющие инструментальные мелодии. Иронично, но именно эти особенности композиций быстро надоедают. Если добавляете хиты в свой плейлист, не упустите момент, когда они начнут всех раздражать.

Последний нюанс, который необходимо учитывать при подборе, — это подтекст музыки. Лучше не использовать треки, связанные с чувствительными темами: криминальный рэп, религиозные поджанры метала и т. д. Такие композиции могут вызвать негативную реакцию покупателей, поэтому наши музыкальные редакторы удаляют их из подборок.

Проверьте легальность плейлиста. Даже если сотрудник, которому поручили подобрать музыку, отлично знает позиционирование и аудиторию бренда, остается вопрос о соблюдении авторских прав.

Дело в том, что, покупая подписку на стриминговый сервис, вы получаете право лишь на индивидуальное прослушивание музыки. Воспроизводить ее со своего устройства на аудиторию магазина — да и любого публичного места — нельзя: контролирующие организации РАО и ВОИС могут выписать штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей за каждый случай использования нелицензионного трека. При этом получить лицензию сложно: нужно предоставить список всех композиций, отметить, сколько раз они будут звучать в эфире, и решить другие нюансы.

В Кубик Медиа мы используем только лицензионные композиции и помогаем компаниям разобраться с выплатами в контролирующие организации в сфере авторских прав. А если клиент хочет создать уникальное музыкальное оформление — привлекаем композиторов и записываем авторские треки с передачей всех прав.

Будьте внимательны к подбору музыкального оборудования. Идеально подходящий бренду плейлист будет звучать плохо, если транслировать его через пожарные громкоговорители или одну портативную колонку. Звук в таком случае распространяется неравномерно, его слышно только рядом с устройством, что ломает восприятие.

Лучше всего установить в зале профессиональную систему с несколькими колонками. Размещать ее нужно так, чтобы звук шел сверху вниз: это приятнее для прослушивания, даже когда музыка просто играет на фоне.

Если бюджет небольшой и приходится подключать более простую систему, старайтесь избегать в подборках треков с высокими и низкими частотами — рока или классической музыки. Обычная техника «срезает» часть звуковых волн, поэтому композиции будут звучать не так, как задумывалось.

Наши специалисты по запросу выезжают на офлайн-точки: проверяют акустику помещения, показывают несколько вариантов оборудования из разных сегментов и устанавливают его в нужных местах. Так звук проигрывается качественно и распространяется по помещению равномерно.

Пример размещения звукового оборудования в зале на 150 м2 
Пример размещения звукового оборудования в зале на 150 м2 

Регулярно обновляйте список треков. Запускать одну и ту же подборку по кругу не стоит: надоедливая мелодия будет весь день крутиться в голове у покупателей, что испортит впечатления от шопинга. А сотрудники торгового зала начнут ориентироваться по композициям как по часам.

Обновлением плейлиста может заниматься управляющий или даже кто-то из работников магазина, но у них есть и свои обязанности. Музыкальные редакторы Кубик Медиа всегда помогут с подбором и обновлением плейлистов. А с помощью специального Музыкального сервиса вы сможете сами управлять готовыми подборками.

Если хотите включать музыку, которая привлечет покупателей в магазин и усилит их связь с брендом, заполните бриф. Мы создадим для вас уникальную музыкальную концепцию, настроим оборудование и предоставим Музыкальный сервис.

Поделитесь своими впечатлениями в комментариях: как на вас действует музыка в магазинах? Были ли у вас ситуации, когда из зала хотелось сбежать? А когда, наоборот, задержаться?

2323
11
27 комментариев

Очень редко хожу на шопинг в ТЦ именно из-за какофонии звуков. Из всех магазинов что-то громко играет, через полчаса уже голова квадратная :(

1
1

Наталия, вы абсолютно правы: хаотичные звуки в торговых центрах могут испортить весь шопинг.

Это происходит из-за того, что каждый магазин ставит свою музыку, не думая о том, как это звучит вместе с соседями. Ещё к проблемам можно отнести отсутствие грамотного звукового зонирования и хорошей акустической подготовки помещений.

1

На самом деле из таких мелочей складывается успешный бизнес. Казалось бы - музыка в помещении, вроде бы мелочь, но это действительно рабочий лайфхак. Я впервые во время работы с этим столкнулась и в магазинах, где играет музыка - люди и в правду чаще покупают товары

1
1

Ева, всё абсолютно так: музыка — это больше, чем просто фон. Это инструмент, который действительно влияет на настроение и поведение покупателей.

Исследования показывают, что правильно подобранная музыка помогает создать комфортную атмосферу, задерживает клиентов в магазине и даже стимулирует покупки. Например, спокойные мелодии замедляют и темп нахождения посетителя в магазине, а динамичные ритмы поднимают настроение и задают энергию.

1

В одном магазине так громко играла музыка, что было неприятно ходить в него. Хотя одежда красивая была

1
1

Екатерина, вы затронули важную тему: громкость музыки в магазине действительно влияет на комфорт покупателей. Слишком громкий звук может отпугнуть посетителей, даже если ассортимент привлекателен.

Исследования показывают, что оптимальный уровень громкости фоновой музыки в торговых помещениях составляет около 40–50 дБ. При таком уровне покупатели могут комфортно общаться, не повышая голос.

1

Раньше даже не задумывался об этом)) Действительно, в некоторых магазинах очень приятно находиться. Оказывается, все продуманно до мелочей.

1
1