«С опытом в профильных IT-олимпиадах легче попасть на стажировку в хорошую компанию»

Организаторы, участники и победители «Технокубка» рассказывают, какие перспективы дают соревнования.

«С опытом в профильных IT-олимпиадах легче попасть на стажировку в хорошую компанию»

В этом году олимпиаде по программированию «Технокубок» исполняется 10 лет — это соревнование для школьников VK в свое время запустила совместно с МФТИ и МГТУ имени Н. Э. Баумана. О том, как за это время изменилось олимпиадное программирование и как оно сегодня влияет на карьеру в IT, рассказывают организаторы и участники «Технокубка» разных лет.

«Технокубок» – это олимпиада с историей

Рудольф Дик
Менеджер олимпиадного направления VK Education

Ежегодно VK поддерживает более 30 интеллектуальных состязаний по программированию, ИИ, ML и другим технологическим направлениям. Но «Технокубок» благодаря своей многолетней истории занимает особое место в этом списке.

За 10 лет в олимпиаде приняли участие свыше 40 тысяч школьников. Многим олимпиада помогла найти свое призвание, поступить в лучшие вузы страны и построить успешную карьеру в IT. Для многих талантливых ребят она стала своего рода «трамплином» в сферу цифровых технологий — более 120 сотрудников VK дошли до финала «Технокубка» в разные годы.

А еще она по-своему новаторская: сегодня уже есть другие олимпиады, где можно участвовать онлайн и офлайн или в нескольких отборочных турах, но «Технокубок» был одним из первых таких соревнований, где мы хотели охватить ребят со всей страны и дать равные возможности для участия. Систему с дистанционным участием мы реализовали через нашу технологическую платформу All Cups.

Владимир Куренков
Преподаватель МФТИ ВШПИ, старший преподаватель НИУ ВШЭ и методист «Технокубка»

Многие олимпиады организованы по принципу «сдал или не сдал», то есть существует два возможных вердикта — задача решена или нет. «Технокубок» же дает участникам больше возможностей.

У этой олимпиады есть специальная продуманная система с частичными баллами. Это когда участник может сдать несколько решений одной и той же задачи и набрать разное количество баллов, в зависимости от того, насколько решение более оптимизировано. Если решение наивное, то участник получит, например, 20 баллов, но если потом он сможет предложить другое, более удачное, то наберет больше. При этом он не потеряет старые баллы, если новое решение не пройдет — по каждой задаче учитывается лучший результат из всех попыток (а их целых 100).

Еще одно важное преимущество — три равнозначных отборочных этапа. Например, если на Всероссийской олимпиаде школьников участник в региональном туре выступил неудачно, то в заключительный уже не попадет. А в «Технокубке» есть три попытки пройти в финал. И все отборочные раунды сбалансированы между собой по уровню сложности задач. Мы смотрим результаты первого раунда и с учетом них формируем задачи на второй раунд, и с третьим точно так же.

Из года в год уровень участников может немного отличаться, их может быть разное количество. Но мы стараемся адаптироваться, чтобы соревнование было максимально доступно как продвинутым олимпиадникам, так и начинающим. Даже те, кто только пробуют участвовать и не проходят в финал, но пишут все три тура — получают очень ценный опыт.

Олимпиадный бэкграунд как старт в IT

Артур Петуховский
Выпускник ФКН НИУ ВШЭ, победитель «Технокубка» 2017

В университете оказалось, что в «Технокубке» участвовало очень много моих ровесников, а тогда уже одногруппников. Почти все студенты, которые поступали в университет по результатам олимпиад, участвовали в финале и было приятно вспомнить былые школьные времена. Иногда можно было даже найти общие фотографии из тех времен, когда мы еще учились в школе и не были хорошими друзьями.

Владимир Куренков
Преподаватель МФТИ ВШПИ, старший преподаватель НИУ ВШЭ и методист «Технокубка»

Мы с коллегами, особенно из бизнеса, периодически обсуждаем, что участие в олимпиадах дает человеку в будущем. Если подвести какое-то общее резюме, то бывшие олимпиадники быстрее адаптируются на работе. Они умеют трудиться.

Опыт олимпиад пригождается еще в школе, например, при сдаче ЕГЭ. Экзамены — это огромный стресс, а для школьников, прошедших на соревнованиях “огонь и воду”, это что-то более привычное. Участникам, которые поступают в такие вузы как МФТИ, НИУ ВШЭ, ИТМО, знания по алгоритмам, структурам данных очень помогают в учебе.

И в дальнейшем когда человек приходит на работу, ему там тоже приходится учиться. Учиться работать в команде, осваивать новые стеки технологий, особенности, например, корпоративной разработки. Опыт участия в олимпиадах помогает быстрее приспосабливаться к новым требованиям и вливаться в команду.

Плюс, хорошая алгоритмическая база позволяет немного иначе смотреть на многие уже известные вещи, потому что в тех же базах данных очень много математики. И, те, кто успешно занимался алгоритмами, прекрасно могут себе представлять, как они в том или ином случае работают “под капотом”.

Егор Чунаев
Двукратный участник ICPC World Finals и участник «Технокубка» 2016

Имея олимпиадный бэкграунд, легко попасть на стажировку во многие хорошие IT-компании, так что просто решайте задачи пока нравится, а остальное – придет.

Олимпиадное программирование — это спорт

Егор Чунаев
Двукратный участник ICPC World Finals и участник «Технокубка» 2016

Сегодня в олимпиадном движении точно вырос средний уровень участника. Знания, которые раньше были у редких школьников – теперь мастхэв уже чуть ли не на уровне региональных соревнований. Вырос набор идей, который надо знать, чтобы успешно выступать: например, в 2016 году на IOI дали лямбда-оптимизацию как самую сложную задачу, а теперь это просто известная идея, которую на топ уровне точно все умеют применять.

Владимир Куренков
Преподаватель МФТИ ВШПИ, старший преподаватель НИУ ВШЭ и методист «Технокубка»

Когда я начинал заниматься олимпиадами в 2008 году, это было что-то очень узкое: участвовало небольшое количество школ из Москвы, Питера и регионов, которые этим серьезно занимались. Но за последние 15 лет олимпиадное программирование, как студенческое, так и школьное, приобрело большую популярность.

Теперь оно уже во многом похоже на спорт. А в спорте больше всего ценятся регулярные тренировки — решение задач. Способов тренироваться очень много. Можно порешать задачи прошлых лет на All Cups, пройти бесплатные курсы от МФТИ и многое другое.

Есть такая старая римская поговорка — “порядок бьет класс”. То есть вы можете быть практически гениальным, но если вы не занимаетесь регулярно, вам будет сложно победить.

Рудольф Дик
Менеджер олимпиадного направления VK Education

В этом году VK Education запустила бесплатный онлайн-курс «Старт в олимпиадном программировании». Мы накопили большой опыт в подготовке заданий, проведении соревнований и создали этот курс вместе с Михаилом Густокашиным, тренером, который готовит чемпионов мира самых престижных состязаний.

В программировании, как и любой области, надо с чего-то начинать и здорово, если это какой-то продуманный, систематизированный материал. Мы запустили этот формат, чтобы помочь школьникам, которые только начинают участвовать в олимпиадах подготовиться к отборочным испытаниям, потренироваться в решении задач и уверенно выступать в олимпиадных соревнованиях.

Заключительный этап отборочного раунда «Технокубка» пройдет 22 декабря, а финал — 2 марта онлайн на платформе All Cups и очно на площадках вузов-партнеров.

22
11
3 комментария

интересно а кроме програмистов вы через олимпиады набираете?

блин нафига по 3 раза одни и те же фотки выкладывать у меня в глазах зарябило

Я считаю, что тема IT-олимпиад и их влияния на карьеру в IT очень важна, и такие мероприятия, как "Технокубок", играют значимую роль в развитии молодых талантов.